О дазайн-анализе

Итак, свершилось! Меня выперли с работы, можно сказать дали прямо «в лоб и без выходного пособия». Говоря откровенно, я уже давно нарывался, ибо сил моих больше не было терпеть творившийся там беспредел. В итоге к неописуемой радости фюрера и его шестёрки появился великолепный повод избавиться от меня на «законных» основаниях. Известное изречение Сталина «незаменимых нет» было любимой цитатой фюрера, однако он по скудости ума своего не понимал, что этот принцип работает в обе стороны, равно как забывал, а может и не знал вовсе, что Сталин любил повторять: «Кадры решают всё!» Разумеется, я не являюсь незаменимым, однако очень даже неповторимым. Утверждаю это без ложной скромности, ибо грузинская пословица гласит, что скромность – это добродетель, когда нет других достоинств. Мне часто говорили: «Да что ты кипишуешь?! Да так везде. Это общая тенденция. Смирись и адаптируйся! Стань адекватнее!»

А вот теперь пожалуйте к сути! После этой, казалось бы, совсем нефилософской преамбулы мы подошли вплотную к понятию адекватности. История психологии и психиатрии знает множество выдающихся имён и первые, которые приходят на ум – это Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Но речь сегодня пойдёт не о них, а о не менее именитых швейцарских психиатрах Людвиге Бинсвангере, к слову сказать его дядя лечил известного философа Фридриха Ницше, и Медарде Боссе. На основе идей немецкого философа Мартина Хайдегера ими была разработана совершенно иная (в противовес представлениям традиционной психотерапии) концепция подхода к душевным (психическим) заболеваниям или проблемам человека. Этот подход получил название дазайн-анализ или анализ существования и был основан на принципе Дас Ман (Das Man) Хайдегера, согласно которому абсолютно адаптированный к окружающей среде человек (которого в принципе ничего не беспокоит и он принимает всё, как ему кажется, философски) является на самом деле абсолютным механизмом, машиной, роботом не испытывающим никаких проблем, ибо «везде так и ничего с этим не поделать». Иными словами, глупо переть с зонтиком наперевес против танка. Таким образом, с точки зрения дазайн-анализа нет ничего более болезненного и ненормального, чем не «испытывающий никаких проблем обыватель».
 
Если традиционный психотерапевтический подход стремится адаптировать пациента к обществу, превратить его невроз, как выражался Фрейд, в обычное человеческое страдание, чтобы он стал как все и принял себя таким каков он есть, тем самым как бы закрепляя за ним статус больного, то дазайн-анализ, напротив, считает обратившегося к врачу, психологу или психотерапевту человека уже вставшим на путь выздоровления, поскольку его симптоматика лишь свидетельство душевного протеста против абсолютно больного мира в котором обитает Дас Ман. Посему выходит, что согласно концепции дазайн-анализа, моё категорическое нежелание смириться и адаптироваться к окружавшей меня до недавнего времени рабочей среде, говорит о полной моей адекватности. Более того, сама больная среда, не справившись с моей иммунной системой, была просто вынуждена капитулировать, и «Добби теперь свободен».


Рецензии