Вьетнамский дзэн Нам Тонг как он есть
Голоса гекконов, лягушек, птиц
Тишину не нарушат, лишь подчеркнут.
Не увидев прежних своих границ,
Мысли тоже затихнут, потом уснут.
Остаётся лишь ум, лишь бесцветный фон.
Белоснежный экран, он же Ясный свет.
Взгляд одновременно со всех сторон
Внутрь себя, которого тоже нет.
Он не скажет лишнего о себе,
Не коснётся пером белизны страниц,
Как не нарушают покой небес
Голоса гекконов, лягушек, птиц.
Любава Орлова 01.05. 2025 монастырь Кон Лам
На вьетнамском Нам Тонг - "Южная школа", южная передача. Тхиен - медитация, дхъяна(санскр.)
Существует два подхода к практике: первый основан на усилиях и
достижениях, а второй, к которому относится и вьетнамский дзэн - нет.
В данном обзоре кратко сравниваются подходы различных буддийских школ, их сходства и отличия с Нам Тонг.
Вторая часть содержит исследование о традиции Nam Tоng дзэн во Вьетнаме, разбитый для удобства по главам.
Вьетнамский дзэн наследует суть китайского Чань, особенно южной линии Хуэйнэна.
Одинаковы базовые принципы: природа Будды, внезапное прозрение, практика без опоры на писания. Но в Китае сформировались четко специализированные школы:
Linji (Lаm Tе, вьет.) — акцент на коанах, криках, неожиданных действиях;
И - Caodong (Tаo Dоng, "Путь Дао" - вьет.) — практика "тихого озарения".
Однако во Вьетнаме эти подходы не разделялись строго:
• Храмы использовали всё, что работает, в зависимости от ученика;
• Культура монастырей была менее иерархичной и не столь формализованной, как в Китае (где с эпохи Сун существовали "Чистые Правила" — строгий монастырский распорядок).
Нам Тонг Тхиен и Японский дзэн (Rinzai & Soto)
Японский дзэн произошёл от китайского Чань и делится на:
1. Rinzai (Lаm Tе):
• акцент на внезапное прозрение (kenshо);
• интенсивные санзен-интервью, строгие ретриты;
• формализованная система коанов;
• связь с самураями (дух дисциплины и аскезы).
Во Вьетнаме:
• коаны использовались менее формально;
• ученику могли дать один "вопрос", но без строгой программы;
• подход был мягче, с упором на «радость Пути в миру».
2. Soto (Tаo Dоng):
• упор на "просто сидение" (shikantaza);
• просветление — не вспышка, а состояние, раскрывающееся со временем;
• монастыри с детализированным расписанием, ритуалы — часть практики.
Во Вьетнаме:
• влияние Caodong было ограниченным, но стиль тихой практики проник через школу Vо Ngоn Thоng (Безмолвие);
• нет строгого ритуального разделения: коаны и "тихое сидение" могут сочетаться в одном монастыре.
Nam Tоng Thiеn и Тхеравада
Хотя обе традиции называются "Nam Tоng" (Южная Школа), различия — фундаментальны:
• Тхеравада (ЮВ-Азия, Пали-канон):
• Цель — стать архатом через постепенное очищение.
• Строгая опора на писания.
• Разделение практик: саматха и випассана.
• Нет почитания бодхисаттв, нет ритуалов с духами.
• Nam Tоng Thiеn (вьетнамский дзэн):
• Махаянская школа, учение о природе Будды и пустоте.
• Просветление — возможно в этой жизни, при узнавании ума.
• Синкретизм: дзэн + ритуалы + духи + мантры.
• Склонность к интуитивному, а не аналитическому пути.
Тем не менее, вьетнамские дзэн-монахи:
• изучают тексты Тхеравады, используют сатипаттхану;
• миряне могут ходить на випассана-ретриты и дзэн-сессии
одновременно обе традиции сосуществуют и дополняют друг друга.
Nam Tоng Thiеn и Ваджраяна (Тибетский буддизм)
• Ваджраяна — эзотерическая Махаяна:
• мандалы, мантры, тантра, визуализация, посвящения;
• опора на гуру и передачи;
• сложные ритуалы, медитации и обряды;
• цель — просветление за одну жизнь через тантрические методы.
• Nam Tоng Thiеn — аскетичен и интуитивен:
• минимализм: пустая комната, один вопрос, сидение;
• доверие внутреннему прозрению, а не внешней форме.
