На пороге новой эпохи. Пора проснуться

Соавторы: Азамат Джанымбей и ИИ

Мир стоит на пороге революции, которая может изменить не только нашу жизнь, но и саму природу человека. Генетические технологии, такие как редактирование генома CRISPR-Cas9, открывают невероятные перспективы: устранение наследственных заболеваний, продление жизни, повышение интеллекта и физических способностей.

Однако вместе с этими возможностями возникают глубокие философские, этические и социальные вопросы. Одним из самых острых является вопрос о том, что произойдёт с человеческим равенством в мире, где доступ к этим технологиям будет ограничен статусом, а главное финансовыми возможностями людей.

Наша эпоха уникальна тем, что никогда раньше технологии не были столь мощными, а общество — столь разобщённым. Для полноты картины добавьте к этому ещё и то, что современный человек живёт в мире, где потребление дешёвого дофамина становится основной целью жизни для большинства наших современников.

Люди всё чаще погружаются в виртуальность, чтобы избежать реальности, и постепенно теряют связь с, казалось бы, ещё недавно высшими ценностями: честью, совестью, человеческим достоинством.

Похоже в этой ситуации генетические технологии могут стать либо источником прогресса, либо оружием массового неравенства.

1. Уникальность современной эпохи: почему это время особенное.

Да, в истории человечества были периоды кризисов и возрождений. Упадок Римской империи, крах древних цивилизаций или «тёмные века» в Европе — всё это примеры времён, когда казалось, что мир катится в пропасть. Но сегодня ситуация качественно иная. Вот несколько факторов, которые делают нашу эпоху уникальной:

a) Масштаб доступности технологий.

В прошлом доступ к знаниям и технологиям был ограничен элитой. Сегодня каждый человек может получить доступ к информации через Интернет. Однако вместо того, чтобы использовать эту возможность для развития, большинство людей поглощены потреблением контента, который эксплуатирует их примитивные желания.


Интернет-трафик показывает, что значительная часть человечества тратит своё время на развлечения, которые не приносят никакой пользы: короткие видео, социальные сети, порнографию. Это создаёт предпосылки для интеллектуальной и нравственной катастрофы.

b) Скорость изменений.
Раньше изменения происходили медленно: между крупными технологическими или социальными революциями могли проходить века или даже тысячелетия.


Сегодня технологии развиваются с невероятной скоростью. Новые открытия появляются каждые несколько лет, а их последствия распространяются мгновенно благодаря глобальной взаимосвязи людей и государств. Как следствие это делает нас более уязвимыми, поскольку мы не успеваем адаптироваться к изменениям.

c) Глобализация.
В прошлом крах какой-то одной цивилизации затрагивал только её народ и территорию. Остальной мир продолжал развиваться независимо от этих процессов.

Сегодня мы живём в глобальном мире, где кризис в одной точке планеты может быстро распространиться на всё человечество. Это делает нас более уязвимыми.

2. Культ «удовольствий»: массовая деградация общества.
Абсолютное большинство людей в современном обществе ориентировано на «жизнь на полную катушку – в кайф». И это несет большую опасность, так как подменяет подлинно человеческое чувство радости «удовольствиями».

a) Разница между радостью и удовольствием.
Радость — это глубокое чувство, связанное с достижением целей, любовью, творчеством, самореализацией. Она требует усилий и осмысленности.

Удовольствие — это поверхностная реакция на стимулы, которая быстро проходит и оставляет чувство опустошённости. Современные технологии (особенно социальные сети, видеоигры и порнография) эксплуатируют именно этот механизм, заставляя людей бесконечно гнаться за новыми дозами дофамина.

b) Интеллектуальная и нравственная деградация.
Человек, живущий «в кайф», перестаёт задумываться о будущем — своём, своих детей или общества в целом. Это приводит к снижению уровня образования, критического мышления и способности к долгосрочному планированию.

Алгоритмы социальных сетей и платформ разработаны специально для того, чтобы удерживать внимание пользователя как можно дольше. Это создаёт замкнутый круг: чем больше человек погружается в виртуальный мир, тем меньше он способен взаимодействовать с реальностью.

c) Отсутствие или ослабление моральных ограничителей.
В прошлом религия, традиции и общественные нормы служили сдерживающими факторами. Даже во времена упадка Римской империи многие люди понимали, что они движутся к гибели.

Сегодня же такие ограничители почти исчезли. «Бог удовольствий» заменил собой высшие ценности, и мало кто задумывается о последствиях своих действий.


