Прямоугольник, внук, я и два треугольника

  Два часа дня. Телефон неожиданно заиграл «Прощание славянки». Звонил внук.
- Дед, привет!  Я из школы пришёл! – жизнерадостно сообщил он.
- Ну, молодец! – говорю. – Сколько пятёрок принёс?
- Ни одной! – весело откликается внук и дальше задиристо . – Я чё?  Каждый день их должен носить? Сам-то, когда учился, одни пятёрки носил что ли?
- Да, каждый день! – без смущения вру я (надо же как-то активизировать внука). – Лучше меня в своё время в 4 классе только Ломоносов учился!
- Дед! Ну, ты и врун! – не верит мне внук.
- Ну, раз «врун», значит, выключаю телефон! – угрожаю я.
- Дед, погоди! Задрали! ( Недавно в лексиконе Ваньки появилось это словцо – «задрали». Он его употребляет постоянно)
- Дед, я тут домашку сел делать. Матику ( математику). Примеры сделал, а на задаче чё-то буксанул!

Я только что съел отварную куриную ножку с тушёной картошкой, попил чайку с эклером и находился в самом благодушном настроении.

- Ну, давай, читай задачу! Я, брат, сам знаешь – задачи-то, как орехи щёлкаю!
Ванька засопел, видать, хотел сказать какую-то дерзость, но передумал. Задачу прочитал так быстро, что я ничего не понял.
- « Читай не так, как пономарь,  а с толком, с чувством, с  расстановкой» - процитировал я внуку знаменитую фразу из «Горя от ума».
- Как кто? – переспросил внук. – Как Пономарёв из нашего класса? Рассмешил ты, дед! Он вообще читать-то почти не умеет! Лох – он!
- Да, у тебя все лохи! Один Ваня – умник! – поддразниваю я.
- Дед! Ты от задачи не отвлекайся! Слушай! Читаю для глухих ещё раз!
«Длина прямоугольника 8 сантиметров. Периметр – 24 сантиметра. Нужно начертить этот прямоугольник. В нём из угла в противоположный угол провести диагональ. Какая площадь будет у каждого треугольника?»
- Дед. Усёк задачу? – поинтересовался  Иван.
- Усёк!
- Задрала она нас своими задачами! ( Про учительницу.)
- Если ещё раз скажешь «задрали», я выключу телефон! Понял?
- Понял! Ну, давай, дед! Какое будет первое действие?
По горькому опыту я знал, что при решении Ванькиных задач мою психику ждёт три этапа.

1 этап. Начало – моё педагогическое спокойствие и желание, чтобы Иван сам размышлял над задачей. Внук нагловатый, мыслить не хочет.
2 этап. Середина – моя горячность, повышение давления, обзывание внука из-за его лени нехорошими, непедагогичными словами. Самый трудный этап, за который мне потом немного стыдно бывает! Внук конючит, иногда ноет.
3 этап. Концовка. Есть у меня самодовольное удовлетворение от решённой задачи. Внук снова становится дерзким и неблагодарным.

Итак, начинаем с 1 этапа.

- Ваня! Чтобы построить прямоугольник в тетради, что мы должны знать? Как ты считаешь?
- Я, дед, считаю так же, как и ты! – хитро и дипломатично отвечает внук.
- Ну, вот нам известна длина прямоугольника – 8 см. Ещё что известно?
- Пе-пе-периметр? – несмело говорит Иван.
- Правильно! Сколько он?
- 24 см.
- Вот! Что мы можем узнать?
- Площадь треугольников? – забегает вперёд Ванька.
- Да, Вань! Погоди ты с треугольниками! Что мы можем узнать про прямоугольник? Ну, включи голову! Ведь это просто! Ты на той неделе турнир по шахматам выиграл, а тут простенькая задача!
- Задра.. В шахматах там просто было! Лохи сами фигуры подставляют, только бери!
- Ваня! Длина прямоугольника известна, периметр тоже! Что нам нужно ещё узнать, чтобы вычислить площадь прямоугольника? – навожу Ивана на цель.
- Ши-ширину? – несмело предполагает Иван.
- Конечно! – радуюсь я. – Как её вычислить?
- От 24 отнять 8, да, дед? – не думая, забабахивает Иван.

Начинается 2 этап.