Но:
• обе школы утверждают природу ума как изначально просветлённую;
• Дзогчен (и Ваджраяна) говорят "отдыхай в природе ума" — близко к "просто сиди" дзэна;
• современные монахи в храмах могут читать мантры Авалокитешвары ("Умами пеме хум" - вьет.) и выполнять обряды, схожие с тантрическими.
Поскольку с точки зрения Нам Тонг не существует даже абсолютной истины, то воззрение, медитация, поведение, мандалы, стадии развития и завершения, самаи и обеты тем более лишены существования. Сущность пустотного и неотождествимого осознавания превосходит какие-либо описания и обозначания.
Nam Tоng Thiеn и школа Чистых Земель (Tinh Do Tong, "Передача от Красного Будды")
• Чистая Земля:
• Вера в Амитабху (АдиДаФат, вьет.), который перерождает преданных в рай;
• Основа — вера и повторение имени Будды (niеm Phаt);
• Концепция внешней силы (tha luc).
• Дзэн:
• Самопознание, внезапное прозрение, опора на внутреннюю силу ("ты лук", вьет.);
• Скепсис к слепому повторению.
Однако во Вьетнаме школы слились:
• девиз XVIII века: «Дзэн и Чистая Земля — едины»;
• дзэн-монахи сидят утром, повторяют "Наммо АдиДаФат" (Наммо Амида Будда, Амитабха) также вечером;
• просветление + вера = сбалансированная практика.
Итоговое сравнение:
Аспекты: а) Nam Tong Thien, б) Китайский Чань, в) Японский Риндзай, г) Японский Сото, д) Тхеравада, е) Ваджраяна, ж) Чистая Земля
Просветление:
а) Внезапное, но возможно постепенное углубление. Тантрические практики, "танцы Видьядхар" как и в Ваджраяне
б) Внезапное
в) Внезапное (kenshо)
г) Постепенное
д) Пошаговое очищение
е) Через тантру
ж) Через веру
Медитация:
а) Комбинированная
б) По школе
в) Коаны + жёсткая дисциплина
г) "Просто сидение"
д) Саматха и випассана
е) Визуализация, мантры
ж) Повторение имени
Ритуалы:
а) Да, с духами и мантрами, "танец Видьядхары", вселяющиеся в адептов дУхи бодхисаттв.
б) Есть, в Махаяна стиле
в) Сдержанные, но ритуальные
г) Много ритуалов
д) Алтарные подношения
е) Центр практики
ж) Групповые песнопения
Отношение к текстам:
А) Вне текстов.*
б) Ограничено
в) Слово — инструмент
г) Не основной фокус
д) Основной источник
е) Обширная доктрина
ж) Сутры + молитвы
* В общине, к которой принадлежит автор статьи, используются а) Чёрная Книга, написанная Мастером СуФу крупными буквами от руки на древневьетнамском, читающаяся некоторыми адептами (особо одарёнными, кому он её подарил) ежедневно по два часа с 4 до 6.00 утра, а монахами - по полнолуниям и праздникам. Называется Книга "Наставление по быстрому Просветлению, спущенное с небес Буддой Майтрейя (Зи Лак тон Фат)". Информация была получена СуФу в виде появляющихся в голове древнекитайских иероглифов, ныне не использующихся - 8-10вв. Когда автор данной статьи спросил СуФу: "А я ж ничего не понимаю, что там написано, кроме отдельных слов!" - Мастер рассмеялся: так я и сам ничего не понимаю!..
б) Монахами утром с 4 до 5 утра, с 10 до 11.00 и с 17 до 18.00 в обычные дни читаются молитвы совершенно аналогичные молитвам Ваджраяны (на тьенг ко - "древнем языке", искажённый пали): призывание линии преемственности и бодхисаттв, мантра Будды Бесконечной Жизни и Будды Бесконечного Света (Амитабха). Автор различает похожие слова в пении ежедневной молитвы: "Ом намо бхагавате...субини цито рандзая татхагатая архата самьяк сам буддхая..." - которую он знает на санскрите.
Особенности:
а) Синкретизм, мягкость, практика в миру
б) Классика Чань
в) Самурайский дух
г) Монашеская строгость
д) Аналитика, этика
е) Тайные передачи
ж) Спасение через веру
Вывод:
Nam Tоng Thiеn — это:
• школа внезапного Просветления, но с гибким подходом;
• наследник китайского Чань, но сформированный под влиянием вьетнамской культуры;
• открытая система, способная вмещать практики Тхеравады, Чистой Земли и даже Ваджраяны;
• поистине Срединный путь, сочетающий древнее знание и современность, глубину и народность.
