Норвежские исполины Генрик Ибсен и Эдвард Григ

 История создания и постановки драматической поэмы  Г.Ибсена «Пер Гюнт».  Сочинение  «Симфонической сюиты»  «Пер Гюнт» Эдварда Грига.

            В самом дальнем уголке Европы, омываемая тремя морями, находится волшебная и таинственная страна. Живописные холмы,  хрустальные водопады, запах хвои и клюквы, прозрачные воды  фьердов.
   Норвегия- страна исполинов и  ледяных великанов, понимайте под этим что хотите: мифических рыцарей, которых опекают Валькирии, или высокие  горы с ледяными шапками на вершинах.
   Кто  бы они ни были, героев нашего повествования вполне можно назвать   норвежскими исполинами: писателя Генрика Ибсена и  композитора Эдварда Грига.
    Генрик Ибсен родился в 1828 году, в том же году, что и в России Лев Толстой. Маленький портовый город Шиен, город лесопилок и парусников, теперь, наверное, гордится своим  земляком. Отец, дед и прадед Ибсена были шкиперами. Отец  рано умер, и вдова второй раз вышла замуж, наградив своего первенца Генрика отчимом. Отчим занялся, говоря современным языком, бизнесом,  но дело не пошло. Ибсен с юности должен был разделить судьбу многих  юношей в ситуации обедневших  родителей. Во всяком случае, похожая судьба была, например,   у Чарльза Диккенса, Эмиля Золя.
   Генрик, особенно в преклонном возрасте, очень походил на своего  родного отца. Позже, в своих драмах Ибсен часто касался щекотливых семейных тайн.
     Юный Генрик отправился в город  Гримстад постигать  профессию аптекаря, но, как вы понимаете, душа просила выхода и творческий путь его начался с написания пьесы «Катилина» в 1850 году , затем  последовала целая обойма работ, в которых Ибсен вершил в свете рампы судьбы исторических персонажей. Все его пьесы, а их  было пока что семь, ставились на сцене Национального театра в Христиании, столице страны. В  шестидесятые годы он  занимает пост директора Норвежского театра на Меллергантен.
    Пьесы Генрика Ибсена ставились и за границей, в Стокгольме и Германии, в труппе театра  герцога Мейнингенского. Надо  сказать, что  в 90-х годах труппа герцога Мейнингенского гастролировала в России и москвичи  тоже могли увидеть шедевры  известного драматурга. 
   Но  впереди были два  мощных вулканических взрыва: драма «Бранд», поднимавшая морально- этические  проблемы, и «Пер Гюнт»-своеобразная притча о жизни, ее проблемах, соблазнах, ошибках и уроках.   Создание «Бранда»  и «Пер Гюнта» обеспечили бы Ибсену место в истории Скандинавской литературы, но и современные пьесы сделали его драматургом мирового масштаба.  Пьесы «Бранд» и «Пер Гюнт» были как бы переломным моментом в творчестве Ибсена, переходом от образов старой Норвегии к современности.
   Вот мы и подошли к теме нашего повествования. Ибсену пришла в голову блестящая мысль о постановке пьесы  «Пер Гюнт» на сцене.  В связи с этим он решил написать  молодому, но уже заявившему о себе, композитору Эдварду Григу, не взялся бы  композитор сочинить к ней музыку.
   Вот уже   больше ста лет пьеса Ибсена, сопровождаемая музыкой Грига - некоронованная королева национальной романтики. А люди восторгаются  Симфонической сюитой «Пер Гюнт» и знают мелодии  из нее  наизусть.
   Ибсен познакомился с  Григом в Риме,  в «Скандинавском клубе».  Григу было  двадцать четыре года  и он был   уроженцем города Бергена. Ибсен оценил дарование молодого соотечественника и даже посвятил ему замечательный   экспромт в «Альбом композитору»:  «Играй! Яви могущество свое, исторгни искры…».
    Экспромт соответствовал настрою молодого  юноши, каким был в ту пору Григ, написавший о себе в собственном очерке «Мой первый успех»: «Теперь я твердо знаю, чего хочу и с воинственным пылом устремляюсь к новой цели, которая неодолимо влечет  меня к себе».
    В книге О. Левашовой «Эдвард Григ», читаем: « Получив письмо Ибсена, Григ вскоре приступил  к работе над «Пером Гюнтом». Летом 1874 года он поселился в Бергене. Музыку к драме Ибсена он писал в Сандвикене- пригороде Бергена, уединяясь для работы в маленькую беседку, которую он снял у пивовара  Рольфсена. Этот «павильон Рольфсена»   сохранился и по сей день. Здесь Григ сочинял свою музыку, любуясь чудесным видом на  расстилавшиеся  вдали морские просторы,  бергенскую гавань и острова».
   Ибсен , высказав  вначале композитору свои пожелания,  счел нужным затем  дать композитору полную свободу. 
      Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи - от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра и высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкавшей тряпичную куклу.
