Бывшие

В последнее время Александр Скелетов всё чаще стал встречать людей из своей прошлой жизни. Случалось это каждый раз, как только он приходил на службу в собор Святых Петра и Павла, что на Старых садах в Москве, возле метро Китай-город. Год назад Скелетов зашёл туда совершенно случайно и удивительным образом приобщился к евангелически-лютеранской общине. Может органная музыка так его захватила, а может добродушный кюстер Вольдемар, который неизменно обнимает всех прихожан на входе, кто знает? Раньше в этой церкви были одни немцы и сейчас их немало, но Александра Скелетова, исключительно русского человека, это не смутило. Он так ревностно стал относиться к лютеранству, что не пропускал ни одной службы. И, вот, на одной из них впервые столкнулся нос к носу со своим одноклассником. С ним были связаны неприятные воспоминания. Когда-то в школе Скелетов предал его. Проголосовал за исключение из пионеров. Их встреча оказалась столь неожиданной и скоротечной, что Скелетов даже поздороваться не успел. После мучался совестью, что не попросил извинения за поступок, совершённый в далёком детстве. Хорошо, что пастор Виктор, добрый человек, отпустил ему на исповеди прежний грешок. И всё же…
Ещё через месяц среди приглашённых хористок Скелетов заметил свою первую любовь, от которой когда-то отказался после долгих ухаживаний. Девушка не такого ждала и совершенно не заслуживала, чтобы её бросили. Многие годы совесть не давала покоя Александру. К сожалению, он не уследил, когда хористки покинули собор и расспросить о ней не получилось. Что он знал, кроме её имени? И хористки эти больше в соборе не выступали. Скелетов снова пошёл к пастору, но глубокое раскаяние и прощение не дало успокоения его душе.
Как-то в соборе он разговорился с одним человеком. Обсуждали проповедь, необходимость сострадания к близким и просто случайным людям. Рассуждали как трудно одиноким и больным, каждый вспоминал своих родителей. Как выяснилось, они оба не проявляли должной заботы о родителях и мало навещали их в последние годы жизни.
Весь день этот разговор не оставлял Скелетова. Неожиданно он вспомнил историю воскрешения Христа – его явление ученикам в новом обличии. Ученики не сразу признали Спасителя. Уже поздно вечером Скелетов осознал, что в этом незнакомце не узнал своего отца.
– Боже мой ! – воскликнул Скелетов – Я совершенно забыл его лицо. Невероятно, но это действительно был мой отец!
Глубокой ночью Александр вернулся в собор, упал перед закрытой дверью и стал неистово молиться…
Теперь, приходя в собор он внимательно всматривался в лица прихожан. Знакомых видел часто. Многие сильно изменились, а некоторых узнавал легко. С кем-то заговаривал, а иногда достаточно просто улыбался или кланялся. Ему отвечали доброжелательно. Значит, не держали зла за прошлые обиды.
Очевидная истина: расставаться всегда надо по-хорошему. Это искусство, и не каждый им владеет. У Скелетова так никогда не получалось, всё шло кувырком. Вот и с единственной женой такое произошло через скандалы, слёзы, битьё посуды. Некоторые вещи ему было больно вспоминать. Однажды  в порыве гнева он дал жене пощёчину, а она, в ответ, сковородкой ударила его по черепу. Он знал, что оказался плохим мужем и совсем никудышним отцом. Всегда горько раскаивался в этом. Много раз порывался позвонить ей и попросить прощения за своё ужасное поведение. Но с момента развода все контакты оборвались. Они не виделись больше двадцати лет. И вот Скелетов встретил её в соборе. Ошибки быть не могло. Он удивился, что она лютеранка. Раньше ничего такого за ней не замечал. Со свечой в руке стояла вместе с импозантным молодым человеком.
– Кто это? – поинтересовался Скелетов у знакомого кюстера.
– Мартин, а девушку, что рядом с ним, не знаю.
– Моя жена. Бывшая.
– Очень приятная. Такая молодая!
– Ей больше 50-ти.
Кюстер недоверчиво посмотрел на Скелетова.
– Нет, правда. Всегда занималась спортом и ухаживала за собой.
Он решился подойти. Правда ведь глупо: встретить бывшую супругу и не заговорить с ней.  Когда-то ведь любили друг друга.
– Привет, – произнёс как-то совершенно легко, словно виделись вчера и между ними не было плохого.
– Здравствуйте, – тихо отвечает.
Скелетов видит, что она не признаётся.
– Потрясающе выглядишь. Совсем не изменилась не то, что я, рано поседевший и в морщинах. Следишь за фигурой.
– Спасибо, – сильно смущается.
Меж тем, Мартин выдвинулся вперёд и посмотрел на Скелетова вопросительным взглядом.
– Муж? – спросил у неё Александр, показывая на молодого человека.
Тут же спохватился: зачем ей всё это заново переживать?
Поправился: «Любовник? Хороший парень, одобряю».
– Что вам надо, дорогой брат? – удивился Мартин.
В голосе молодого человека прозвучали нотки раздражения.
– Я его не знаю, – Она попыталась оправдаться перед своим кавалером.
– Не знаешь… Это – моя бывшая, Мартин. Мы с ней 15 лет прожили в законном браке.
– Мне всего 25. Вы обознались, – она едва сдержала смех.
– Конечно… Мне ведь ничего не надо. Я даже рад, что всё у вас так хорошо. Лишь бы ты меня простила.
– За что?
– За всё, что я с тобой сделал. Только это.
Молодые люди переглянулись.
– Раз так, я – прощаю, – наконец, серьёзно произнесла она.
После этого взяла Мартина за руку и быстрым шагом они пошли к выходу.
Скелетов тоже пошёл успокоенный, повторяя: «Я больше никому никогда не буду делать плохое»…

17 мая 2025.


Рецензии
Рассказ на одну из вечных тем - прощения и покаяния. Грустный, как многие произведения автора, и одновременно открывающий дверь надежде на изменения к лучшему.
Однако нужно прояснить личность Александра Скелетова. Много лет он утверждал, что в детстве его увезли с острова Самоа, и приводил свидетельство замечательного журналиста Леонида Плешакова. Но в рассказе Юрий пишет, что он - исключительно русский человек. Так Скелетов - самоанец или русский? Или у него раздвоение личности, множественная личность?
Пожелаю творческих успехов автору, и новых открытий!

Олег Аркадьевич Александров   02.07.2025 19:20     Заявить о нарушении
Самоанец, настоящий самоанец! Спасибо Олег за отзыв! С дружеским приветом, талофа! ЮЕ

Юрий Николаевич Егоров   02.07.2025 19:24   Заявить о нарушении
Хочу поспорить немного с господином Александровым. А с чего вы, коллега, взяли, что Скелетов - это сам автор рассказа? Тогда Вы синестетик и ваша одноимённая книга о Вас. Но это ведь не так!

Тамара Селеменева   05.07.2025 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.