Вера как наркотик. Нейрохимия коллективного безуми

Вера как наркотик: нейрохимия коллективного безумия.

Различие между людьми, которые полагаются на веру, и теми, кто опирается на знания, затрагивает глубинные аспекты работы мозга, социального воспитания, мышления, мировоззрения и способов познания мира.

Вера базируется на доверии к авторитетам (священных текстах, культовых или социальных служителях) без необходимости рациональных доказательств. Для верующих истина определяется через авторитет. При этом вера часто рассматривать сомнения как угрозу или испытание, устойчива к изменениям, т.к. связана с эмоциями, предрассудками, привычками, стереотипами.

Для опирающихся на знание истина проверяется через воспроизводимость, эксперимент и критический анализ. Знание динамично, т.к. научные теории пересматриваются при появлении новых данных. Знание поощряет сомнения как инструмент проверки гипотез.

Люди, склонные к вере, чаще полагаются на эмоции, тогда как опирающиеся на знание больше доверяют критическому мышлению.

Вера и знание — разные способы взаимодействия с реальностью. Выбор между ними (или их сочетание) зависит от личности, воспитания, культуры и целей познания.

С точки зрения науки люди, полагающиеся на веру, живут с преобладанием работы лимбической системы мозга (миндалина, гиппокамп, гипоталамус), которая отвечает за эмоции, память, бессознательные реакции. Вера активирует дофаминовые и окситоциновые цепи, создавая чувство уверенности, принадлежности и утешения. Ритуалы, молитвы, переживания снижают активность префронтальной коры (отвечающей за критическое мышление) и усиливают эмоциональные состояния. Эффект "веры вопреки фактам" объясняется тем, что лимбическая система подавляет рациональные факторы, таким образом вера создаёт некий матричный психический комфорт.

В свою очередь люди, полагающиеся на знания, живут с преобладанием работы неокортекса, который отвечает за системность, логику, анализ, абстрактное мышление. Критическое мышление требует торможения эмоциональных импульсов. Дофамин в неокортексе работает иначе – он поощряет не слепую уверенность, а поиск новых данных и адаптацию убеждений. Научное познание опирается на рабочую память, проверку гипотез и коррекцию ошибок — это функции передней поясной коры (ACC).

Нередко лимбическая система и неокортекс вступают в конфликт и тогда происходит:
•  Когнитивный диссонанс. Когда факты противоречат вере, лимбическая система часто игнорирует рациональные доводы, чтобы сохранить эмоциональный баланс.
•  Слепая вера в науку. Когда даже как бы рациональные люди иногда догматизируют знания, что тоже связано с лимбической системой и эмоциональной привязанностью к идеям.

Таким образом, вера сильнее связана с эмоциональными и бессознательными процессами, т.е. лимбической системой мозга. Тогда как знание требует активной работы неокортекса, особенно префронтальной коры.

Человеческий мозг — это результат эволюции, где древние эмоциональные структуры (лимбическая система) и новые нравственно-интеллектуальные отделы (неокортекс) нередко вступают в противоречие.

Ныне большинство людей живёт в стрессе (вырабатывается гормон стресса кортизол, который подавляет неокортекс и усиливает эмоциональные реакции) и ведёт негативный образ жизни (снижается уровень серотонина, что вызывает нарушение регуляции секреции кортизола и подавление неокортекса, и далее часто приводит к повышенной импульсивности, беспокойству, паническим атакам, чувству тоски, навязчивым негативным мыслям, тревожности, беспричинному гневу, депрессиям).

И т.к. большинство живёт с депрессиями, неврозами, религиозным или идеологическим фанатизмом, то это перегружает и подавляет неокортекс. В результате архаичная лимбическая система побеждает, а граждане уповают на веру/авось, а не знания и критическое мышление. Это понимание является ключом как к человеческой иррациональности, так и к потенциалу нашего развития и роста.


Рецензии