Наше село Наумово
Хочу, чтоб она здесь хранилась. К прочтению не обязательна.
Наше село Наумово, которое строил барин Наум Попов. Сначала церковь, потом барский дом за ручьем, а улицы по другую сторону ручья, где стояла церковь в середине села. Рядом школа и три большие улицы. В селе были две танцплощадки: одна у школы. Церковь строил барин Наум, вот и стало село Наумово.
На нашей улице и церковь стояла, через четыре дома. Около церкви был большой пруд, звали его Святым. Был он чистый, в Крещение рубили в нём большие пролуби* и святили воду в нём, служили службу. На неё сходился народ с 12-ти деревень. В Масленицу было катанье на лошадях: были такие красивые с вырезом сани, лошади украшены, сбруя праздная. Катались только молодые да парни с девками. Последний день вечером Масленицу жгли: у нас было село, и была она выше всех деревенских и дольше. У мужиков и парней заботы было много: зажигали не одну на выхвалку** на краю леса. А гулянье, весельство*** было, сейчас и во сне не приснится!
Летом же делали круги****, в которой деревне праздник, нанимали оркестр на два, а-то и три дня. Вход был за деньги, парни выручали хорошо.
Зимой нанимали жильё, кто похуже живёт, каждое воскресенье и праздник гуляли, а в Святки и Масленицу — каждый день.
Когда священника выселили из большого барского дома, то нам там дали комнату под клуб. А священник — Александр Прозоров, купил около нас домик. Он ходил к нам в гости, у нас братовья***** и сестра пели на клырасе***** в церкви. Они все любители петь, и меня брали с собой, и я пела. Я немного службу знаю. Когда мы венчались, нам они пели. Потом только сестра уехала, в 39, когда я схоронила дочку. Вскоре и церковь закрыли, сделали склад. Крыша стала текчи******, так и стали всё ломать. Тверицы строились из кирпича, совсем-то не доломали, низ и сейчас стоит. Василий Павлов (сейчас живёт в Ярославле), он выбранный по церквям и Павел наш Сидоров кладбище обиходили и новое, на котором сейчас хоронят, в Коченятине. Берёзками обсадили. А у церкви сделали братскую могилу с большой оградой, собрав в неё все останки. Мне не пришлось побывать на нём, племянники о том рассказывали: Игорь и Павел. Когда я о Наумове пишу или читаю, боль утихает. Пишу всё, что мне дорого, и о всех вспоминаю.
У нас в селе так было: если кто строится, многие приходят на помощь. А сады на нашей улице какие были! Больше всех в селе. Как праздник Преображенья*******, так мы с Верой и Борей весь день разносили яблоки, у кого не было.
Наше родное село Наумово стоит около железной дороги, в километре от станции Коченятино. Недалеко от Ярославля. Мужчины и парни большинство работали в городе. А дома катали валенцы. Сначала на богачей, потом в Ярославль на завод отвозили пакле-щипательный. Неделю катают, а в воскресенье повезут на лошади целый короб готовых валенок в Ярославль. У нас трое катали, Борис брил и отделывал, он тогда был годов 12-13. Я тоже зарабатывала: жила по чужим людям в няньках, сначала в своём селе у учительницы, потом в других деревнях. Мама ездила по городам: то чего меняла на хлеб (земли-то было мало), то за шерстью. А так хотелось пожить дома, в семье, с мамой, с братовьями, которые были лучше отцов. Особенно крестный мой Алексан. Когда я по нянькам жила, он плакал по мне, провожал. А когда я осталась одна с детками, он всем нам помогал, а Витю хотел забрать к себе хоть до школы. Он был изо всех нам самый родной. Ходите к нему на могилку: в Тверицах, у тропики около сосен. У него было три сына, 2 померли, один остался больной, который тоже умер от сердца на работах. Память Александра Сидорова 10 января.
Пойду схожу в Храм святой Богу помолюсь,
Перед иконою святой я слезами зальюся.
Буду Бога я просить долюшки сяастливой:
Чтоб попался мне жених добрый и красивый.
Он и добрый был, и смирный. Думала я, что счастье пришло моё. И два года не прошло, как пошли несчастья.
Неожиданно, так скоро доченька умерла,
Но и это пережито, Богу, знать, нужна.
Через две недели муж мороженый был, на этом всё счастие и закончилось.
Примечания
*пролубь – диалектные слово, чередование л/р, современное слово прорубь;
**выхвалка — видимо народное, делать что-то для бахвальства, хвастовства, чтобы отличиться;
***весельство – просторечная форма слова веселье;
**** круги – место для танцев, танцплощадка;
*****братовья — просторечная форма слова братья;
***** текчи — диалект, означает течь;
******крылес(созвучно крылья) – диалектноеэ слово, чередование букв, означает клирос, место в Храме, где стояли певчие;
******* — Преображение Господне — православный праздник в августе, в народе — яблочный Спас, во время которого святилище по обычаю яблоки.
Дополнение к родословной
Когда-то в селе был барин Попов, леса было много у него, полей. Так и звали: Попов лес, Попов ручей, поповы пруды: глубокие звали "богачами". Самый глубокий был бездонный, никто из мужиков не мог до дна его достать. У нас в роду когда-то были 8 сыновей, они каждый год у этого барина косили, и дал он им такую фамилию — Косаревы. Когда отец и мать мои: Косарев Павел Михайлович и Горева Лидия Васильевна —женились, взяли фамилию Сидоров, а Павлов (по папе Павлов дети). Я в школе записалась Павловой, не знала настоящей фамилии, а Борис — Сидоровым. Учились в одном зале: братья в 4-м, я в 1 классе. Школа была большая, учителя жили там же. Иногда учились по вечерам: парни — на шоферов и на трактористов. Гулять приходилось мало. Год я жила у крестного:работа по дому да дети. Выходные были через 5 дней, на выходные редко попадало. А на неделе в колхозе работала допоздна. Да и поезда ходили утром в Ярославль, а вечером обратно. Рабочие смены не подходили, всё больше пешком ходили. Дома почти не бывали.
Отец мой Павел помер в 1919 42-х лет, старшему Анатолию было 17, младшей Вере 3 месяца, Борису 9 лет и т д. Семь человек из их умерли малыми.
С войны не вернулось : у Демьянских 4 сына, у Гарцевых 3 сына, у Павловых 3 и один вернулся без ноги. Михаил раненый, Александр — на трудовом, Вера тоже, Борис вернулся.
50 двоюродных братьев, из них 12 погибли. Больше 30ти человек, которых знала, погибли.
Сестра Елизавета с сыном Анатолием в 41м в Ленинграде погибли. Сын может и жив, неизвестно. Михаил Павлович Сидоров с 1909 года пропал на войне. Саша Хрящев писал, что вместе переплывали реку, и он утонул. Были слухи и про плен.
Война прошла, но горе не забыто.
Свежа ещё рана твоя.
Свидетельство о публикации №225051001349