- Ваня! Ты своим кумполом думать будешь или нет? – взрываюсь я.
- Вот, дед, ты сразу обзываться начинаешь! Задрали! Не буду никакую задачу решать! Задрали! – начинает конючить внук.
- Ну, всё! Давай закончим! – в запале предлагаю я.
- Вот ты, дед, всегда так – начинаешь и бросаешь всё на полпути (мои слова про него)! – уличает меня внук.
- Так как ширину прямоугольника найти? Сколько сторон у прямоугольника?
- Четыре!
- Сколько сторон длины?
- Две.
- А ширины?
- Тоже две!
- Так как найти ширину?
- 24- 16=8, потом 8:2=4 Ширина – 4 см.
- Во, молоток! Просто Лобачевский!
Внук довольно засопел в трубку.
- Дед! А кто такой Лобачевский?
- Ученый один! Математик!
- Задр… Ну, давай дальше задачу решать!
- Давай. Теперь тебе прямоугольник начертить надо! Длина – 8 см, ширина – 4 см. Давай черти, да черти в черновике. Начертишь – позвонишь!
Минут через 15 звонит.
- Чего как долго? – спрашиваю.
- Я чай пил с шоколадкой!
- Ясно. Прямоугольник готов?
- Готов! – проворчал внук. – Куда он денется!
- Ну, вот. Длина известна, ширину узнал, что можно вычислить?
- Площадь. 8см умножить на 4 см, будет 32 квадратных сантиметра.
Я умиляюсь слову «квадратных»!
- Молодец! Видишь, как шоколад на твои мозги хорошо повлиял?
- Да, ладно, дед, подкалывать! Дальше как?
- Черти в прямоугольнике из угла в угол диагональ. Диагональ по шахматам знаешь?
- Дед! Ты меня совсем за полного лоха держишь? Задра…
- Ну, так сколько площадь треугольника будет?
- Какого треугольника?
- Здрасте! Опять двадцать пять! Ты диагональ провёл?
- Провёл!
- Так чего в прямоугольнике получилось?
Сопит в трубку, ничего не говорит. Сейчас заплачет.
- Сколько получилось треугольников?
- Два, - тихим-тихим голосом.
- Ну? Так они какие? Если наложить один треугольник на другой? Что увидим?
- Один толстый треугольник! – плачущим голосом отвечает внук.
- Равные треугольники будут! – восклицаю я. – «Толстый»…  Толстый бы ремень нужен!
- Давайте! Бейте меня! Убивайте из-за задачи! – впадает в истерику Иван.
- Так сколько площадь каждого треугольника? – осаживаю его я.
Снова молчание.

3 этап.

- Ванюш! Сколько площадь прямоугольника?
- 32 квадратных сантиметра.
- А сколько треугольников его составляют?
- Два!
- Ну? Сколько площадь каждого треугольника?
- Нужно 32 разделить на два. Будет 16 квадратных сантиметров длина каждого треугольника.
- Молодец! Вот и всё! Сам бы мог решить?
- Мог!
 Вот и надо самому решать!

- Папа!  - Раздаётся истошный голос дочери. – Он всё сразу в рабочую тетрадь!  Так там всё наваракал – слов нет! Мучитель мой…
Я выключаю телефон. Задачу мы решили, а дальше пусть разбираются сами!


                Через несколько дней.

Снова неожиданно телефон заиграл «Прощание славянки». Внук сразу взял быка за рога:
- Дед, задача тупая! Про огурцы. Как будто я сажал эти огурцы. Задрали. Короче, слушай:
- «С 15 теплиц за лето собрали 3 тонны огурцов…»
Я только что смотрел футбол. «Спартак» дома неожиданно проиграл Махачкале. Настроение у меня было самое паршивое, поэтому:
- Слушай, огурец, давай-ка включай мозги и сам разберись со своей задачей! Понял!
Пауза. Иван «переваривал» сказанное. Потом выдал:
- Ты, дед, психуешь, потому что «Спартак» проиграл! Ладно, я позвоню позднее!»
А в Телеграмме через полчаса прислал мне сообщение: «Зенит»  - чемпион!»
-


Рецензии
Привет, Алексей.
Яркий и зрелищный сюжет.
Не хотят дети учиться.
Нет в них усидчивости и настырности.
А может и лень делает своё дело, а ещё надежда на дедушку, что тот поможет.
Но и у дедушки свои дела.
Ох, тяжело и тому и другому, а теперь вот про огурцы задачка.
И "Спартак" некстати проиграл и "Зенит"-чемпион и сообщение об этом от внука как месть за огурцы.
Весело у Вас там.
Спасибо, Алексей.
Порадовали.
С искренним уважением.

Варвара Сотникова   16.04.2025 18:32     Заявить о нарушении
Варя! Спасибо за такой обширный комментарий! Да, нынешние детки далеко не конфетки!И внук мой из такого поколения! Им кажется, что они знают всё, а на самом деле ничего! Но воюем потихоньку!

Алексей Жарёнов   17.04.2025 14:11   Заявить о нарушении