7-ой барак

          Любой, впервые проезжавший по шоссе Тихвин — Шугозеро, удивлялся странному дорожному знаку в виде стрелы, на которой было начертано: «7-ой барак». Стрела указывала на отходящую от шоссе дорогу, исчезавшую в густом лесу. Удивлялся и недавно обосновавшийся в этих краях Барсуков пока деревенские  не рассказали ему историю появления этого знака. Местные-то жители знали, что никакого барака там нет, он,  как и 19 других,  давно был разобран за ненадобностью.  А надобность в них возникла во время войны. И построили бараки в экстренном порядке поздней осенью 1941 года по трассе двухсот километровой дугой огибавшей Тихвин с севера. В этих бараках разместили мобилизованных молодых колхозниц, которые должны были с помощью военных за шесть дней проложить по указанной трассе лежнёвую автомобильную дорогу.

          Дарье было под шестьдесят, однако, несмотря на возраст, отличалась она от всех полеводок совхоза «Луч Ильича» своей статностью и моложавостью.    По всему следовало, что была она в юности красивой девушкой. Однако, несмотря на свою красоту,  в молодости она ухажёров не имела и мужем не обзавелась. Сватались к ней многие, на всем она отказывала. Так и промыкалась бы Дарья   всю жизнь бобылкой на подхвате  у  старшей сестры. Но ей подфартило.  Так  деформировала её  судьбу война.  Нет, она не участвовала в боевых действиях. Но война – есть война. Она всех коснётся.   Жила  Дарушка в деревне  Шуйга, расположенной в 70 км от Тихвина. У неё ещё был младший брат и две сестё1нки. Отец её воевал на Ленинградском фронте.  Когда началась война Дарушке было 19 лет.

    8 ноября 1941 года немцы захватили Тихвин. Северная железная дорога, по которой грузы для Ленинграда подавались к Ладожскому озеру   и дальше по  озеру до Ленинграда была перерезана.  А других дорог, ни железных, ни шоссейных, идущих  с востока к Ладожскому озеру, не было.  Грузы для Ленинграда стали складироваться на железнодорожных станциях Заборье и Подборовье, расположенных в ста километрах восточнее Тихвина. А продовольствия в городе оставалось лишь на 20 суток.  Пройдут эти несчастные двадцать  дней и придётся ленинградцам  либо умирать, либо сдаваться в плен врагу.  В этой трагической ситуации было принято единственно возможное решение – аврально строить автомобильную дорогу в обход Тихвина.

           24 ноября 1941 года Военным советом Ленинградского фронта  было принято постановление №00110, которым предписывалось за шесть дней, к 30 ноября построить бревенчатую автомобильную дорогу по трассе: железнодорожная станция Заборье – Серебрянская – Великий Двор – Лахта – Никульское– Шугозеро – Ерёмина    Гора – Новинка – Ямская –Карпино – Новая Ладога (200 км.) с грузооборотом 2 000 тонн в сутки.  Дороги присвоили название: Военная автомобильная дорога 102 (ВАД-102). Для строительства дороги требовалось  провести  мобилизацию местного населения. И оказалась Дарушка, как и тысячи молодых колхозниц, на этой фронтовой стройке. Разместили её в бараке №7.

        Какая либо механизация на строительстве дороги отсутствовала. Всё делалась в ручную. Особо напрягала транспортировка брёвен из леса к трассе и корчевание пней. На всё на это накладывались погодные условия. Зима в том году наступила рано. Леса были засыпаны снегом, стояли крепкие морозы.  Хотя и стояли крепкие морозы, болота, припорошенные снегом, еще не замерзли. Поэтому женщины, обутые в лапти, всю смену ходили с мокрыми ногами. Болезни во всю косили работниц. Но , несмотря ни на что, темп работ не снижался.   Трудились днём и ночью. В три смены.  Тем не менее строители дороги   уложится в срок,  определённый постановлением Военного совета,  физически не могли.  Первые машины, гружёные продовольствием , пошли по дороге не 30 ноября, как предписывалось, а только 6 декабря. Но это был подвиг

           Пропускная способность дороги была низкой.  Автомобили застревали в сугробах, часто ломались и находились в пути от 10 до 15 суток.   .     В среднем по дороге доставлялось в Новую Ладогу 500 тонн грузов  в сутки. На второй день работы дороги всем стало ясно, что ВАД  - 102  ленинградцев не спасёт. Но 9 декабря пришла радостная весть: войска Мерецкова освободили Тихвин и отбросили немцев  от города на 100 километров. И пошли грузы, как и прежде, через Тихвин на Новую Ладогу. А ВАД-102 не закрыли.   Она функционировала как подспорье до 30 декабря.
 
    Дарушке не довелось увидеть завершение строительства дороги. На третьи сутки   пребывания на трассе с ней случилось несчастье. В тот морозный день она с товарками занималась транспортировкой  брёвен из лесу к трассе. Четыре женщины взявшись обеими руками за палки, просунутые в верёвочные петли , сделанные   на концах бревна, несли  его по снегу к месту укладки.

    Длина бревна – 2,5 метра,
    Диаметр – от 200 мм,
    Вес – более 100 кг.

