Лесок под Верденом
В 1916 году в этих местах громыхало одно из самых кровавых сражений Первой Мировой. Здесь положили триста тысяч молодых и здоровых немцев и французов, полагаю, не менее того получили серьезное увечье, либо психическое расстройство. Земля настолько перерыта воронками и набита железом и тротилом, что до сих пор невозможно использовать ее для жилья, или сельского хозяйства; в хилом лесочке уже век как догнивают фундаменты пятка деревень.
У наивного и бескультурного человека вроде меня, когда он слышит про Верден, возникает глупый вопрос: “Для чего все это было надо? Ради чего в Первую Мировую между пулеметами, газами, голодом, тифом и эпидемией Испанки отправили на тот свет 20 миллионов европейцев, американцев и жителей других континентов?” Единственный внятный ответ, полученный мной из нескольких толстых книжек по истории примерно таков. Культурные и цивилизованные не поделили колоний. Не сошлись на том, что важнее, цивилизация, либо культура. Немцам очень хотелось прибрать к рукам часть того, что англичане и французы грабили в Африке и Азии для того, чтобы нести туда культуру, а англичанам и французам очень не хотелось это добро из рук выпускать, чтобы там не пропала цивилизация. Русские желали Константинополь...
В результате массового кровопускания выиграли только Соединенные Штаты, которые в войне участвовали очень с краю, но исправно подносили остальным оружие и припасы – не забесплатно, разумеется. Остальные оказались в чистом минусе. Колонии Англии и Франции, из-за которых собственно вышел сыр-бор к 60-м ушли почти в ноль. В России, которая отдала при подписании похабного Брестского мира проигравшим немцам изрядную территорию, случилась революция, 70 лет спустя признанная чем-то средним между роковой ошибкой и преступлением против человеческой природы. Германия вошла в спираль самоуничтожения, из которой вышла в 1945 разрубленной на две части с военными базами иностранных государств в обоих и памятниками победителям в центре Берлина… С чисто исторической точки зрения 20 миллионов человек положили за то, чтобы в мире на сто лет установилась гегемония Империи США, каковая Империя на наших глазах трещит сейчас по швам под напором китайских и прочих варваров…
Разумеется, человечество давно нашло ответ на то, зачем нужна война. Гений русской литературы Федор Михайлович Достоевский подробно объяснил это в “Дневнике Писателя” за 1876 год.
“Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима. <…>
Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность. <…>
Великодушие гибнет в периоды долгого мира. Долгий мир ожесточает людей. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства.Социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству. <…>
Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой. <…>
Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения. Ведь вы же не можете не нуждаться в рабе, кто бы вы ни были, даже если вы самый гуманнейший человек? Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по природе своей страшно наклонен к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы. <…>
Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. <…> А про материальные бедствия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по которому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадавшим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы почешемся или дадим три целковых. <…>
Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства — в жертве жизнию за общее дело, за всех, за отечество. <…> Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! “
Гений русской литературы на самом деле лукавит. Я бы даже сказал, занимается демагогией. Положительные стороны можно найти и в гильотине – это крайне эффективное средство от мигрени, перхоти и зубной боли. Важен баланс плюса и минуса. Другой гений русской литературы Лев Толстой перечисляет сплошь негативные стороны “политической международной ” 1812 года – убийство, разрушение, печатание фальшивых денег… Война суть узаконенное убийство, обычно с целью грабежа – одно это ставит ее под определение смертного греха по представлениям христианства, и трудно придумать каким образом можно согласовать требования Евангелия с развитием человеколюбия на поле битвы, или, например, гибелью детей и женщин в осажденном Ленинграде. О какой “жертве за отечество” может идти речь применительно к Первой Мировой – в ней элиты жертвовали облолваненными массами за то, чтобы можно было и дальше жировать за счет негров, мулатов и индусов, которых за людей вообще не считали. Непрерывные колониальные войны США: Вьетнам, Ирак, Афганистан, афганская авантюра СССР – это что, про “защиту отечества”? Спой мне песню… Это про “продолжение политики” – способ наглядно объяснить соседу что ты тут главный, принятый в стае обезьян.
Разумеется, рассуждение Федора Михайловича – вовсе не насчет элементарной логической ошибки видеть только одну сторону явления. Это на самом деле разговор про культуру как суждение о ценности. Жертвы и разрушения Первой Мировой оказались совершенно напрасными как для европейских побежденных, так и для европейских победителей – весь профит загребли Соединенные Штаты. С точки зрения голой рациональности она была ошибкой, тотальной глупостью со строны тех, кто ее развязал, ибо глупость есть неправильная оценка последствий. Однако культура не играет в понятиях причины и следствия, она играет в понятиях “хорошо - плохо”, по сути дела в понятиях “нравится - не нравится”. Достоевскому нравится плевать на самые вероятные следствия, потому что так он бунтует против “дважды два четыре”. Ему нравится просаживать деньги за рулеткой, потому что он хочет верить, что фортуна ему улыбнется. Военному инженеру по образованию Достоевскому нравится война, потому что военные – бравые парни, пьют, веселятся, и женщины их любят. И форма у них красивая… Достоевскому хочется верить в загробную жизнь, и он будет рисовать карикатуры на тех, кто не разделяет его воззрений, заниматься софистикой, передергиванием и демагогией – потому что культура – это не про то, чтобы быть рациональным, это про то, чтобы быть как все.
