Грандиозная премьера в Молдове!
Александру Лапушняну фильм-спектакль - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео
Понадобилось почти 40 лет для представления второго оперного гиганта известного в Молдове композитора. Георгий Иванович напомнил, что идею написания оперы о самом известном Господаре Молдовы Штефане чел Маре выдвинула супруга Президента страны Антонина Лучински 25 лет назад в клубе Филантроп, поддержавшем в свое время постановку балета «Щелкунчик» в хореографии Юрия Григоровича в Национальной опере Молдовы.
Тогда, четверть века назад, был объявлен конкурс на создание оперы «Штефан чел Маре» и было единогласно решено доверить создание важнейшего музыкально-исторического опуса композитору Георге Мусте и либреттисту Константину Кеяну. Кеяну предложил 4 варианта либретто, что послужило основой нынешней версии оперы.
Но, если либретто было утверждено довольно быстро, то сам музыкальной материал получил воплощение лишь сегодня, и то в аудиозаписи и некоторых телефрагментах. Таким образом, опера «Штефан чел Маре» прошла несколько долгих этапов 1. Создание и опубликование партитуры. 2. Полная аудиозапись в компании Телерадио Молдова. 3. Далее, как я понимаю, предстоит концертная версия исполнения оперы и, если все сложится удачно, 4. Мы увидим полностью отрежисированный и костюмированный спектакль.
Опера «Алексанру Лэпушняну» начинается с 1564 года, когда воевода Александру Лэпушняну возвращается в Молдову с наемным войском, чтобы отвоевать трон, утерянный из-за предательства бояр. И лично мне она напоминает шедевр М. Мусоргского «Борис Годунов», потому что она - не просто героическая драма, а полная психологических и социально-исторических противоречий музыкальная трагедия, основанная на реальных исторических фактах.
Правление Господаря Молдавского княжества Штефана чел Маре (Стефан III Великий) приходится на еще более ранний период - с 1457 по 1504 годы. За 47 лет правления он вывел страну из разрухи и путём многих реформ добился внутреннего преображения страны — экономического подъёма, консолидации общества и культурно-религиозного обогащения.
Талантливый полководец и опытный дипломат, Штефан III предотвращал любые попытки подорвать независимость страны: господарь одержал 44 победы из 47 битв, вёл героическую борьбу с турками, поляками и венграми.
Действие второй оперы Мусти начинается после победы войска Штефана над турками. Но перед нами возникает не картина триумфа, а сложная многокомпонентная психологическая драма, отразившая противоречивость и неоднозначность многих явлений в истории Молдовы.
Главная музыкальная ТEMA Штефана чел Маре, как и сопутствующей ей хор «TRAIASCA» (ЖИВИ), поражают царственным величием. Я ощутила здесь влияние исторических кинолент Голливуда - вспомним хотя бы пышный выход Клеопатры в одноименном киношедевре. И не случайно, звукорежиссер Анатолий Лупу, затративший 3 года и 2 месяца на осуществление только радиозаписи оперы, поначалу назвал оперу саундтреком!
Запись оперы с ее эпическим размахом, гулким этносом и резким громом фанфар реально напоминает голливудский саундтрек о Молдове. Но главная победа Штефана над турками звучит не столь празднично, сколь достаточно жёстко - как предчувствие-пророчество неоднозначной и тревожной судьбы нашей страны, измученной частыми вражескими набегами и историческими разладами.
Хор восклицает: «Moldova fara teama» (Молдова без страха) - гордая, непреклонная», – как это своевременно звучит. Хоры в этом опусе - золотой фонд страны, и они должны звучать на торжествах – это однозначно!
Стилистически опера «Штефан чел маре» — это совершенно особое музыкальные приношение истории, отразившее четверть века творческих поисков, душевных метаний и стремлений композитора Мусти.
Оперу вряд ли можно ограничить ХХI столетием и первой половиной ХVI века. Это произведение совершенно не похоже на первый оперный опус композитора «Александру Лэпушняну». Георгий Иванович проживал все это время вместе с героями либретто нашу современность на грани всех пяти веков – тревожных и даже смутных времен. Лавинообразное развитие музыкального материала периодически пересекает попытки гармонии и безмятежности. Колесо истории неумолимо «ломает кости» героев драмы, напоминая, что ничего не дается судьбой просто так. За все победы надо платить большую цену.
В стилистике Новой музыки Георге Мустя использует этнические интонации и инструменты (най, цимбалы), приемы необарокко, отзвуки средневековых церковных мотивов как некую драматическую летопись становления Молдовы, обращенную к вечности.
В итоге мы имеем некий эффект эпического экспрессионизма, сочетающего размеренное повествование (речитативы) с «жесткой плетью драмы» (инструментальные и вокальные номера), не позволяющий наслаждаться только красотой музыки. А, если учесть, римский размах нео-голливудских оркестровых приемов, мы получаем стилистический синтез музыкальной драмы мирового уровня.
Сам композитор выразил огромную благодарность компании Телерадио Молдова и исполнителям его второго оперного опуса. Это - звукорежиссер Анатолий Лупу, вокалисты Георге Северин, Татьяна Костюк, Марина Добреску, Серджиу Гарабажий, Пауль Челмаре, Андрей Отян, Алексей Дигоре, Константин Фриптуляк, Георге Михайлов, хоровая капелла «Дойна» и Симфонический оркестр Телерадио Молдова под управлением дирижера Георге Мустя!
В партии Штефана чел Маре весьма убеждает молодой баритон Георге Северин. Его пение пропитано любовью и тревогой за родную землю – все сплетено в волнующий узел драмы!
Виртуозно-солнечная партия избранницы Штефана Марии-Войкицы в исполнении сопрано Татьяны Костюк – отдельное явление в опере. Кристальная чистота, пламенная страсть, спасительная вера любящего сердца — все это отточено отражено в пении Татьяны, для которой нет преград в исполнительстве. По словам самой певицы, партия Марии стала для нее близкой и до слез проникновенной.
И, в то время, когда хоры торжественны и безупречны, солисты несут более сложную, витиевато-виртуозную функцию внутренней конфликтологии. Их партии красочны и драматически нагружены. Маэстро Мустя задал солистам непростые задачи, когда нельзя показать реальные эмоции, но они то и дело «взрывают» партитуру нервозными интервальными скачками и силой сфорцандо.
Радость и страх, героизм и тревожность, эпичность и фатальность создают мощное музыкальное полотно оперы – вневременное по сути. На многие вопросы в противоречивой истории наших предков мы по сей день не можем ответить.
В Эпилоге произведения Штефан чел Маре погружается в размышление
- Что ждет Молдову? Имело ли смысл так страдать?
Ответ даст Небо, возвышающее память о содеянном великим Господарем нашим Штефаном чел Маре. Храни нас, Небо!
Свидетельство о публикации №225051901720