Показательно отношение к курению табака и алкоголю в Нам Тонг. Оно не только осуждается, но и приветствуется. Причины: сколько предписано жить - столько и проживёшь, ни дня не прибавить, не убавить - а дУхи - любят дымные подношения. Прикуривая, адепт молча произносит в уме "голодные духи, курите со мной". Мы были свидетелями, как привезённый нами уралец, незадолго до того взявший обет отказа от курения на сто дней, был буквально принуждён Мастером закурить с ним. Это - ломка рамок, стереотипов, ограничений. По праздникам Мастер распоряжается купить хорошего полусухого красного, открывает подаренный дорогой вискарь, закупают пару-тройку ящиков пива - и монахи пьют вместе с прихожанами. Никто не напивается до потери разума, всё очень весело, с песнями и танцами. Однако в обычные дни это немыслимо.
Часть вторая.
Глава 1. Происхождение: Южная школа Чань (дзэн) и связь с Бать Хак.
Вьетнамская традиция Тхиен (дзэн) уходит корнями в Южную школу китайского Чань (Тхиен Нам Tонг), основанную 6-м патриархом Хуэй Нэном в VII веке. Хуэй Нэн продвигал идею внезапного просветления ("дон нго"), противопоставляя её постепенному просветлению Северной школы.
Ранняя вьетнамская Тхиен унаследовала этот дух: прямое указание на природу Будды, минимум текстов, акцент на личном прозрении. Поэтому считается, что вьетнамская Тхиен — прямой наследник Южной ветви Чань, с учением "чук чи ньян там, киен тань тхан Фат" — "прямое указание на ум, видение своей природы, чтобы стать Буддой".
Некоторые источники связывают Nam Tоng с китайской школой "Бать Хак" («Белый Журавль»). Однако эта школа не была дзэн-направлением, а скорее локальным духовным центром в районе Vinh Yen (провинция Vinh Phuc). Истинная линия — это Южная Чань через ученика Хуэй Нэна по имени Шень Хуэй (Than Hoi).
Глава 2. Распространение и развитие во Вьетнаме
Вьетнам познакомился с медитацией ещё в III веке через монаха Tang Hoi, но устойчивые дзэн-линии возникли с VI века:
1. Школа Винитаручи (580 г.) — индийский монах, ученик 3-го патриарха Чань.
2. Школа Вo Ngon Thong (820 г.) — "Господин Безмолвие" - привнесена китайским мастером, акцент на тихом созерцании.
3. Школа Thаo Duоng (1069 г.) — "Путь Дао", принесена монахом из Китая, ставший наставником императора.
Область Винь Йен - Залив Ласточек - (и район Бать Хак, "Белый Журавль") слила эти школы в единое культурно-религиозное ядро, где монахи служили не только как учителя медитации, но и как общинные лидеры.
Глава 3. Возрождение Truc Lam (Чук Лам - XIII–XIV века)
Наибольшего расцвета вьетнамский дзэн достиг в школе Truc Lam Yen Tu, основанной королём-монахом Tran Nhan Tong. Эта школа:
• Объединила все три линии;
• Акцентировала практику в миру: cu tran lac dao — «находиться в мире и радоваться Пути»;
• Сочетала медитацию, этику, ритуалы Чистой Земли и даже мантры.
Это стало национальной формой дзэна, отражающей дух независимости и самобытности вьетнамского буддизма.
Глава 4. Философия Nam Tong Thien
Ключевые идеи:
• Природа Будды (Phat tinh) — врождённая у всех живых существ;
• Внезапное просветление (don ngo) — постижение истины за пределами понятий;
• “Khong tri vao van tu” — "кхом чи вао ван ты", «Не полагайтесь на текст» - отсутствие опоры на писания, акцент на личном опыте.
Стихи, коаны и парадоксы — любимые методы. Однако, в отличие от Японии, во Вьетнаме не возникла системная коановая школа — учение часто передавалось в устной или стихотворной форме*.
Важная формула:
“Don ngo, tiem tu” — «прозрение внезапно, практика — постепенна».
Глава 5. Медитация и ритуалы: между дзэном и народной верой
Nam Tong Thien включает:
• So tuc (счёт дыхания), quan tam (наблюдение ума);
• Элементы Rinzai (коаны) и Soto (тихое сидение);
• Неформальное обучение: мастера подбирают методы под учеников;
• Синкретизм: совместное чтение сутр, мантр, участие в обрядах с духами и предками.
Мастера зачастую — не только наставники, но и чудотворцы, шаманы, хранители храмов с местными божествами. Обряды «lin jing» ("энергичные", с вызыванием и вселением в монахов дУхов) могут проводиться рядом с медитацией.
