Мифы и предания Скандинавии на все времена

        Норвегия, далекая сказочная страна, где в густых,  сосновых лесах обитают   горные духи, подземные существа- гномы,  владеющие несметными сокровищами, тролли и эльфы.  Мир ледяных великанов и хранителей древней мудрости Йотунов. Омывают эту землю воды трех морей, а в Городе верховных Богов  восседает  Один, главное божество северных людей, высоких блондинов с голубыми глазами.
     Один был правителем в стране Турок (Малой Азии). Отделяли эти земли от Великой Швеции (Скифии) Уральские горы. Однажды Один в вещем сне увидел себя правителем далекой северной страны. Долгим окружным путем он добрался до Швеции и обосновался в Старых Сигтунах. К первым правителям Швеции и Норвегии принадлежит династия Инглангов, ведущая свое происхождения от Одина и его окружения.  Рассказывают, что когда Один и его подданные пришли в северные страны, они стали обучать людей разным искусствам. Умение красиво говорить послужило зарождению искусства поэзии. Люди стали поклоняться Одину,  словно Богу. Один считался мудрецом, владеющим рунами, магией. После его смерти люди верили, что он может  влиять  на разные события. Молились ему, и он  всегда приходил на выручку.
         В чертогах Одина обитают павшие воины, им прислуживают Валькирии, сильные, свирепые женщины-воительницы. А также множество  Богов и покровителей людей. Важное значение имеют  Норны- предсказательницы будущего.
    Германо-скандинавская мифология отличается богатейшими и замысловатыми сюжетами, массой героев с яркими   судьбами. И  многие из этих сюжетов, мифов с помощью  путешественников,     через моря, попадали в другие страны, Европу, Англию,  Россию. В течение многих веков пересказывались, обрастая новыми подробностями, но в основном, смыслово  были  неизменны.
   Назовем мой рассказ об этом Прядями, хотя, конечно, это больше смахивает на Саги, сказания, обобщающие повествование.

    Сказание первое.   Сага о мече Тюрфинге.
    Потомок бога  Одина конунг по имени Сварфлами однажды, во время охоты,  в лесу увидел  огромный камень, рядом с которым сидели два гнома-цверга. Недолго думая, он соскочил с коня и хотел пленить гномов, но они попытались  скрыться в потайном ходу в камне. Сварфлами преградил им дорогу и они   взмолились: « Чего ты хочешь, о, воин!?» Сварфлами потребовал, чтобы они выковали  ему  волшебный меч! Гномы согласились и сказали ему, чтобы он пришел через семь дней.
         Конунг пришел через семь дней, гномы-цверги уже ждали его и протянули ему меч дивной красоты. Лезвие меча сияло, словно молния, а рукоять искрилась драгоценными камнями.   Конунг Сварфлами принял меч правой рукой, рассек им воздух. Оружие оказалось хорошо сбалансировано, и было как будто продолжением руки. «Отличный меч,- произнес восторженно конунг,- я назову его Тюрфинг.
   Хитрые цверги многозначительно переглянулись, потому что  всякий их дар имел и обратную сторону. Этот меч должен был погубить своего владельца. Но ничего не сказав  конунгу, гномы-цверги исчезли в подземелье.
    Прошло время,  меч служил своему хозяину верой и правдой.
Но однажды на земли конунга  вторглись враги.  Верный Тюрфинг и на этот раз должен был сослужить  верную службу своему  хозяину. Но в схватке  с врагом Сварфлами не рассчитал удара и меч вошел в землю. Враг воспользовался этим и нанес смертельный удар конунгу его же  мечом, который он выдернул из земли.
    Так  меч цвергов погубил своего хозяина.
     Как мы знаем, о волшебных мечах сложено множество  сказаний, саг, притч. Так, например, притча о  мече Дамокла  стала символом нависшей угрозы. Она дошла до нас благодаря римскому философу Цицерону.
   Меч Святого Бориса вывез из Киева князь Андрей Боголюбский, «Азот»- магический меч Парацельса,  швейцарского алхимика, врача времен Средневековья. Меч-кладенец Святогора и Ильи Муромца.
    Из исторических и легендарных мечей можно упомянуть «Тупой» меч английского короля Эдуарда Исповедника, который носили во время коронаций королей в Вестминстерском аббатстве как символ милосердия.
Эдуард  был последним королем из рода Альфреда Великого.
Он не был сильным королем-ему следовало бы стать монахом. В сущности, он и был монахом на троне. Правда, через сто лет Эдуард удостоился - таки канонизации.
  И конечно, как не вспомнить легендарный меч короля Артура Экскалибур, который юный сын Утера Пендрагора выдернул из расщелины в камне, что не удавалось сделать никому.  В отличие от меча Тюрфинга, меч короля Артура ни разу его не подвел.