   Работа над  музыкой к «Перу Гюнту» продвигалась очень медленно. Григ жаловался на невозможность подчинить драму Ибсена стройному композиционному замыслу. «Чертовски трудный материал кроме нескольких эпизодов, например песни Сольвейг, или  сцен в пещере горного короля…»,- говорил Григ. Но интерес к «Перу Гюнту» не угасал у Грига. Наоборот, чем глубже он погружался в работу, тем сильнее проникался  ее суровой красотой , ее реалистической силой» .
    Первая постановка драматической поэмы Ибсена состоялась   24 февраля 1876 года в Кристианийском театре. Этот день считается  вторым рождением драмы Ибсена, началом ее мировой славы.
    Интересно, что ведущая актриса  театра Тора Хенсон  играла на сцене роль Сольвейг, а за кулисой за нее песни Сольвейг  исполняла простая деревенская девушка, обладавшая  необыкновенной красоты голосом, впоследствии великая певица Анна  Ландвик.
    Автор  книги об Эдварде Григе, О. Левашова упоминает,  что  Норвежская  пресса отметила выдающееся значение музыки Грига;  о нем говорили как о равноправном создателе спектакля. На долю Ибсена  и Грига выпал равный успех.
     В принципе, образ Пера- фольклорный типаж, герой « Норвежских волшебных сказок»  Асбьернсона. Но, взяв этот фольклорный образ, Ибсен  вложил в него совсем иное содержание. В сказке Пер Гюнт – удачливый охотник, расправляющийся с троллями, побеждающий чудовище- Кривую, любящий прихвастнуть своими действительными и вымышленными заслугами и подвигами. А у Ибсена  он   деревенский парень, враль,  хвастун, но, в общем, добрый малый,  который в своей жизни, стремясь познать ее суть, наделал немало ошибок, приобрел горький опыт, потерял мать, разрушил жизнь своей невесты Сольвейг.
    Ибсен считал «Пера Гюнта» сугубо  норвежским произведением, понятным лишь норвежцам. Норвегия населена  таинственными волшебными   существами, троллями,  духами. Многие из них присутствуют в творении Ибсена. Лесные духи, с первого взгляда беззащитные и робкие, обладают огромной властью над людьми. Их великое множество. Например, духи, живущие внутри холмов, владеют древними рунами. Альвы-демоны , наводят на  людей ночные кошмары, нестареющие прекрасные существа Эльфы, также обладают магией, карлики-гномы  владеют  сокровищами и золотом…Скандинавские ведьмы Вельвы и  люди оборотни…
    Однако опасения Генрика Ибсена оказались напрасными. «Пер Гюнт» вот уже полтора века путешествует по миру. Нет страны, где бы не ставился спектакль по пьесе великого норвежского драматурга и имел успех.
      В театре «Христиания-театр» за один только премьерный  сезон  спектакль был  сыгран около сорока раз. Имя  драматурга было приманкой для публики. Переиздавалась пьеса  тысячными  экземплярами по нескольку раз.
    Надо сказать, что в России пьесы Ибсена пользовались у широкой публики  непреходящим успехом. В тревожные предреволюционные годы на сцене Московского Художественного театра шел «Бранд» в постановке  В.И. Немировича-Данченко с Василием Качаловым в главной роли. Бранд –священник, одержимый миссионерской идеей преобразования мира, стремящийся открыть слабым людям дорогу к истине, жертвующий земными чувствами  и гибнущий в итоге сам, отвергнутый и непонятый.
 «Бранд» долгое время значился в репертуаре театра.
    Пьеса «Пер Гюнт», написанная Генриком Ибсеном в 1864 году ставилась на сценах театров  Норвегии, Германии, Дании, а в России   ее можно было увидеть на сцене  до середины ХХ века. Впервые поставлена пьеса была на сцене Московского Художественного театра в 1912 году В.И. Немировичем –Данченко. Режиссерами были К. Марджанов и  Г. Бурджалов, оформлял спектакль известный художник Н. Рерих.
    Широко известны музыкально-литературные композиции «Пера Гюнта» , в которых отдельные фрагменты из  пьесы Ибсена сочетаются с музыкой Грига. В музыкально-литературную композицию обычно включаются сцены отражающие основные коллизии драмы. Многие годы композиция шла на концертных сценах с участием известных артистов.
   Актриса Софья Владимировна Гиацинтова, актриса МХАТа, ученица К.С Станиславского, в книге «Жизнь театра» рассказывает о своем участии  в  музыкально-литературной композиции «Пер Гюнт», шедшей на сцене Большого зала  Московской консерватории в середине 60-Х  годов ХХ века. Сцена смерти матери Пера Гюнта Осе: « Начинается композиция с увертюры. Как она помогает! Как сливаешься внутренне с музыкой, какой подъем охватывает тебя. И уже не страшно. Любимая и ответственная сцена –смерть Осе. Григ подсказывает мне и слушателям, как невинно, светло, мужественно уходит из жизни эта старая нищая женщина с совершенно детской душой. Пер Гюнт начинает с ней игру,  в которую они играли в его детстве- будто они едут с ней в волшебный замок Сурна-Мури,- и она, умирая, отдается этой игре.
       Лети, вороной! У дворцовых ворот
        Толпа и трещит под напором ограда.
        Пер Гюнт подкатил-расступайся народ!
        Нельзя ли впустить мою мать поскорей!?
      