XX век принёс реформу:
• Thich Nhat Hanh, Thich Thien An критиковали суеверия;
• Однако элементы мистики до сих пор живы в культуре.
Глава 6. Современное возрождение
Thich Thanh Tu:
• Возродил Truc Lam;
• Основал десятки дзэн-монастырей;
• Сделал медитацию доступной городскому населению.
Thich Nhat Hanh:
• Разработал концепцию вовлечённого буддизма;
• Основал международную школу Plum Village;
• Привнёс дзэн в образование, психологию, этику.
Другие:
• Thich Thien An, Nguyen Nhan и др. распространяют дзэн среди мирян, включая эзотерические элементы.
Сегодня Nam Tong — это:
• Полноценная часть Объединённой буддийской церкви;
• Слияние монашества и мирской практики;
• Культурный феномен, влияющий на искусство, образование, психологию.
Глава 7. Итоговое сравнение с другими школами.
а) Направление, б) Просветление, в) Методы медитации, г) Отношение к ритуалам, взаимодействие с "миром"
Nam Tоng
а) Внезапное + постепенное
б) Комбинированные: дыхание, коаны, тишина
в) Да: мантры, духи, Чистая Земля
г) Монахи = наставники + проводники для мирян
д) сад, чай - но без церемоний
е) служение общине
Китайский Чань
а) Внезапное
б) Линьцзи — коаны, Цаодун — тишина
в) Есть, но более монашеские
г) Частично интегрированы
Rinzai (Япония)
а) Внезапное, с коановым обучением
б) Интенсивная коановая система
в) Ритуалы с эстетикой (сад, чай)
г) Элитарная (самурайская)
Soto (Япония)
а) Постепенное, через практику
б) Только "сидение" (shikantaza)
в) Строгие ритуалы, простой стиль
г) Служение общинам
Тхеравада
а) Пошаговое очищение
б) Саматха + Випассана
в) Нет бодхисаттв, простые подношения
г) Индивидуальное спасение
Ваджраяна
а) Просветление за одну жизнь (тантра)
б) Визуализация, мантры, инициации
в) Очень сложные ритуалы
г) Гуру-поклонение
Чистая Земля
а) Через веру в Амитабху
б) Повторение имени Будды
в) Групповые песнопения
г)Массовая вера
Заключение
Nam Tоng Thiеn — это:
• Школа внезапного прозрения, укоренённая в Махаяне;
• Синкретическая система, включающая элементы Чистой Земли, Тхеравады, шаманизма;
• Культурно-национальная форма буддизма во Вьетнаме;
• Практика, сохраняющая баланс между мистикой и рациональностью, личным путём и служением.
Основная идея.
Концептуальное понимание не даёт результата. На каждую концепцию найдётся иная концепция, на каждое критическое исследование найдётся противоположное - и это регресс в бесконечность. Свободное от мыслей и понятий состояние – наилучшее. Оно бесконечно превосходит даже владение всем миром. Недумание – другое название йоги. Заканчивая тратить энергию на освещение сознания лучом ума, йог освещает всю сферу осознания из центральной точки - одномоментно и ровно по всем направлениям. Это - не "рога", а "нимб".
Практика:
Иные традиции тренируют не отвлекаться от однонаправленной концентрации, что лишь заклинивает в самсарных мирах бесформных Дхьян и ничуть не приближает к Просветлению.
В тантре "Всемогущий Творец" говорится:
"Что может быть более безумно,
Чем напряжённое стремление получить блаженство бездействия
Или поиски вдалеке того, что находится внутри себя?
Неотвлекающееся самадхи лишь заклинивает цепляния.
Вы не потеряете и не отвлечётесь от того, что было всегда,
А это неотвлекающееся самадхи, провоцирующее предвкушения,
Преподаётся в условных текстах Махаяны по причинно-следственной связи.
Так как это состояние изначально, то нет ни отвлечений, ни потерь,
Его бездействие превосходит все усилия и достижения".
Дзэн утверждает, что нет пробуждения вне природы ума - с помощью усилий и достижений - потому что Просветление и есть осознавание, очищенное от временных загрязнений. Само слово "будда" подразумевает пробуждённое, пустое осознавание - и ни что иное.
Когда люди не понимают чего-то, что выходит далеко за рамки их понималки - они боятся. "Я чего-то не понимаю. Когда мазафака не понимает - он пугается. А когда сукин сын пугается - он стреляет..." - отметил герой Сэмюэля Л. Джексона в фильме "Криминальное чтиво".