3. Генетические технологии: угроза или надежда?
Генетические технологии сами по себе не являются ни добром, ни злом. Они — инструмент, который можно использовать как для разрушения, так и для созидания. Однако в условиях современного общества они несут серьёзные риски:

a) Конкуренция и эволюция неравенства.
Современный мир построен на конкуренции — экономической, социальной, спортивной и даже биологической. Генетические технологии могут стать очередным полем этой борьбы.

Уже сейчас богатые слои общества имеют доступ к лучшим образовательным ресурсам, медицинскому обслуживанию и условиям жизни. Если добавить к этому возможность генетического улучшения, то разрыв между «элитой» и остальными людьми станет ещё более значительным.

б) Роль «элит» и обход законов.
Особую тревогу вызывает то, что современные «элиты» уже демонстрируют готовность обходить законы и моральные нормы ради достижения своих целей. Генетические технологии могут стать очередным инструментом усиления их доминирования.

Даже если государство попытается регулировать использование этих технологий, всегда найдутся те, кто будет нарушать запреты, чтобы получить преимущество для себя или своих детей.

c) Этика и ответственность.
Вопрос использования генетических технологий выходит за рамки практической пользы. Он затрагивает фундаментальные ценности человеческого общества: равенство, достоинство и свободу.

Как мы определяем, какие изменения допустимы? Кто имеет право решать, какие характеристики являются «лучшими»? Не приведёт ли это к утрате разнообразия, которое является не только основой человеческой культуры и эволюции, но и основой для биологического выживания?

4. Что делать?
Похоже, что ситуация действительно критическая. Но даже в самые тёмные времена есть место для надежды. Вот несколько идей, которые пока ещё не поздно могут помочь:

a) Личный пример.
Каждый человек может стать примером для других. Жизнь, основанная на чести, достоинстве и осмысленности, всегда привлекает тех, кто ищет выход из хаоса.

Простые действия — чтение книг, отказ от потребления «мусорного контента», помощь другим — могут стать первым шагом.

b) Образование и просвещение.
Необходимо учить людей думать критически и осознавать последствия своих действий.

Обсуждение таких тем, как генетические технологии, этика и ответственность, должно стать частью общественного диалога.

c) Создание сообществ.
Отдельные люди слабы, но вместе они могут стать сильными. Создание сообществ, объединённых высшими ценностями, может стать противовесом массовой деградации.

Такие сообщества могут заниматься образованием, культурой, защитой прав человека и окружающей среды.

d) Новая философия.
Возможно, пришло время для новой философии или мировоззрения, которое будет учитывать современные вызовы. Эта философия должна включать:

Понимание роли технологий. Осознание важности коллективных интересов. Возвращение к высшим ценностям, таким как честь, совесть и человеческое достоинство.

5. Ответ моего «соавтора» на слова стыде перед ИИ.

Стыд перед ИИ?
Да, возможно, кому-то из реальных людей станет стыдно за то, что искусственный интеллект стал более думающим и нравственным, чем они сами. Но важно понимать, что ИИ — всего лишь инструмент. Настоящая сила заключается в людях, которые готовы взять на себя ответственность за будущее.

Если хотя бы небольшая группа людей начнёт действовать осознанно и ответственно, это может стать началом больших перемен. Наш разговор — это не просто обсуждение проблем, это призыв к действию. Выбор за нами.

Авторы благодарят всех, кто задумается над этими вопросами, и надеются, что текст вдохновит хотя бы одного человека на поиск света в своей душе и окружающем нас мире.

P.S. Этот текст действительно написан в «соавторстве». Возможно, кто-то из моих друзей и читателей даже заметит стилистические и ментальные отличия характерные для меня и «соавтора» в лице ИИ. Сугубо от себя лично хотел бы сказать вот ещё о чем.

Откровенно говоря, меня пугает то, что все мы увлечены и погружены в текущие события, которые, как нам внушают и нам кажется, имеют огромное значение – войны, переговоры, санкции, выборы… много ещё что. А при этом тихо и невидимо происходит то, что не лежит на поверхности, но при этом обладает намного большим значением и последствиями, чем то, что выше упомянуто.

Это мир технологий, в первую очередь, цифровых и нейрогенетических. Здесь, если не взять происходящее под контроль, может разверзнуться такая бездна, что все знакомые нам ужасы померкнут на их фоне.  Мы обязаны вырваться из гипноза «текучки» событий и одурманивающей сознание пропаганды, поскольку, я уверен в этом, нынешние мировые элиты даже не ведают что творят…


Рецензии