Сказание  второе. Сага о Нибелунгах.Золото дракона Фафнира.
     На земле гуннов раскинулись владения короля Ререка. Король и его  королева жили дружно и счастливо, одно омрачало их жизнь- не было у них детей. И вот свершилось-родился мальчик, которого назвали Нибелунгом. Рос он необыкновенно быстро и с раннего детства обнаруживал большую силу и ловкость. Женился он на валькирии,  и родилось у них двое детей: сын Зигмунд и дочь Сигни.
    «Легенды о Нибелунгах» являются практически вольным прозаическим пересказом стихотворной саги XIII  века. «Песнь о Нибелунгах»,- это  бургундский вариант . Есть еще  «Сага о Вельсунгах», которая считается скандинавской. Перед тем как продолжить рассказ о «Саге о Нибелунгах», надо  отметить, что «Сага о Вельсунгах» Генрика Ибсена перекликается с  с «Песней о Нибелунгах». Ибсен даже предлагал Эдварду Григу попробовать разработать идею оперы  по мотивам «Саги». Но, к сожалению, это неосуществилось. Зато великий композитор Рихард Вагнер создал музыкальную гениальную эпопею о Нибелунгах. Но об этом дальше.
   В одной из версий сын Зигмунда Зигфрид убивает дракона  Фафнира и пытается завладеть его сокровищами, среди них кольцо, которое он дарит своей невесте Брунгильде.Так случилось, что Зигфрид не смог жениться на Брунгильде и она приказала убить Зигфрида.   Но  ее месть не принесла ей удовлетворения и Брунгильда в отчаянии тоже решила умереть. Она   бросилась в погребальный костер с телом Зигфрида.  А сокровища дракона  оказались утеряны навсегда. Смерть Брунгильды- это идея искупительной жертвы. А кольцо Зигфрида- роковое кольцо, символ любви , печальную силу которой она испытала на себе.
   
    21 ноября 1874 года   выдающимся немецким композитом Рихардом Вагнером был завершен  более чем двадцатилетний эпохальный труд тетралогии оперы  «Кольцо Нибелунга».
          Вагнер вынашивал эту идею и воплощал ее в жизнь около двадцати шести лет. Начав с драмы «Смерть Зигфрида», как бы выкристаллизовав этот сюжетный ход из огромного текста мифа, он понял, что этим дело не кончится и, в итоге, получился большой труд, состоящий из четырех  опер, переосмысленных средневековых преданий: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки богов». В концепции Вагнера над всем миром  властвует мистическая фатальная сила рока, поэтому такое  значение приобретают лейтмотивы судьбы и проклятого кольца. Кольцо не только приносит власть над миром-оно таит в себе гибель каждого, кто им владеет».

   «Когда то Вагнер поставил себе цель: возвести национальное в ранг общечеловеческого и создать универсальное произведение искусства, достойное величайших эпических памятников древности. «Кольцо» и есть такой памятник». На основе скандинавского и германского эпосов создана целая философско -символическая система. Максимально достигнут синтез музыки, поэзии, пластики и изобразительного искусства. «Кольцо» - апофеоз того, что хотел донести до слушателей Вагнер; это зеркало его души, его искусства».
     Вагнер  обосновался в эти годы в городке Байройте,  на вилле  «Ванфрид», - расшифровывается как мечта, иллюзия, покой. Над входом в дом Вагнер велел выбить надпись: « Здесь, где мои мечты покой нашли». Хотя до покоя в прямом смысле было еще далеко. Вагнер работал над тетралогией «Кольцо Нибелунга» и строил театр, настоящий Храм музыки.
   « Подведение здания театра Фестшпильхауса  под крышу состоялось 2 августа 1873 года.
   Театр Фестшпильхаус  стал уникальным явлением в мировой музыкальной культуре. В  мире театрального искусства есть такое выражение «театр одного актера». Фестшпильхаус является «театром одного композитора».
 В строительстве театра были применены все самые современные технические новшества.  Зал Фестшпильхауса и ныне  обладает исключительными акустическими качествами, в частности «эффектом эха», когда кажется что звук обволакивает слушателя. Музыка как будто рождается сама, ниоткуда, создавая впечатление чуда.»
     К июню 1876 года начались прогоны тетралогии и постепенно стали съезжаться гости на так называемый Байройтский фестиваль. Приехали Э. Григ, П.И Чайковский, К. Сен-Санс, Ц. Кюи, Н.Г. Рубинштейн. Многие оставили  воспоминания о знаменательном событии. «Мнения композиторов о композиторе».
      «Вагнер создал грандиозное творение исполненное смелой оригинальности и трагического величия», «»Вагнер является одним из « самых замечательных личностей» второй половины 19 столетия  и его влияние на музыку огромно».
    Торжественное открытие фестиваля произошло в августе 1876 года. В   течение фестиваля тетралогия «Кольцо Нибелунга»   прошла три раза.           «Байтройтский фестиваль  сегодня  - «парад престижа». Сюда съезжаются «сливки общества» со всего мира.   А истинные ценители музыки Вагнера довольствуются   посещением Байтройта в любое другое время, но не в дни фестиваля.
 
