История о пророке Елисее, Вефильских детях и двух
"И пошел он оттуда в Вефиль.Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый, иди, плешивый. Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них 42 ребёнка" (4 книга Царств, 2 глава, 23 - 24 ).
Прочитав этот рассказ , больше похожий на какой-то жестокий анекдот,многие, в том числе верующие , отказываются от дальнейшего чтения Ветхого Завета. Неужели древний библейский автор высказал что-то важное в скупых строках этой чудовищной, на наш взгляд,истории? Помня, что «разгадки» почти всех рассказов, кажущихся непонятными, а иногда тривиальными или просто дикими, дает сама Библия, попытаемся найти их в Писании. Возможно, некоторые моменты помогут представить историю в надлежащем свете.Отметим, что немалый вклад в неправильное понимание отдельных библейских отрывков нередко вносили авторы Русского Синодального перевода.
Деятельность пророка Елисея , преемника пророка Илии, происходила в период 850-800 гг. до н.э. в Северном Израильском царстве и продолжалась около шестидесяти лет, в течение которых он продвигал важное духовное образование народа. Он был советником нескольких царей , которые очистили народ от идолопоклонства .Его дар ясновидения и чудотворения способствовал военным победам израильтян и позволял оказывать помощь всем нуждающимся в ней людям.
Положительное влияние Елисея на жизнь многих в Израиле показано в нескольких иллюстрациях в 4 книге Царств. Его служение началось с исцеления источника воды около Иерихона ( 4 Царств 2:19-22 ), который обладал определенными токсичными свойствами. Между чудесами Елисея и Иисуса Христа можно обнаружить определенную аналогию: Иисус воскресает дочь Иаира (Мк 5:22-43)- Елисей сына вдовы из Сонапа ( 4 Цар 4:8-37). Иисус насыщает пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мк 6:32-44) и четыре тысячи -семью хлебами (Мк 8:1-10); Елисей -100 человек 20 хлебами (4 Цар 4:42-44). Иисус исцеляет прокаженных( напр., Мк 1:40-45); Елисей — сирийца Неемана( 4 Цар 5:1-27)... Он совершил множество других чудес; даже после смерти Елисея тело, положенное в его гробницу, согласно легенде,вернулось к жизни...
Важным источником формирования наратива о пророке Елисее стали труды Иосифа Флавия. Передавая библейские рассказы о нем, Флавий делает акцент на его праведности и считает «славными» его деяния ( Иуд. древнсти 9. 46, 182 и др.).
В библеистике традиционным считается мнение , что Елисей существовал как историческая личность и библейские авторы, написавшие книги Царств, использовали древний легендарный материал , а также дошедшие до их времени летописи, содержавшие подлинные сведения об истории их народа, хотя конечно, большая часть библейских историй о Елисее, как и о его учителе Илии, — не история а фольклор.
Но вернемся к истории с медведицами.Почему пророк позволил медведицам растерзать «малых детей» ? Почему когда дети легкомысленно стали дразнить его, называя «плешивым», вместо того, чтобы просто не обращать внимания или снизойти к их возрасту, он изрек в их адрес страшное проклятие ?
Далее я ссылаюсь на труды христианских апологетов и иудейских исследователей, чьи мнения во многом совпадают ;Книга Царей с толкованием раби Давида Кимхи и др).
История с «малыми детьми» и медведицами произошла примерно через 150 лет после царствования царя Давида над Израилем ,в самом начале служения Елисея (4 Царств 2:15-23).
«И пошел он оттуда в Вефиль » .Перед этим Елисей совершил оздоровление источника воды в Иерихоне , чем заслужил благодарность его жителей. Само название города Вефиль – «Дом Божий» – восходит к Быт.;28:17,;19; такое наименование городу дал праотец Иаков. После разделения монархии ,когда израильский царь Иеровоам учредил здесь так называемый «культ тельцов», Вефиль стал центром синкретического культа, что не могло не сказаться на нравственном состоянии его жителей .