      Дарушка шла первой.  В низинке она внезапно провалилась в не замерзшее болото и под тяжестью бревна погрузилась в трясину по пояс.   Женщины вытащили её из болота, взяли под руки и быстрым шагом поволокли к бараку. С трудом стащив с себя ставшкю  колом на морозе мокрую одежду,  Дарушка переоделась в сухое, устроилась у раскалённой буржуйке  и стала гонять кружку за кружкой горячей чай. Немного согревшись она залезла на нары.

         Утром она проснулась со страшной температурой. Её тут же отвезли на машине в   Шугозеро, в сельскую больничку на попечение доктора Ивана Семёновича. В те времена популярным лекарством от всяких воспалений был  красный и белый стрептоцид, но в больнички он отсутствовал.  Иван Семёнович запряг больничную лошадку и поехал  в Харагеничи, где располагался военный госпиталь Там он выклянчал десять доз и белого, и красного стрептоцида и вернувшись в Шугозеро стал интенсивно лечить Дарушку, используя дополнительно к стрептоциду  горчичники, обтирания и калгановую настойку.  Через неделю Дарушка оклемалась, но приключилась с ней пренеприятная вещь.  Она так застудила своё женское хозяйство, что оно перестало фурычить. Проявилось это не сразу, а когда проявилось, то парни отвалили от неё, посчитав девушку порченой.Так и прожила бы она не зная мужской ласки. Но тут случай!

       Приближалась сороковая годовщина победы  СССР над фашистской Германией.  Каждая творческая организация готовила к юбилею подарок.      Так Ленфильм приступил к съёмкам масштабного фильма про освобождение Тихвина от немцев  зимой 1941 года ,  в котором  много места уделялось строительству ВАД – 102.  Под осень    в Шуйгу прикатил автобус. Он привёз бригаду киношников.  Это   съёмочная группа  Ленфильма прибыла на рекогносцировку.  Привёз их шофёр дядя Вася.  Съёмочная группа осела в Шуйге на неделю надеясь за этот срок определить места съёмок.  Приехавшие расселились по избам крестьян Шуйги.  У Дарьи в доме расположились шофёр и механик. И тут случилось чудо: Дарья безоглядно влюбилась в шофёра  Василия  .А  тот просто офонарел от её тепла и внимания. Он такого  некогда не испытывал.   А тут еще кокорки и  сканцы в масле, блинчики с черничной помакашкой,   жареная картошка с белыми грибами, рыба из озера, яички из под курочки, да иногда местная водочка. А воздух, а вода, а природа.  Да что там говорить! С зачуханы питерским спальным районом никакого сравнения.

      Механик, не желая быть третьим лишним , съехал с дарьиной избы. И зажили Дарья и Василий , как молодожёны. Через неделю Василий увёз киношников в Питер, а спустя месяц вернулся в Шуйгу к  Дорье И стали они жить поживать да добра  наживать.

       Барсуков рассуждал: «С Дарьей всё ясно – стылое болото сильно подкузьмило   её половую сферу. А, что подкузьмило половую сферу  1,7 % землян, у которых при  здоровых половых органах начисто отсутствует  половое влечение что к противоположному, что к своему полу? Их называют асексуалами. Они объединяются,  устраивают митинги, демонстрации, имеют свой флаг: полотнище из четырёх горизонтальных полос  чёрной, белой, серой, фиолетовой, имеют свой символ – чёрное кольцо на белом фоне и детей имеют, используя искусственное оплодотворение. Половой акт они считают скотским проявлением, бесконечно унижающим женщину  и приносящим в мир массу негатива:   ревность, измены, соперничество, с вытекающего из всего этого последствиями. Может асексуалы правы в  своём призыве отказаться от секса.  Дак кто же их послушает?»

    О ВАд -1 (Ледовая Дорога жизни),практически, знают все,  а о ВАД-2 (Лесная Дорога жизни) , практически, не знает никто. Вернее,  не знал.  В последнее время туристы стали посещать отдельные уцелевшие участки дороги, по трассе ВДЛ-2 проводятся автопробеги, зимой организуются лыжные походы.  В  начале дороги, в посёлке  Заборье в память о строителях дороги установлен Поклонный крест , а в честь шофёров, штурмовавших эту дорогу,  вознесена на пьедестал легендарная   "трёхтонка" (ЗИС-5).
      
 


Рецензии
Александр, прочла с большим интересом, информация полезная и весьма и весьма читабельная. Но я увидела небольшое противоречие, касаемое судьбы Дарьи;
То: "Так и промыкалась Дарья   всю жизнь бобылкой на подхвате  у  старшей сестры."
А то:  "Василий увёз киношников в Питер, а спустя месяц вернулся в Шуйгу к Дорье И стали они жить поживать да добра наживать."
Неувязочка, дорогой Александр. Уж то ли то, то ли другое! Хотелось бы- последнее.

Анисимова Ольга   09.05.2025 23:55     Заявить о нарушении
Ольга, большущее спасибо за подсказку. Это всё от-того, что писался рассказ с, большими перерывами. Ну и возраст, конечно. Ещё раз спасибо.

Успехов и здоровья. Александр..

Александр Брыксенков   12.05.2025 09:14   Заявить о нарушении