Свидетельство о публикации №225043001259
Достоевский не лукавил, не занимался демагогией и, разумеется, никак не мог видеть лишь одну сторону действительности, а тем более "плевать на самые вероятные последствия", как утверждает автор.
Достоевский как патриот (а в патриотизме его не было ни капли лицемерия), имперец и государственник откликался на КОНКРЕТНЫЕ события своего времени.
Потрудитесь, уважаемый автор, открыть учебник истории и ознакомиться с фактами.
Напомню: в 1877 году Россия вступает в войну с Турцией, а предшествует этому событию Балканский кризис (национально-освободительное восстание в Боснии и Герцеговине, позже в Болгарии).
Именно на таком чрезвычайно неспокойном фоне и начинает развивать свою "философию войны" великий русский писатель-славянофил.
Историческая справка: Балканский кризис был вызван обострением отношений между турками и угнетаемыми ими православными славянами, проживавшими на территории Османской империи, неоднократно обращавшимися к России за помощью. Как итог: боснийско-герцеговинское восстание в 1875 году и в 1876-ом году. Объявление войны со стороны Сербии и Черногории. Далее: вступление в войну России и победа русского оружия.
Таким образом, именно с этими важными событиями связано углубление Достоевским проблематики войны, именно они явились отправной точкой. По сути, в своей публицистике Достоевский призывает восточнославянский народ к борьбе за свою самоидентичность в контексте острого военно-политического, религиозного и нравственного кризиса, ибо для него было ясно, что "Восточный вопрос" может решиться только войной.
-----
Словно вас и таких, как вас имел в виду Федор Михайлович, когда замечал, что либералы намеренно уводят разговор о КОНКРЕТНОМ событии и его причинах в плоскость общих рассуждений, выдвигая известный тезис: "Война – это плохо!" (об этом кричала вся либеральная русская пресса после начала войны с Турцией).
----
Вывод: Достоевский в своих геополитических размышлениях и воззваниях смотрит на проблему гораздо шире, чем люди, заявляющие, что "Это на самом деле разговор про культуру как суждение о ценности" (весьма нелепое заявление).
Достоевский писал (заметьте, мысль четкая и ясная, свободная от демагогии диванных Проза.ру-критиков): бывают моменты в истории, когда войну необходимо принять как единственно возможный выход из сложившейся ситуации.
Также он утверждал: "Полезной оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великодушного принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата".
В контексте времени речь шла об освобождении от многолетнего рабства восточнославянских народов, подобная мысль не могла не вдохновлять писателя-христианина.
-----
А мысль о том, что "война есть отец всех вещей" - мысль очень древняя, восходящая к Гераклиту, именно ее и развивает Достоевский. Да и утверждение Достоевского, что война способствует развитию искусств и вообще движению вперед отнюдь не лишено оснований. Вспомним Великую Французскую революцию и все, что за ней последовало, результаты французских политических преобразований: возникновение новых государств, объединение германских княжеств, усиление военной мощи Германии и т.д.
Алекс Брежнев 02.05.2025 00:42 Заявить о нарушении
Приведу вам здесь слова известного физика-теоретика Макса Планка:
"Мировоззрение, правда, не может быть доказано наукой, но, поскольку оно не содержат в себе внутренних противоречий и согласуется с фактами опыта, оно с непоколебимой стойкостью выдерживает все нападения. Но ошибочно было бы думать, что хотя бы в самой точной из всех естественных наук можно продвигаться вперед без всякого мировоззрения, то есть без помощи недоказуемых гипотез. Без веры нельзя спасаться и в физике: необходимо верить по меньшей мере в существование некоторой реальности вне нас. Эта твердая вера указывает путь творческим силам, неудержимо стремящимся вперед, только она одна дает необходимую точку опоры ощупью пробирающейся фантазии, и только она постоянно вливает бодрость в утомленный неудачами дух, дает ему силы для новой борьбы".
--------------------------------------
Ну а что касается пагубной страсти Федора Михайловича к рулетке - было бы глупо ее осуждать. Во-первых, вовсе не желание заполучить богатство толкало писателя предаваться игромании, но жажда риска, бурление в крови, азарт, запал, непонятный вялым и флегматичным натурам. Во-вторых, Федор Михайлович усилием воли преодолел свою привычку и вышел из этой борьбы победителем. Многие творческие люди страдали от фобий и зависимостей, которые так и не сумели побороть. Достоевский смог.
---
Еще более нелепое заявление, что Достоевский любил войну потому, что "военные – бравые парни, пьют, веселятся, и женщины их любят".
Возникает вопрос: а при чем здесь Достоевский? Достоевский был эпилептиком, алкоголь ему был противопоказан, с женщинами отношения у него складывались сложно в силу чрезвычайно нервного склада и других причин. Первая жена его не любила, к тому же была тяжело больна. Роман с Аполлинарией Сусловой протекал бурно, тяжело и закончился своего рода катастрофой. Веселье - это так же не о Достоевском, о себе он писал "личность моя больная...".
Алекс Брежнев 02.05.2025 00:41 Заявить о нарушении
Алекс Брежнев 02.05.2025 00:48 Заявить о нарушении