« Малые дети».С интерпретацией именно этого словосочетания связано толкование отрывка в целом. В первоисточнике мы видим слова une;arim qetannim. Слово qatan означает маленький, незначительный, юный, неважный; младший, меньший. Слово na;ar имеет широкий спектр значений: младенец, отрок, юноша, парень, помощник, слуга.
Это слово весьма часто встречается в Библии и имеет широкий диапазон значений: оно может означать как новорожденного (1Цар.;4:21) или грудного ребенка (1Цар.1:22), так и взрослого юношу; часто при этом данное слово обозначает слугу вне зависимости от возраста. Особое внимание следует обратить на те места Библии, где оно относится к взрослому юноше: так названы Измаил в возрасте около 20 лет (Быт.21:12 ), семнадцатилетний Иосиф ( Бытие 37:2), Исаак во время жертвоприношения (Быт.22:12). Этим же словом названы юноши, приносившие жертвы при заключении Завета (Исх.;24:5), так же называются воины, участвующие в сражении (3Цар.;20:14–15). наконец, именно этим словосочетанием называет себя девятнадцатилетний Соломон в 3 Царств 3:7. Таким образом, можно сделать такое обобщение относительно значения этого термина: он означает человека, неполноправного в социальном смысле. Это или слуга, или же молодой человек, еще не имеющий дома или семьи и зависимый от отца. Если же говорить исключительно о втором значении слова, то он обозначает молодого человека в довольно широком возрастном диапазоне: от рождения до 20 с лишним лет.
Многие исследователи считают, что более правильным переводом здесь было бы словосочетание «юные отроки»..
Таким образом, подведем итоги размышлениям о возрасте тех, кто вышел навстречу Елисею. На основании вышеприведенных филологических данных, толкователи так характеризуют этих «детей»: они вовсе не были маленькими детьми, а скорее молодыми людьми, возраст которых мог варьироваться в пределах от 12 до 30 лет. Эти люди уже были достаточно взрослыми, чтобы отвечать за свои поступки, и их поведение никак не может быть оправдано возрастом. Другими словами, «это была не кучка малолеток, которые озорничали, а группа злобной молодежи…». , которые в силу своего не столько возраста, сколько неразумия, названы «малыми»; употреблением вышеуказанного термина лишь акцентируется внимание на их глупости.
«Вышли из города» . Ключевой вопрос здесь таков: как – случайно или намеренно – подростки встретились с пророком Елисеем? Библейский текст нам говорит, они именно вышли навстречу пророку. Наверное, они заранее узнали о его приближении и потому вышли с дурными намерениями. Нельзя исключать, что их могли направить родители или наставники с целью обесславить пророка, скомпрометировать его в глазах всего Израиля в самом начале его служения.
Эту мысль высказывает Ефрем Сирин: «Кажется, что нечестивость детей была результатом наущения их родителей, потому что они были несправедливы и враждебны по отношению к Илии и его ученикам. И мы можем думать, что их послали наставники... Вот почему, я полагаю, те дети не только упоминали его плешивость, но говорили и прочие оскорбления, чтобы унизить его славу. Это делалось для того, чтобы никто не поверил его слову…».
«И насмехались над ним». Очевидно, издевательства хулиганов над пророком не ограничились только двукратным выкрикиванием этой оскорбительной фразы; скорее всего, они скандировали ее непрестанно и предельно агрессивно.
Теперь другой вопрос: а был ли лысым пророк Елисей? В чем же суть оскорбления подростков?
На Востоке мужчины путешествуют с покрытой головой; скорее всего, и голова Елисея на тот момент была покрыта. Следовательно, подростки физически не могли видеть состояние его волос; значит, слово «плешивый» в их устах – злая выдумка, так что не следует на ее основании идентифицировать внешность Елисея.