Сказание третье. Сага об Одде Стреле.
   Жил богатый и свободный землевладелец Ингиальд с женой Альфой и был у них сын- хорошенький мальчик по имени Асмунд. Как- то гостили у них друзья,  Грим и его жена Лофтэна. И родился  и у них мальчик, необыкновенно красивый  и крупный, которого назвали Оддом.
  Ингиальд предложил Гриму оставить Одда у него  в Беруръюдри, чтобы они росли вместе с Асмундом. Грим согласился и они уехали. Между тем Одд рос в Беруръюдри  и  был самы м высоким и красивым мальчиком не только в Норвегии, но и в других землях. Асмунд тоже был красивым юношей и готов был служить Одду. Оба они были прекрасными стрелками и умели вести  разумные беседы.
   Как-то зашла в их дом  женщина по имени Гейдр,  колдунья и ясновидящая. Знала она как прошедшее, так и будущее, и люди приглашали ее предсказать судьбу.  Ингиальд условился с Гейдр, что она  ночью  сотворит большое гаданье. Колдунья попросила сесть  перед ней на лавку всех домочадцев и предсказала  по очереди каждому его судьбу. Ингиальду- что будет он жить долго и счастливо, Асмунду- что  вскоре ему придется покинуть дом и он не доживет до старости.
   Когда к ней подошел Одд, она сказала: «Ты проживешь долгую жизнь, увидишь много морей и земель, пути  твои пройдут по многим странам, но умрешь ты в Беруръюдри. Стоит здесь в конюшне конь серой масти с длинной гривой, и череп этого коня причинит тебе смерть.
   Так закончила свои предсказания Гейдр, хозяин щедро наградил ее и она продолжила свой путь.
   Одд позвал  Асмунда посмотреть на коня. Накинули они на него узду и повели в долину. Там вырыли глубокую яму, убили коня, сбросили его туда и завалили землей, огромными  камнями и засыпали песком. Образовалась над могилой коня высокая насыпь. И сказал Одд, что теперь не сможет исполниться предсказание колдуньи, что  этот конь причинит ему смерть.
   И было в его жизни все, о чем говорила колдунья,  немало сражений, путешествий, и на его руках умер Асмунд, раненый стрелой из лука.
    С годами Одд стал тосковать по родным краям, и отправился он в путь с двумя кораблями и двумястами воинами. Когда они приехали в Беруръюдри стали его мучить предчувствия, что с ним случится несчастье в Беруръюдри. Шел он по узкой тропинке, как вдруг ушиб обо что-то ногу и остановился.
«Обо что я ушиб ногу?»,- сказал он, и  стал раскапывать землю копьем, и увидел, что это был череп коня. Выползла из черепа змея и ужалила Одда в ногу. Исполнилось  предсказание колдуньи. Одд умер. А его воины вырезали  на камне руны об этом печальном событии на память потомству на будущие века.
    Знакомая история, не правда ли?
    И знакома  она нам  потому, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин  в 1822 году написал поэму «Песнь о вещем Олеге».Скандинавский миф преодолев расстояния и время оказался в России, чтобы быть  пересказанным нам  поэтом А.С. Пушкиным.
    И наверно, рассказывала  ему эту сказку в детстве, скорее всего, его любимая няня Арина Родионовна. Пушкин несколько раз  посвящал ей стихи:                : Наперсница волшебной старины
                -----------------------------------------
                Являлась ты веселою старушкой,
                И надо мной сидела в шушуне, 
                В больших очках и с резвою гремушкой.
А в романе «Евгений Онегин»  няня Татьяны говорит, что она, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц…как и Арина Родионовна.
    В 1822 году, когда  АлександрПушкин волею императора был отправлен в ссылку, на юг, в  Петербург к родителям его,  Пушкиным, приехал  подполковник И.П. Липранди, привез стихи и письма Александра. Липранди вспоминал, что Арина Родионовна расспрашивала его о Пушкине, и расспросы эти сопровождались слезами.
    Пушкин познакомился с Иваном Петровичем Липранди по приезде своем в Кишинев в сентябре 1820 года. «Он мне добрый приятель»,-писал Пушкин. И знавшие его люди отмечали неординарность Липранди. В частности В.П. Горчаков: «Своею особенностью он не мог не привлекать Пушкина…»
Тогдашний еще пехотный офицер, большой любитель книг и автор труда о «Бессарабии», Липранди относился к Пушкину с большой любовью, что известно из его записок.
  Я так подробно  остановилась на личности Липранди, потому, что в окружении Пушкина в Кишиневе  не было почти людей, близких ему по тонкости, разнообразию и напряженности духовной жизни. Кроме, может быть, генерала Инзова и общества офицеров, среди которых было много просвещенных людей. Даже творчество не освобождало его от гнетущего чувства одиночества.
       Пушкин по натуре своей  был пылок и эмоционален, в его горячем теле стремительном, гибком и сильном жила потребность риска и борьбы. «Пушкин никому не уступал в готовности на все опасное»,- говорил Липранди. Вот почему, мне кажется, именно в эти годы южной ссылке он вспомнил   сказку о Вещем Олеге и претворил ее в стихи. Риск, опасность, подвиги, смерть. И даже хорошо , что волею судеб его сослали не в мертвую сибирскую глушь, а в быстро крепнущую., полную событий, горячую южную окраину.
                Песнь о вещем Олеге.
                Как ныне сбирается вещий Олег
                Отмстить неразумным хазарам;
                Их села и нивы за буйный набег
                Обрек он мечам и пожарам;
                С дружиной своей, в цареградской броне,
                Князь по полю едет на верном коне. 
                --------------------------------------------
                Повстречавшийся ему Волхв  предсказал, что примет он смерть от коня своего. 
                --------------------------------------------
                Олег усмехнулся, однако чело
                И взор омрачилися думой.
                В молчаньи, рукой опершись на седло,
                С коня  он слезает угрюмый;
                И верного друга прощальной рукой
                Он гладит и треплет по шее крутой.
                -----------------------------------------------
                И отроки тотчас с конем отошли
                И князю другого коня подвели.
               
