И создал Бог кошку 5
КРАСНЫЙ КОТ И СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК
Вплоть до недавнего времени считалось, что кошка впервые была одомашнена примерно 5.000 лет назад в Древнем Египте. Однако упомянутые генетические исследования показали, что хотя египетские кошки входят в одну группу (которая была учёными названа Средиземноморской) с кошками современной Турции, но более древнее происхождение последних предполагает, что в Древний Египет домашняя кошка могла попасть только из более древнего центра доместикации, а именно из Анатолии. Примерно в 4-ом тысячелетии до н. э. в Древнем Египте начало развиваться земледелие, и начался переход к оседлому образу жизни. Тогда же на возвышенных участках вдоль берегов Нила начали появляться первые постоянные поселения из глинобитных домов. Каждый июль в древнеегипетский Новый год в горах таял снег и разливался Нил, затопляя поля. Вода спадала только в сентябре, оставляя на полях ил, который удобрял почву, обещая богатый урожай зерна. Собранного зерна хватала на весь последующий год вплоть до следующего июля. Чтобы сохранить урожай, древние египтяне начали строить зернохранилища. Именно с этого времени в Древнем Египте встал вопрос защиты урожая от грызунов, а в жизни древних египтян появились первые кошки, которые не только защищали зернохранилища от грызунов, но и жилища людей от ядовитых змей. Вероятнее всего это были пойманные и прирученные мелкие кошачьи. Во время раскопок захоронений в местечке Мостагеда (Mostagedda), расположенном в 50 км к югу от современного города Асьют (Asyut) в среднем течении Нила, было обнаружено захоронение ремесленника, в ногах которого находились скелеты газели, предназначенной для посмертной трапезы умершего, и кошки, которая должна была сопровождать хозяина в загробной жизни. Ученые установили, что возраст этого захоронения, а именно 4-ое тысячелетие до н. э., совпадает с периодом перехода древних египтян к оседлому образу жизни. Хотя ученым ещё не удалось выяснить, к какому подвиду принадлежала кошка, и была ли она прирученной или одомашненной, данное захоронение является самым ранним из обнаруженных древнеегипетских совместных захоронений человека и кошки. В некрополе Иераконполя (Hierakonpolis) (древнеегипетского Нехена (Nekhen) - религиозного и политического центра Верхнего Египта конца додинастической эпохи и времени первых династий), расположенного в 650 км к югу от Каира (Cairo) и в 80 км южнее Луксора (Luxor), в захоронении, датируемом 3.700 г. до н. э., бельгийскими археологами Верле Линселе (Veerle Linseele), Вимом Ван Нером (Wim Van Neer) и Станом Генриксоном (Stan Hendrickx) были обнаружены скелеты семи бабуинов и новорожденного бегемота, а также скелет камышового кота (Felis chaus), прижизненные переломы левого плеча и правого бедра которого исключали возможность его выживания на воле. Археологи пришли к выводу, что кот получил эти травмы в момент пленения, и что не менее 4-6 недель он содержался в неволе, пока его травмы не залечились, вплоть до захоронения вместе с другими животными, когда все они были умерщвлены во время какого-то неизвестного ритуала.
Благодаря тому, что древние египтяне довольно часто рисовали кошек на фресках, украшавших стены дворцов и гробниц, а также на различных предметах, использовавшихся в быту, можно проследить этапы одомашнивания кошки в Древнем Египте и определить его хронологию. Самое раннее изображение кошки было обнаружено на фреске в так называемой «Комнате времен года» в храме солнца, который датируется 3-им тысячелетием до н. э. и расположен к юго-западу от Каира на западном берегу Нила. А самое раннее изображение кошки в ошейнике, как свидетельство того, что к тому времени в Древнем Египте кошки были приручены, найдено на фреске в одной из гробниц некрополя в пустыне Саккара (Saqqara) (2.500-2.350 г. г. до н. э.), находящейся в 30 км от Каира. На одной из настенных росписей из вытесанных в скале 39 гробниц эпохи Среднего Царства (2.040 - 1.782 г. г. до н. э.), расположенных около современного селения Бени-Хасан (Beni Hasan), которое находится на расстоянии 245 км от Каира, кошка изображена в домашней обстановке рядом с хозяйкой, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что к этому времени в Древнем Египте уже существовали домашние кошки (Felis silvestris catus).
У древних египтян кошка была наиболее часто мумифицированным животным. Это позволило ученым выделить среди древнеегипетских мумий мелких кошачьих три подвида: прирученный камышовый кот (Felis chaus), прирученная, но не до конца одомашненная ближневосточная дикая кошка (Felis silvestris lybica) и отличающаяся от них меньшими размерами домашняя кошка (Felis silvestris catus). Эти группы кошек играли разную роль в жизни древнеегипетского общества.