Почему же тогда они обзывали пророка Елисея «плешивым»? Вспомним, что в те времена длинные волосы считались атрибутом мужской и женской красоты, а отсутствие волос – серьезным телесным недостатком. В связи с этим именование кого-либо «лысым» на Древнем Востоке было страшным оскорблением и выражением крайнего презрения. Таким образом, подростки выбрали самое вульгарное и язвительное из имеющихся в их лексиконе оскорблений, чтобы показать абсолютное неуважение к пророку Божию.
Они шли за пророком, продолжая издеваться над ним , и
пророк «увидел их», то есть внимательно посмотрел на этих подростков,скорее всего, он сделал это с целью оценить их внутреннее состояние. И будучи ясновидящим, видимо, он понял, что злоба уже безраздельно господствует в их душах, так что нет никакой надежды на их исправление. По выражению некоторых иудейских толкователей: «… он не обнаружил у них никакого следа заповедей ни в ту пору, ни в будущем, ни у них самих, ни у их потомков. Поэтому своим проклятием он устранил их из мира»
"Проклял их именем Господним". Что в точности сказал пророк Елисей своим насмешникам, Священное Писание не сообщает. Все христианские толкователи согласны в том, что в поступке Елисея не следует видеть выражение неконтролируемой ярости; его слова не были импульсивной реакцией разозленного оскорблениями человека, но пророк достаточно спокойно и с упоминанием имени Яхве произнес осуждение, которое заслуживали подростки за свое отвратительное поведение: они «издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2Пар.;36:16). Также вспомним, что в любой культуре действия против официального представителя царя или государства расцениваются как нападение на самого царя или государство. Согласно Закону, за хулу на Бога адекватным наказанием была смерть ( вспомним историю Анания и Сапфиры!http://proza.ru/2025/02/20/1163): «хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти (Лев.;24:16). К сказанному можно добавить следующее: любой грех, в особенности же тяжкий, влечет за собой смерть; в Священном Писании эта связь греха и смерти отмечается многократно, особенно же явно об этом говорит апостол Павел: «возмездие за грех – смерть» (Рим.;6:23)
и близкое к предложенному объяснение: любой грех является злом, которое необходимо уничтожить в корне. Господь ненавидит как творящих беззакония (Пс.;5:6), так и само беззаконие (Пс.;44:8); при этом грех достаточно часто подобен страшной и эпидемической болезни, так что для его искоренения необходимо применять решительные действия. Таким радикальным средством является устранение вместе с грехом и самих носителей греха.
Итак, детальное толкование 4Цар.;2:23–24 позволяет описать историю след образом.
Пророк Елисей проходил мимо города Вефиля и здесь ему навстречу вышли так называемые ,«малые дети», которые имели намерение скомпрометировать его в глазах всего Израиля в самом начале его служения. К осуществлению этой акции их подтолкнули родители и наставники. В любом случае их оскорбительный выпад против пророка был богохульством и потому заслуживал самого жестокого наказания. Елисей, исполняя свою обязанность, произнес проклятие в адрес тех, кто явно грешил против Завета. И сразу Господь послал двух медведиц, которые погубили 42 ребенка. Эта жесточайшая кара имела троякое значение: сами подростки получили адекватное возмездие за богохульство, подвергнут суду непосредственно их грех, также смерть отроков стала суровым наказанием для их нечестивых родителей. Для потомков основные уроки, которые можно извлечь из этой древней назидательной истории, таковы: 1) наказание за тяжкий грех взыскивается с человека в любом возрасте, так что малолетство не может быть оправданием греха; 2) родители должны воспитывать детей в заповедях, формировать в них благоговение пред Господом и уважение к старшим.
Особый символический смысл, подробно раскрываемый в Писании, имеет появление медведиц, а также символическое значение числа «сорок два». В любом случае, следует добавить, что Елисей был все же наказан Богом: единственный раз , когда он тяжело болел, был его наказанием за недостаточную выдержку.
Свидетельство о публикации №225051600391