Куда уходит драматургия...
Размышления о наболевшем…
Дорогие друзья, любители настоящей драматургии,
Предлагаю всем читателям, кого интересует данная тема, поразмышлять вместе со мной, активно подключиться к дискуссии и выразить свое мнение.
Начну издалека. В прошлом году в личную почту сайта мне написал один из авторов портала «Проза.ру» из Красноярска вот такое сообщение: «Лида! Вас беспокоит издательство … Готовим к выпуску книгу "Современная публицистика. ХХ1 век". Мне понравились Ваши размышления о драматургии. Приглашаю вас в наше сообщество. Мы - частное издательство, размышление... в книге платное…»
О времена… О нравы… Мне, как члену Национальной ассоциации драматургов, магистру международного литературного фонда «Великий странник – молодым», лауреату нескольких международных и общенациональных конкурсов (извините за нескромность - сам себя не похвалишь, никто не похвалит), подобное предложение показалось крайне бестактным и даже оскорбительным. Сделав вид, что не понимаю, и прикинувшись «чайником», ернически ответила, что "рада посотрудничать, только мои бесценные размышления о драматургии стоят недешево. Но из уважения к частному сибирскому издательству могу сделать уступку и снизить мой гонорар или даже поучаствовать бесплатно…»
Вот так-то… А если говорить серьезно, то драматургия в театре с начала девяностых и развития "нео-капитализма" в России, увы, постепенно уходит в небытие, и даже за размышления о ней, оказывается, нужно заплатить…
По примеру Запада, где драму уже фактически отменили, во многих отечественных театрах ставят в основном мюзиклы, перфомансы, развлекательные представления и т.д. и т.п. На день рождения получила от одного театрального деятеля в подарок книженцию лучших! испанских «пьес», изданную ГИТИСом в качестве пособия! нынешним студентам. Рубрика «нарочно не придумаешь», да и только. И это у них называют «драмой» …? Как-нибудь сделаю разбор одного из предлагаемых для изучения «шедевров» и напишу о нем, пожалуй, в разделе «юмористическая проза». Хотя… было бы смешно, если бы не было так грустно…
Нет, я вовсе не против антрепризных, интерактивных и музыкально-литературных композиций на сцене (если в них, конечно, нет пропаганды насилия, ЛГБТ и порнографии). Более того, я (чего греха таить), иногда с удовольствием сама посещаю такие спектакли, чтобы расслабиться после напряженного трудового дня и отрешиться от сегодняшних мягко говоря невеселых проблем. И вслед за великим французским философом Вольтером искренне считаю, что «все жанры хороши, кроме скучного».
Но как драматург теперь уже смотрю на подобные зрелища другими глазами… И зачастую невольно задаю себе вопрос – куда же уходит настоящая русская драматургия, наш исконный психологизм и русская душа, и к чему мы придем, если всего этого не будет. Где же наши современные Чеховы и Гоголи, Островские и Горькие? Разве их не существует?
Отнюдь! Среди моих коллег немало талантливых людей, создавших актуальные современные, а также исторические пьесы, написанные сегодня, но о прошлом, понятным литературным языком для людей нынешнего поколения разных возрастов, без искажения и современных выкрутасов.
Однако пальма первенства безусловно принадлежит ВАЛЕНТИНУ КРАСНОГОРОВУ, выдающемуся и ныне здравствующему российскому драматургу, прозаику, сценаристу, теоретику драмы.
Он - автор 80 пьес, многие из которых с успехом идут по всей стране и переведены на 25 языков мира. 1300 постановок в России и зарубежом! Высокий интеллектуал, серьезный ученый, доктор технических наук и общественный деятель… И все это Он… Наш классик, издавший многочисленные статьи о драме и театре. Книги «У мысли стоя на часах» по истории русской и советской цензуры, «Основы драматургии. Теория, техника и практика драмы», а также «Четыре стены и одна страсть» заслужили высокую оценку деятелей театра и рядовых читателей.
