Тройственная эволюция человека
Глава 4: ТРОЙСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
=========================================
В Природе существует троичная эволюционная схема для образования трёх периодических Упадхи[1]; или, скорее, три отдельные схемы эволюции, которые в нашей системе сочетались и переплелись во всём до полной невозможности расчленения.
Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть конечные аспекты или отражения Атмы, седьмого принципа, Единой Реальности на плане Космической Иллюзии.
1. Монадическая эволюция, как это указывает наименование, касается роста и
развития Монад в ещё более высокие фазы деятельности в соединении с:
2. Умственной эволюцией, представленной Манаса-Дхиани (Солнечными Дэвами или
Агнишватта Питри), «дателями разума и сознания» человеку, и:
3. Физической, представленной Чайа (тенями) Лунных Питри, вокруг которых
Природа оформила настоящее физическое тело. Это тело служит проводником
для «роста», употребляя вводящее в заблуждение слово, и преображений –
посредством Манаса и благодаря накоплению опыта – Конечного в
Бесконечное, преходящего в Вечное и Абсолютное.
Каждая из этих трёх систем имеет свои законы и управляется различными группами высочайших Дхиани или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосме великого Макрокосма.
И, именно, связь этих трёх течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас.
Природа, физическая эволюционная мощь никогда не могла бы развить Разум сама по себе без содействия; она может создавать лишь «бессмысленные формы», как это будет видно в нашем Антропогенезисе.
Лунные Монады не могли прогрессировать, ибо они не имели достаточного контакта с формами, созданными «Природою», чтобы посредством этих форм накопить достаточный опыт.
И это Манаса-Дхиани, которые заполняют пробел и являются эволюционной Мощью Рассудка и Ума, связью между Духом и Материей – в этом Круге.
Также нужно иметь в виду, что Монады, которые вступают в эволюционный цикл на Сфере А, в Первом Круге, находятся в очень различных стадиях эволюции. Следовательно, положение становится несколько сложным.
Повторим ещё раз: Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческую зачаточную стадию в Первом Круге; становятся земными, хотя очень эфирными человеческими существами к концу Третьего Круга, оставаясь на Сфере на протяжении периода «обскурации»[2], как семя для будущего человечества в Четвёртом Круге и, таким образом, они становятся пионерами Человечества при начале настоящего Четвёртого Круга.
Другие достигают человеческого состояния лишь в позднейших Кругах, т. е., во втором, третьем или в первой половине Четвёртого Круга. И, наконец, самые запоздалые – т. е., те, кто ещё находятся в животных формах после срединного поворотного пункта[3] Четвёртого Круга – вовсе не станут людьми в течение этой Манвантары.
Они достигнут предела Человечества лишь при завершении Седьмого Круга, чтобы, в свою очередь, быть переведёнными, после Пралайи[4], на Новую Цепь старшими пионерами, праотцами Человечества или названными Семёнами Человечества (Шишта) т. е., людьми, которые будут во главе всех в конце этих Кругов.
Из предыдущих диаграмм, которые приложимы с соответствующими изменениями, к Кругам, Сферам или Расам, ясно видно, что четвёртый член серии занимает совершенно обособленное положение.
В противоположность другим «Четвёртая Сфера» не имеет Сферы «сестры» на том же плане, как она сама и, таким образом, образует точку опоры «Равновесия», явленного всею Цепью.
Это есть сфера, конечного эволюционного приноравливания, мир Кармических Весов, Зала Суда, где устанавливается равновесие, предопределяющее будущее направление Монады на протяжении оставшихся ей воплощений в Цикле.
Вот причина, почему после того, как центральный поворотный пункт был пройден в Великом Цикле – т. е., после срединной точки Четвёртой Расы в Четвёртом Кругу на нашем Земном шаре – ни одна Монада не может более вступить в человеческое царство.
Дверь заперта на этот Цикл и равновесие установлено. Ибо, если бы это было иначе, – если бы создавалась новая душа для каждого из бесчисленных миллиардов умерших человеческих существ и если бы не было воплощения – то действительно было бы трудно найти место для развоплощённых «духов»;
также невозможно было бы найти объяснение началу и причине страданий.
Именно, незнание оккультных основ и насильственное навязывание лживых понятий, под маскою религиозного образования, создали материализм и атеизм, как протест против утверждённого божественного порядка вещей.