Как биорезонанс и диагностика по Фоллю и ВРТ непостижима для поголовного большинства медиков вследствие их непроходимого невежества, как Каббала непостижима для обычных иудеев, так и высшие колесницы (традиции) буддизма (Дзогчен, Ваджраяна и Нам Тонг) непостижимы для 95% обычных буддистов. А то, что не влазит в рамки - подвергается своеобразному остракизму, закону омерта. Мы столкнулись с этим и в России, и во Вьетнаме.
Известный уральский геше Джампа Тинлей на наш вопрос о танцах Видьядхар замахал руками: "ну что вы, это ж Ваджраяна - это не для всех, этим надо много жизней заниматься, не лезьте туда..." А во Вьетнаме все вьетнамцы-буддисты, кому мы говорили, что учимся в горах у Мастера Нам Тонг - просто сразу переставали с нами общаться. Пресекали контакт.
Хотя предполагается и заявляется, что все направления Учения - это одно Учение, различное для удобства различных по свойствам учеников.
"Мы занимаемся тантрической йогой, это особый Путь, для весьма немногих. А людям с посредственными интеллектуальными способностями - преподают десять естественных категорий Дхармы. С точки зрения Нам Тонг все воззрения и медитации подобных путей предназначены для тех, до кого не дошло прямое введение в природу ума. Такие пути не позволяют видеть сущность осознавания: следовательно, все подобные действия — лишь трата времени." - сказал СуФу Нам Тонг. - "В остальных традициях Просветление считается венцом напряжённых усилий и блестящих достижений, основанных на причинах и условиях. Это равно как полагать, что солнце светит из-за причины и условия отсутствия тьмы. Эти традиции полны противоречий в своих собственных текстах, поэтому оставь дурацкое чтение. Проанализируй: является ли само осознавание Просветлением в его естественном присутствии или нет... Подлинный смысл этого не постигается на низших путях. В двух словах: ясное и пустое осознавание, являющееся сутью сострадательного резонанса, незамутнённой оценками объектов, подобное прозрачному кристаллу - и есть Дзэн."
Как европейские медики встретились с путём Нам Тонг и что из этого вышло - можно прочесть на странице автора в разделе "Записки прохожего": "Знакомство с доном Хоангом" http://proza.ru/2024/01/10/171
* Стихи, коаны и парадоксы — любимые методы Нам Тонг. Однако, в отличие от Японии, во Вьетнаме не возникла системная коановая школа — учение часто передавалось в устной или стихотворной форме
Чёрная Книга, написанная от руки СуФу Нам Тонг, читаемая автором ежедневно - это не сутра - это стихи.
Читая на низкой ноте До, замечаешь, что некоторые части ЧК идут в ритме "Слова о полку Игореве", а некоторые просто идеально ложатся на рэп!
Пример. Вот отрывок, можете попробовать на одной низкой ноте со скоростью 2 слова в минуту (написано для удобства русскими буквами и такими же строками как в Книге), это древневьетнамский:
Нят там дом нИем
Зань хИу куАн ам
НИен тэ чи нИен
Хой чИу нян сань.
Кон лам бинь ха
Чан ***Ен дАо дэ
Ба фук чон там
Хань чум фап туЭ.
Зяй кхом туйЕт ха
Чам дам чань зяк
КЫу ха нИен кхом
Зяй нят тхат ***Ен
Ньи тон кыу динь
Фап хоА чан фап
ТоА зяй тхИен зёй
Кан лань фук туЭ
Чиу сань чон там
Чан тхИен хыу тай
Дам линь чон тхЭ
Фап тоА там чИу
и т.д. Что, "вставляет"?..))
***Это пропущенное слово из трёх букв бот прозы.ру обозначил звёздочками... Я плакаль. Это слово во вьетнамском языке означает либо "герой", либо - "открывашка", в зависимости от огласовки...
Свидетельство о публикации №225050500989
Особенно мне религиеведу (историк, а диплом был по "сектам"...)
"Называется Книга "Наставление по быстрому Просветлению, спущенное с небес Буддой Майтрейя (Зи Лак тон Фат)". Информация была получена СуФу в виде появляющихся в голове древнекитайских иероглифов, ныне не использующихся - 8-10вв. Когда автор данной статьи спросил СуФу: "А я ж ничего не понимаю, что там написано, кроме отдельных слов!" - Мастер рассмеялся: так я и сам ничего не понимаю!.."
!!!! Безумно интересно, заинтриговали
Мост Будущее 12.06.2025 17:57 Заявить о нарушении