Книга «Основы драматургии» - стала у меня настольной. У корифея действительно есть чему поучиться. Хотя временами имею наглость новичка с ним и поспорить, к чему мэтр относится достаточно лояльно. Однако в чем-то соглашается, а в чем-то и нет…
Валентин Самуилович - частый гость драматургических семинаров и конференций, проводимых нашей Ассоциацией онлайн. И просто неравнодушный человек, который шедро делится своими знаниями и опытом. Дальнейшая судьба и развитие отечественного театра, вопросы репертуара по-прежнему волнуют его, как никого…, т.к. пьесы современных драматургов сегодня в России действительно мало ставят.
Недавно он написал злободневную полемическую статью «ДРАМАТУРГИЯ и КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА», где столько горечи и боли за наш родной и любимый театр, что невозможно остаться в стороне от проблем, поднятых автором, а также его соавторами, драматургами Ассоциации. Одновременно в ней содержится множество заслуживающих внимания конструктивных предложений по устранению причин «культурного застоя» и дальнейшему развитию театральной драматургии.
Поскольку формат статьи довольно-таки большой и не вписывается в рамки моего поста на данном сайте, с разрешения Автора привожу здесь лишь основные выдержки и неоспоримые постулаты.
ИТАК. «Начнем с цитаты. «Пьесы современных драматургов сегодня в России мало ставят, их, кажется, почти никто не читает, поскольку это как будто и не литература... И это при том, что все, даже режиссеры, знают: русский драматический театр традиционно существовал как театр современной пьесы; и то, что современный русский театр и современная русская пьеса расходятся, как в море корабли, не идет на пользу ни театру, который застрял на месте, перебиваясь все новыми и новыми переработками известных сюжетов и заезженных пьес, ни драматургам».
Культурная общественность давно обеспокоена сложившейся ситуацией. Этот вопрос имеет отнюдь не чисто театральный интерес. Он имеет важное государственное значение, - и это главный тезис нашей статьи.
Драматургия является единственным первоисточником театральных постановок, кино- и телефильмов. Именно драматургия формирует в конечном счете культуру и мировоззрение десятков миллионов зрителей и всего общества.
Во все времена именно театр был кафедрой, с которой звучало слово истины, внедрялись моральные, этические и эстетические постулаты, обозначались культурные коды, отражалась эпоха. Сегодня он перестает быть культурным ориентиром. На сценах ставится преимущественно перелицованная и искаженная классика, которая «уравновешивается» поверхностными пьесами западных авторов... В соответствующем духе взращивается и зритель. Как писал еще Леонид Андреев, «гибнет не только театр, гибнет и публика. Кто из них кого тянет в яму, театр публику или наоборот. трудно сказать, да и не важно в данном случае. Пусть это будет взаимодействие».
«Связь между драматургами и театрами практически разорвана. Во многих драматических театрах упразднена должность сотрудников, формирующих репертуар, и они заменены балетмейстерами(!), а в остальных театрах завлиты выполняют не свойственную им работу. Роль их в формировании репертуара сведена к нулю».
«Вот реальный пример типичного ответа театра на предложение драматурга:
«Спасибо, но наш театр не принимает к рассмотрению пьесы от авторов. Пьесу или инсценировку может предложить только режиссёр, который хочет её поставить».
«Чаще же всего театр вообще не отвечает на письма драматургов, даже репертуарных и известных. Можно ли ожидать в этих условиях расцвета драматургии и театра?
Необходим решительный поворот в культурной политике в этой сфере. Речь идет о не каких-либо запретах, не о репертуарном давлении на театры, не о принудительной постановке современных пьес, а об изменении культурных приоритетов и разработке мер по продуманной, планомерной и систематической поддержке отечественной драматургии. В конечном счете это пойдет на пользу прежде всего самим театрам.
Часто можно слышать одну и ту же мантру: «современная драматургия не существует». По словам того же Леонида Андреева, «только немой не вопит об оскудении драматической литературы». Но выпадение современных отечественных пьес из репертуара объясняется вовсе не отсутствием хорошей драматургии, а множеством субъективных и объективных причин. Вместе с тем, если пьесы живущих авторов не принимать к постановке (а их обычно отвергают, не читая), то современная драматургия неминуемо придет к полному упадку и вырождению. Она не может быть жизнеспособной, если ее душат за горло. Драматурги перестают писать, талантливые литераторы уходят в прозу. Полагать же, что театр может процветать в то время, когда драматургия находится в кризисе, это нонсенс.