Коты красного окраса почитались в храмах бога солнца Ра, а кошки в храмах богинь солнца - богини-матери Баст (Бастет) или богини-воительницы Сехмет, где им поклонялись как персонификации этих наиболее могущественных богов древнеегипетского пантеона. В 17-й главе свода сакральных текстов, который получил название "Книги мертвых", бог солнца Ра, выступает как "великий кот", который каждую ночь сражается со змеем Апепом, считавшимся персонификацией сил зла, тьмы и хаоса, и на рассвете побеждает его. Однако, не каждый красный кот или кошка считались священными. Для этой роли жрецы храмов специально отбирали кошек по ряду характерных признаков. Считалось, что душа бога вселялась в ассоциированное с ним животное, а после его смерти переселялась в другое животное с соответствующими признаками. Именно этим кошкам оказывались особые почести, к ним были приставлены жрецы, жрицы и слуги. После смерти их погребали в больших каменных или деревянных саркофагах, в которые помещали украшения, амулеты и другие богатые подарки. Как свидетельствует Джоан (Уастлхьюбер) Миллер (Joan (Wastlhuber) Miller), Вице-президент CFA (бывший Президент Фонда им. Роберта Уинна (The Robert H. Winn Foundation) в начальной главе фундаментального труда «Разведение кошек» (N. Pedersen et al., «Feline Husbandry»), специально написанном для ветеринаров и заводчиков кошек коллективом авторов под руководством Найлса Педерсена, директора Центра здоровья животных-компаньонов (Center for Companion Animal Health) при Школе ветеринарной медицины Калифорнийского университета, Дэвис, США, «внешний вид египетских кошек отличался явным единообразием. Судя по изображениям кошек в произведениях искусства и исследованным мумиям, они были короткошерстными, а окрас их шкурки был красноватым или желтоватым, с остаточными полосами тэбби рисунка или легкой пятнистостью. Эти характеристики подходили кошкам, живущим в условиях пустыни. Их удлиненное тело было гибким и мускулистым, с длинными элегантными конечностями. Голова была умеренно большой с большими челюстями. Этот тип тела был приспособлен для охоты и путешествий по большим незащищенным местностям».
Самую многочисленную группу составляли храмовые кошки, которых в возрасте до двух лет умерщвляли и мумифицировали, чтобы в загробном мире кошка могла передать просьбу паломника самой богине Баст (Бастет). В некоторых случаях мумии кошек помещали в футляры в форме различных частей человеческого тела в знак благодарности за ниспосланное исцеление и передавали в храм, в котором осуществлялось лечение. Большинство мумифицированных животных было убито во время ритуалов служения богам. В «городе мертвых» в Саккаре было обнаружено около 10.000 мумий кошек, преподнесенных в дар богине Баст. По результатам рентгеновских исследований, а в последние годы благодаря трёхмерной компьютерной томографии было установлено, что перед мумификацией кошки были умерщвлены посредством удушения или нанесения ударов по голове.
Следующую группу составляли собственно одомашненные кошки - домашние любимцы, которые жили в домах. Вероятно, почти у всех детей зажиточных египтян были кошки. У древних египтян даже существовали мужское имя «Па-Мью», что значит «кот», и женские имена «Миит», «Мирт» и «Мьют», которые переводятся как «кошка». О том, что эти кошки были домашними животными, позволяет судить не только их небольшой размер, наличие ошейников или то, как они были захоронены, но и иные свидетельства, подтверждающие наличие их связи с человеком. Известный египтолог Салима Икрам (Salima Ikram), адъюнкт профессор египтологии Американского университета в Каире, которая является одним из организаторов и руководителей Проекта по научному исследованию мумий животных (the Animal Mummy Project) в Египетском музее Каира, в интервью данном Саккаре Алистер (Saqqara Aleister) и опубликованном в Американской Хронике (American Chronicle) рассказала, что любимые питомцы богатых египтян часто сопровождали хозяев в их загробной жизни. В гробницах и саркофагах мумий домашних питомцев было все для их комфортного существования в загробном мире. Так, на картинах, нарисованных внутри саркофагов мумий кошек, часто изображали кошек, играющих с мячиком или ножки стола, чтобы и в загробной жизни они могли поточить коготки. Салима Икрам предположила, что домашние питомцы умирали естественной смертью, ведь, по словам Икрам, при просвечивании рентгеновскими лучами у этой группы мумий не было обнаружено никаких травм. «Я никогда не видела мумии любимых животных, убитых преднамеренно», - сказала она. К этим кошкам как раз то и относились древние египтяне как к членам своей семьи, а в случае смерти, их хоронили в фамильных склепах, и по ним соблюдали траур.
Видимо столь же многочисленной была группа кошек, которые жили при зернохранилищах и охраняли богатые запасы зерна от грызунов. Но данные об этих животных оказались наиболее скудными. Чуть больше известно об использовании камышовых котов во время охоты на птиц. Их изображения сохранились до наших дней на фресках, изображающих сцены охоты. Но в последующие века их место заняли фретки. И хотя камышовые коты приручаются, тем не менее, домашними они не стали.
Древний Египет дал название одной из самых редких и загадочных пород кошек - Египетской Мау. И хотя история породы начинается с 1953 г., когда русская княжна Наталья Трубецкая увидела кошек Египетского посла в Италии и уговорила его привезти ей несколько кошек из Египта, Египетские Мау заслуженно считались одними из древнейших домашних кошек, что было подтверждено результатами вышеупомянутых генетических исследований. Пятнистый окрас Египетских Мау, как чистопородных, так и случайного разведения из популяций современного Египта, напоминает вышеназванные изображения пятнистых кошек со статуэток из Хаджилара, которых ученые считают детенышами леопарда. До сих пор в Египте можно встретить на улицах городов серебристых, бронзовых и дымчатых кошек пятнистого окраса, которые могли бы составить честь своим присутствием любой международной выставке кошек. А если Вам особенно повезёт, то на рассвете, Вы, может быть, увидите красного кота плывущего вдоль берега Нила навстречу восходящему солнечному диску.
Свидетельство о публикации №225041401878