И создал Бог кошку 6

Статья опубликована ранее в журнале для любителей животных "Зоопрайс" (Санкт-Петербург, Россия)

КОШКИ ЗАГАДОЧНОЙ СТРАНЫ УРАРТУ
 
Территория Восточной Анатолии или иначе Малой Азии или иначе Армянского нагорья , как называлась эта область до 1941 г., включая Армению (даже в современных ее границах), входит в регион, в котором в 8 тыс. до н. э. произошла доместикация (одомашнивание) кошки.  Об этом свидетельствует факт обнаружения скелета кошки при археологических раскопках в крепости Тейшебаини (7 – 6 в. в. до н. э.) (на холме Кармир-Блур, расположенном на территории современного Еревана, Армения) эпохи страны Биайна или как называли ее ассирийцы Урарту  (13 – 6 в. в. до н. э.).  Крепость Тейшебаини, которая была последним оплотом урартов в Закавказье, была захвачена скифами в начале 6 в. до н. э.  Раскопки в крепости Тейшебаини проводились еще в советский период учеными под руководством академика Бориса Борисовича Пиотровского в 1938 - 1958 г. г.  Скелет кошки, датируемый 6 в. до н. э. и считавшийся наиболее древним из найденных останков кошки на территории бывшего СССР, был найден внутри крепости, т. е. внутри человеческого поселения, и более того на дне огромного глиняного сосуда – «караса», который в свою очередь находился внутри винного погреба, что, на мой взгляд, подтверждает, что он принадлежал кошке, которая жила если не внутри человеческого жилья, то внутри человеческого поселения, имея свободный доступ внутрь, по меньшей мере, хозяйственных построек.
Примерно тот же возраст, 2.700 лет, имеет скелет кошки, который согласно сообщению профессора Института Археологии Стамбульского Университета, доктора Октайа Белли (Oktay Belli), был обнаружен в 2005 г. турецкими археологами во время археологических раскопок внутри жилой постройки в столице царства Урарту Тушпе (армянское название - Тосп), которая находилась на берегу озера Ван на территории современного города Ван, Турция.  Тушпа пала в 590 году до н. э. под натиском скифов, а так как кошка погибла во время захвата и пожара крепости, то ученые смогли определить точный возраст обнаруженных останков.  Так как сами урарты, как сообщил доктор Октай Белли, называли себя «жителями Бианли» (от «Биан», т. е. «Ван») , турецкие исследователи назвали находку «Бианской кошкой» (Bian kedisi) .  Доктор Октай Белли любезно предоставил мне текст своего доклада “Ванская кошка” на симпозиуме, посвященном озеру Ван, в котором он, в частности, говорит: “… интересно, что до настоящего времени в Урартском искусстве не известно изображений таких животных, как кошка и собака”.
Ранее на поиски этих самых изображений я потратила довольно много времени.  И хотя на найденных во время проводимых в Армении археологических раскопок изделиях прикладного искусства большое число изображений кошачьих, все они описываются исследователями, как изображения львов или леопардов.  И вдруг, неожиданно, рассматривая изданную в 2007 г. Академией Наук Республики Армения иллюстрированную книгу под названием “Золото древней Армении”, я увидела её, древнюю кошку, которая смотрела на меня с фотографии золотой чаши III тыс. до н. э. Третье тысячелетие до нашей эры - еще “доурартский” период!  Однако надпись к иллюстрации гласила: “Золотая чаша с изображениями львов”.  Тогда я открыла главу книги, где содержится описание этой чаши, обнаруженной Борисом Борисовичем Пиотровским во время раскопок, проведенных недалеко от г. Ванадзор (бывший Кировакан) еще в 1949 г..  И хотя в тексте говорилось, что на вазе изображены львы, на которых одет наряд со специальными завязками, расположенными вокруг шеи, ног и нижней части корпуса животных, следующая фраза меня не столько удивила, сколько обрадовала: “Возможно, что во время культовых ритуалов домашних животных было принято украшать тонкими тканями”.  Домашних животных?  Заметьте, не прирученных, а домашних.  Вы когда-нибудь слышали о домашнем (т. е. одомашненном) льве?  Вот именно!  И я такого не помню.  История сохранила до наших дней сведения о том, что при храмах древнеегипетских солнечных богов, с которыми ассоциировались львы, в специальных загонах содержали львов, которых использовали в различных культовых целях, но их вряд ли можно считать домашними.  Кроме того, большой интерес представляют сами фигурки «львов» на золотой чаше, в пасти которых изображены сдвоенные треугольники, соединенные вершинами, а на конце хвоста у каждого «льва» орнамент в виде верхушки ели, символизирующей Древо Жизни.  Интересно, что символизм сдвоенных треугольников до сих пор не установлен, хотя этот символ встречается в различных регионах Старого Света, и, обычно, его распространение связывают с миграцией протоиндоевропейских племён из их единой прародины.  Однако тот же символ был обнаружен и у индейцев Северной Америки.  Согласно одной из интерпретаций это символ вечного противостояния неба и земли, мужского и женского начал, символ бесконечности.  А у древних египтян и скандинавов кошка, свернувшаяся кольцом, также считалась символом бесконечности.  Так что, видимо, следует более тщательно изучить фотографии всех тех древних изображений, которые археологами определены, как изображения львов, леопардов, рысей и барсов.  И хотя последнее слово, безусловно, за специалистами, но может кому-то из любителей кошек повезет, и мы увидим домашнюю кошку такой, какой ее увидел древний мастер.
Судить о том, были ли кошки, останки которых были обнаружены во время археологических раскопок, домашними довольно сложно по причине того, что скелеты домашней и диких кошек очень похожи.  Однако специалисты на основании морфометрического анализа черепов различают домашнюю кошку и дикие подвиды мелких кошачьих, притом, что, с одной стороны, значительную роль играет взаимовоздействие этих подвидов между собой и их гибридизация, а, с другой стороны, не все из обнаруженных скелетов кошек сохранились полностью.  Вместе с тем, по мере дальнейшего развития науки генетический анализ этих останков, а также сравнение его результатов с результатами генетического анализа современных кошек прольют свет на многие существующие вопросы.
Из Восточной Анатолии ведёт свое происхождение одна из признанных различными международными фелинологическими организациями пород - Турецкая Ванская кошка.  И хотя в последние годы, кроме красного ванского окраса, были признаны также кремовый, черный и голубой ванские окрасы, традиционным окрасом для этой породы считается красно-каштановый ванский окрас.  Предполагаю, что происхождение данной породы восходит ещё ко временам язычества, когда почитались солнечные боги.  Косвенным доказательством этого как раз может считаться традиционный ванский окрас, когда огненно красные пятна на белой шкурке ванской кошки располагаются на тех частях тела кошки, которые возвышаются над уровнем воды, когда ванская кошка плавает в водоёме или даже в обычной ванне. Согласно воспоминаниям бывших жителей Вана (ещё в начале прошлого века) ванские кошки по ночам обычно плавали в озере: то ли рыбу ловили, то ли спали на воде, и на рассвете возвращались на берег, а отблески зари окрашивали в багряный цвет и воду в самом озере, и плывущих кошек.


Рецензии