Дипломатия на двух стульях Глава 19
- Однако ты всё равно будь осторожен, отец. Охрана охраной, а сейфы и надёжные замки на все тайные двери поставить всё-таки надо, - ещё раз предостерёг министра сын. - Я же пойду уже, наверное, мой визит закончен. Здесь, похоже, мне уже нечего делать. Тебя я предупредил, всё тебе рассказал о своих роковых ошибках, страхах и предположениях. И сам убедился, что с тобой всё в порядке.
- И куда теперь ты намереваешься отправиться? – поинтересовался отец.
- Сейчас я еду в банк за деньгами. Потом к своим кредиторам, отдаю им деньги, получают от них свои долговые расписки, рву их на мелкие кусочки, выкидываю в мусор. Потом же – домой и напьюсь на радостях.
- Я бы на твоём месте оповестил сначала полицию. Мало ли чего может случиться, - настаивал отец, - Тебя могут опять обмануть. К примеру, выманят у тебя деньги, а долговые расписки обратно не отдадут. Или вообще убьют и ограбят по дороге.
- В полицию? Нет, папа. Это только осложнит всё дело. Зачем? А если эти мафиози что-то заподозрят? Они могут занервничать. Решат ещё, что я их хочу подставить или надуть и пустят в ход какие-то свои малоприятные методы, которых, я думаю, у них предостаточно заготовлено на такого рода случаи.
- Совсем не обязательно, чтобы полиция явно вмешивалась в это дело. Разве нельзя попросить специально обученных людей просто осторожно, издалека, без излишнего шума, никому не показываясь на глаза, тебя подстраховать?
- Но разве ты не знаешь, как работают наши полицейские, папа? «Осторожно и без излишнего шума» – это не про них. Они обязательно испортят всё дело.
- Но подумай о том, Грегор, с какими ненадёжными типами тебе придётся иметь дело. Нет, я всё-таки настаиваю на том, чтобы прежде ты обратился к службам безопасности… Или вот что, давай с тобой лучше сделаем так. Сейчас я напишу от своего имени письмо начальнику тайной полиции господину Забуле, где в сжатом виде, без компрометирующих подробностей, изложу ему суть дела. Он мой хороший знакомый, а потому отнесётся к тебе с пониманием. Пойми, просто необходимо, прежде чем идти на встречу с какими-то бандитами, хорошенько посоветоваться с господином Забулей и получить от него ценные рекомендации.
- Ну, если ты настаиваешь, отец, то пусть так и будет.
- Я настаиваю.
И поскольку в архивной комнате, где находились Мостодонские старший и младший, не оказалось подходящих письменных принадлежностей, а также печатей и конвертов для написания важного письма, а в кабинете дипломата сидел посторонний посетитель (а юный Карл-Теодор был, без сомнения, посторонним), отец с сыном отправились в приёмную, чтобы совершить задуманное дело….
Однако оставим на время наших героев, так как следует описать подробнее рабочие апартаменты (а лучше сказать – резиденцию) господина Мостодонского – министра иностранных дел государства Берменгевия – находящиеся в здании дипломатического министерского департамента.
Данная резиденция была весьма удобным местом для решения многих государственных вопросов, а также ведения переговоров и заключения стратегических договоров, причём не только при нынешнем министре иностранных дел, но и при его предшественниках. Так уж исторически сложилось. В связи с этим захватывающе было бы представить, какие важные события могли происходить здесь ранее, и что видели стены этих комнат и коридоров. Однако подобное, к сожалению, не вписывается в рамки нашего повествования.
Если некий посетитель приходил к министру иностранных дел по каким-то делам, то прежде должен был пройти охранный пост, что находился при входе в само здание министерства. Если документы у данного лица оказывались в порядке, личность посетителя не вызывала подозрений, а его приход вписывался в планы высокопоставленного государственного деятеля, его пропускали.
Чтобы попасть к высокопоставленному лицу на четвёртый этаж, визитёр мог воспользоваться лифтом, который в те времена, в эпоху настоящего вкуса и изысканности, был истинным произведением искусства, ну и конечно же символом статуса. Кабина обычно изготавливалась из роскошных материалов: резного дерева, полированных металлических деталей, изящного стекла и бархатных вставок. Часто двери украшались коваными узорами, а внутри можно было увидеть зеркала и мягкие диванчики для комфорта пассажиров.
Работал лифт на основе гидравлического или тросового механизма, а приводился в действие вручную или паровой машиной. Управление осуществлялось специальными рычагами или же с помощью лифтёра – человека, отвечавшего за безопасный подъем и спуск. Скорость движения была невысокой, но сам процесс приносил ощущение плавности и элегантности. Такие лифты встречались в роскошных отелях, особняках аристократии и даже оперных театрах, становясь частью интерьера, который подчеркивал богатство владельца. И разумеется, в берменгевском дипломатическом министерстве лифт тоже был, хотя и не все решались им воспользоваться, уж слишком небезопасной казалась эта конструкция.