Единственными исключениями к только что указанному правилу являются «немые расы». Монады которых уже в человеческой стадии, в силу того факта, что эти «животные» явились позднее и даже наполовину произошли от человека.
Их последними потомками были антропоидные и некоторые другие обезьяны. Эти «намёки на человека» в действительности есть лишь искажённые копии раннего человечества.
< ... >
Но хотя обезьяны происходят от человека, всё же, из этого не следует выводить заключения, что человеческая Монада, уже раз достигшая человеческого уровня, снова воплощается в форму животного.
Цикл «метампсихозиса»[5] для человеческой Монады закрыт, ибо мы находимся в Четвёртом Круге и в Пятой Коренной Расе. Читатель должен иметь в виду – во всяком случае, тот, кто ознакомился с «Эзотерическим Буддизмом», – что станцы в этом томе и последующем говорят об эволюции лишь нашего Четвёртого Круга.
Последний является циклом поворотного пункта, после которого материя, достигшая своей предельной глубины, начинает стремиться вверх и становится одухотвореннее с каждой новой расой и каждым новым циклом.
Потому читатель должен следить, чтобы не усмотреть противоречия там, где его нет, ибо в «Эзотерическом Буддизме» говорится вообще о Кругах, тогда как здесь обсуждается лишь Четвёртый, наш настоящий Круг.
В том труде говорилось об образовании; здесь же о преобразовании и эволюционном совершенствовании. Наконец, чтобы заключить это отступление, касательно различных, но неизбежных ошибочных представлений, мы должны сослаться на одно утверждение в «Эзотерическом Буддизме», которое весьма пагубно запечатлелось в умах многих теософов.
Одна несчастливая фраза вышеуказанного труда постоянно приводится, чтобы доказать материализм доктрины. Автор, излагая прогресс организмов на Сферах-мирах, говорит, что:
«Минеральное Царство так же не может развить царства растительного... как и Земля не могла развить человека из обезьяны, до получения ею импульса.»[6]
********************
СНОСКИ:
========
[1] - УПАДХИ (Санскр.) Основа; проводник, передатчик или носитель чего-то менее
материального, чем он сам: как тело человека есть упадхи его духа; эфир - упадхи
света, и т.д., и т.д.; шаблон; определяющая или ограничивающая субстанция.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
Упадхи означает то, через что действует сила. Слово «проводник» используется
иногда для выражения той же идеи. Если рассматривать силу в качестве действующей,
тогда «материя» будет упадхи, через которую она действует.
Так, низший манас есть упадхи, через который может оперировать высший Манас;
лингашарира (астрал. тело) является упадхи, через которую может оперировать прана.
Стхулашарира (физ. тело) есть упадхи всех принципов, действующих на физическом плане.
Источник: Блаватская Е.П. - Инструкции для учеников внутренней группы, Инструкция 5
[2] – Обскурация, есть состояние покоя (затемнения) между состояниями активности; период в циклах жизни планеты. После 6 затемнений, на 7-м цикле наступает разложение планеты – пралайя.
Источник: Теософский словарь
[3] – Срединного поворотный пункт – Это эволюционно-временная точка находящая по среди семи Коренных рас.
Это говорит о том, что человечество прошло три с половиной расы (3,5), когда
существовали сразу две Коренные расы: третья (Лемурия) и четвёртая (Атланты).
Именно, в этой временной точке (18 млн. лет назад), ещё неразумному человечеству
была активирована ментальность, то есть, включение разума.
Этот момент описан в Библии (Бытие, гл. 2 – фраза: «посреди рая» - 3,5 и фраза:
«съедение запретного плода познания», как раскрытие ментальности) – Прим. ЮП.
[4] – Пралайя (пралайа): период покоя.
[5] – Метампсихоз Перевоплощение, учение о переселении души после смерти в другое тело;
часто под этим подразумевается переход души из одного класса существ в другой.
Некоторые традиции допускают перевоплощение в более низкие классы существ. Е.П. Блаватская уточняет, что это возможно только для низших принципов, но сознание,
достигнув определённого царства природы, уже не может воплощаться в предыдущих (ТД 1:185-186).
[6] – это Стр. 48. [Синнетт А.П. - Эзотерический Буддизм, гл.3 – Прим. ред.]
---------------------
Источник: Блаватская Е.П., «Тайная доктрина», т. 1, ст. 6, шл. 4, гл. Добавочные факты и объяснения...
*****************************************
Свидетельство о публикации №225050901092