Именно театры призваны служить опорной базой, экспериментальным центром и питомником современной драматургии, растить ее, пестовать, поддерживать. Но этого не происходит.
Еще Немирович-Данченко предупреждал: «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мертвым». И режиссеры, которые с гордостью говорят: «я ставлю только классику», загоняют себя в прошлое, хотя при этом могут считать самих себя новаторами. К тому же, не ставя современную драматургию, они содействуют ее вырождению. Такие деятели театра принадлежат к тем колоколам, о которых Буало сказал, что они «прославляя мертвых, морят живых».
Классика, при всех ее неоспоримых достоинствах, не может в полной мере ответить на запросы нашего времени и отразить его. Например, Чехов не знал, что такое … перестройка, самолеты, атомные бомбы, ракеты, телевизоры, компьютеры, интернет, мобильники – т.е. все то, что определяет жизнь и сознание современного человека. Сегодня другая мораль, другие проблемы и жизненные ценности, другая эстетика, другое общество и другие люди, другие скорости, темпы и ритмы,
А мы все это знаем.
Надо честно признать, что любой классик прежних времен и даже сравнительно недавней советской эпохи уже не «наше все». Он велик, им можно восхищаться, его можно и нужно ставить, он «наше», но уже далеко не «всё». И вообще, если о ком-то говорят «наше всё», значит, кроме этого «всё», у нас больше нет никого и ничего. Не очень утешительно. И не очень продуктивно.
В попытках выразить современность через классику приходится ее «актуализировать», осовременивать, привносить в нее то, чего в ней нет и не могло быть, придумывать и додумывать за автора: «как бы он написал эту пьесу, если бы был сейчас жив». Все это обычно невкусно и неталантливо. И просто непорядочно. Над попыткой навязать «произведениям, созданных для других эпох, стиль нашей эпохи» иронизировал еще Брехт, давая совет «искать этот стиль не у себя в голове, а в драматической продукции данного времени».
О том, как по мнению мэтра Валентина Красногорова отразить современность путем постановки современной пьесы, и многом другом в новой публикации завтра.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225042901363
Вадим Фёдоров 6 30.04.2025 08:58 Заявить о нарушении
Я хоть и старушка, но далеко не "пламенный революционер". Более того, я яростный противник каких-либо квот и обязаловок и возврату в мое советское прошлое, в котором было безусловно и много хорошего, но и много мягко говоря перегибов... Некоторые коллеги навесили на меня ярлык антисоветчика за мои исторические пьесы о первых поселенцах Переделкино, где нет исторического вранья (каждый факт подтвержден архивными данными) и дешевой совковой пропаганды. Мои пьесы коллеги-ридеры вышвыривают даже из лонг-листов на конкурсах... Пожилые режиссеры "боятся" их ставить, молодые - считают, что это "нафталин"... и никому не нужно.
Я категорически против введения должности ретроградов-завлитов, многие из которых сейчас по сути превратились просто во взяточников, которые за деньги (а это не тысячи, а миллионы рублей...)подсовывают пьесы тщеславных богатых людей, возомнивших себя драматургами либо "своих"... В ряде случаев официально это проводится как спонсорство на постановку...
Я спорю со своими коллегами до хрипоты и из статьи уважаемого мною Красногорова убрала.
Если честно, то я не вижу реального выхода из создавшегося тупика и создания какого-то разумного баланса взаимодействия между режиссерами и драматургами. Поэтому и предлагаю поразмышлять.
Спасибо за отклик. Но хотелось бы услышать и ваше мнение и конструктивные предложения вместо иронии.
С уважением,
Лидия Гладышевская 30.04.2025 12:14 Заявить о нарушении
Вадим Фёдоров 6 30.04.2025 16:35 Заявить о нарушении
Лидия Гладышевская 30.04.2025 16:47 Заявить о нарушении