    Музыка ведет, указывает разные ритмы, которые неизменно держат сцену, и до того наполняют меня чувством, что я только слежу за тем, чтобы голос мой звучал светло, не падал, не хрипел, а  вся я внутренне лечу на вороном коне Пера и радуюсь, и плачу вместе с Осе, и умираю с ней  вместе.
      Я лежу в кресле с закрытыми глазами. Последние медленные, тихие аккорды. Я умерла. Первое отделение окончено. Заплаканная и счастливая, безмерно счастливая, я встаю и кланяюсь зрителям, которых  в эту минуту обожаю за то, что они так прекрасно слушали…»
    Чистая и   нежная поэзия  пьесы, победа высоких человеческих чувств над темными силами царства троллей, а  музыка - порой элегичная, порой фантастически-сумрачная, порой полная безмятежной наивности, помогает слушателю и зрителю по новому ощутить Норвегию, по- новому воспринять драму Ибсена  в ее национальном значении. И в этом смысле, несмотря на глубокое своеобразие музыкального замысла и новое, индивидуальное восприятие литературных образов , Григу действительно удалось  осуществить тот синтез музыки и драмы, к которому он стремился  в «Пере Гюнте».
    После выхода в свет драмы Ибсена «Пер Гюнт»  его  друг,  один из четырех великих писателей Норвегии, Бьернстьерне Бьенрнсон,  написал письмо автору, в котором отмечал, конечно , и достоинства пьесы, но, в основном, восторженно  отзывался о полете его мысли, фантазии и силе нравственных требований Ибсена в его творчестве.
   Что касается личных отношений Ибсена  и Грига, то они продолжались и после создания музыки к  драме «Пер Гюнт».  Современники вспоминали,  что Григ имел особую способность «расшевелить» угрюмого Ибсена, сделать его общительным и веселым. И тогда перед  ними представал богатый фантазией автор «Пера Гюнта», в котором причудливо перемешивались необузданная фантазия с блестящим юмором, национальная резкость с гениальностью. 
    Два титана, два исполина  таланта и высокой духовности Генрик Ибсен и Эдвард Григ-- стали героями моего рассказа.
                Использованы материалы: О.Е. Левашова «Эдвард Григ»,
                Х. Хейберг «Генрик Ибсен», Собр. сочинений  Г.Ибсена.
                С.В. Гиацинтова «Жизнь театра».               
   
   
   


Рецензии