                Пирует с дружиною вещий Олег
                При звоне веселом стакана.
                И кудри их белы как утренний снег
                Над славной главою кургана.
                Они вспоминают минувшие дни
                И битвы, где вместе рубились они…
      Узнав, что его старый конь  давно почил непробудным сном, Олег подумал, что Волхв его обманул и захотел увидеть кости коня.
 На круче над Днепром лежали благородные кости…
                Князь тихо на череп коня наступил
                И молвил: «Спи, друг одинокий!»
                Твой старый хозяин тебя пережил…
                ----------------------------------------------
                Так вот где таилась погибель моя!
                Мне смертию кость угрожала!»
                Из  мертвой главы гробовая змея
                Шипя, между тем выползала;
                Как черная лента вкруг ног обвилась;
                И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
По -своему перековал Пушкин старинный склад…древний скандинавский миф. И много еще можно найти сюжетов  в мифах и преданиях,  претворенных в сказки. О злых мачехах и заколдованных красавицах, прекрасных юношах превращенных в лебедей,  волшебных рубашках из крапивы.  И эти сказки на все времена.       
               
                Использована литература: О.Крючкова. «Скандинавская мифология», В. Вересаев  «Спутники Пушкина»,
М. Залесская    «Вагнер» из серии ЖЗЛ,  А. Тыркова-Вильямс «Пушкин» из серии  ЖЗЛ. Собрание сочинений А.С. Пушкина в 3-х томах.               
               







      


Рецензии