Если же посетитель не хотел пользоваться лифтом, он поднимался по шикарной лестнице на четвёртый этаж пешком, потом шёл по длинному коридору, проходил ещё один пост охраны уже при входе в рабочие апартаменты господина министра, где его осматривали с особой тщательностью, и только тогда попадал в рабочую резиденцию нашего высокопоставленного дипломата.
Сами же апартаменты тоже состояли из нескольких помещений. Потому, войдя, гипотетический посетитель сначала попадал в прихожую, затем проходил опять по небольшому коридору, и только тогда оказывался в приёмной, дизайн которой включал в себя сочетание роскоши, но также и некоторых, свойственных началу двадцатого века, традиционных тенденций. И именно потому данная приёмная была оформлена со всей элегантной утончённостью, но в духе времени, что соответствовало престижу такого высокопоставленного чиновника, должностного государственного лица и члена правительства.
Приёмная, к которой примыкали несколько подсобных помещений, отличалась высокими потолками, украшенными изысканной лепниной с позолоченными акцентами. Крупные окна с тяжёлыми бархатными портьерами позволяли впускать мягкий дневной свет, играющий на поверхности полированного паркета. В центре — массивный письменный стол из ценных пород – в основном красного дерева и дуба, с резными ножками и покрытый зелёным сукном. На нём аккуратно разложены письменные принадлежности: чернильница, роскошное перо, бумаги с восковыми печатями. Рядом — телефон с изогнутой трубкой, свидетельство прогресса эпохи.
Кресла и диваны были обиты дорогой кожей или тяжёлой парчой, приглашая гостей расположиться с комфортом. Вдоль стен — книжные шкафы со строгими переплетами документов и томами о дипломатии, экономике, философии. Над камином — внушительный портрет владельца кабинета и его кумиров, подчёркивающие его любовь к истории отечества. Важную роль играло освещение: хрустальная люстра со множеством подвесок рассыпала мягкий свет по комнате, а на столе мерцали бронзовые настольные лампы с матовыми абажурами. Да-да, здесь каждая деталь намекала на власть, утончённость и стремление к прогрессивным тенденциям того времени.
И только через эту приёмную можно было попасть в личных кабинет министра (смежную комнату), а через него в упомянутое уже нами помещение-архив, где и проходил только что описанный разговор отца с сыном. Таким образом архивная комнаты была смежной с кабинетом, но не имела прямого выхода в приёмную, а также каких-либо других выходов вообще, только через личный кабинет министра.
Это было полутёмное помещение, пропитанное запахом старой бумаги, чернил и лака для деревянных стеллажей. В архивной комнате царила строгость и порядок: высокие шкафы с массивными полками заполняли пространство от пола до потолка. На каждой полке аккуратно сложены кожаные или картонные папки с золотым тиснением—название отдела, дата или номер дела. Некоторые документы были без номеров и дат, но с названиями, некоторые хранились в плотных переплетах, другие—в перевязанных бечёвкой стопках.
Тусклый свет настенных газовых или электрических ламп едва разгонял тени между рядами шкафов. В углу—тяжёлый дубовый стол, уставленный чернильницами, металлическими прессами для бумаг и коваными резными держателями для перьевых ручек. Здесь архивариус, приходящий время от времени, просматривал запросы, ставил печати и заносил новые сведения в журналы. Однако всей информацией, касаемой данного хранилища документов, он не владел и к реальным тайнам не допускался.
Здесь стояла вечная тишина, нарушаемая только в исключительных случаях шелестом листов и скрипом перьев по бумаге. Это было скрытое от всех тайное пространство времени, хранящее государственные секреты и информацию о судьбах людей. Оно казалось совершенно неподвластным суете внешнего мира.
Эту комнату, которую правильней всего было бы называть хранилищем личных бумаг, часто называли архивной. Потому многие считали, что в ней хранятся только устаревшие бумаги и исторические документы. Другие полагали, что это нечто вроде библиотеки министра, где содержатся самые разнообразные деловые сведения, которые могут понадобиться лично министру иностранных дел при составлении важных договоров и государственных бумаг. Но и то, и другое было заблуждением.
В этом архиве действительно хранились старинные рукописи, карты, рисунки, чертежи и другие артефакты, которые помогали понять исторический контекст определённого времени и места, а также книги – множество книг. Однако, как мы уже знаем, там хранилось и немало документов, которые были вполне актуальны на сегодняшний день, более того – чрезвычайно важны и составляли государственную тайну Берменгевии или добытые разведкой тайны других стран.
А вообще, апартаменты высокопоставленного дипломата в его министерстве стали для него не только удобным местом для работы, но также и вторым домом. Здесь он нередко оставался на ночь и даже проводил несколько суток к ряду, если у него было много работы. А отдыхал в перерывах между работой и деловыми встречами на удобном диванчике, где так прекрасно засыпал, не мучаясь бессонницей, в ночные часы.
В общем, у министра иностранных дел были весьма просторные и изысканные рабочие апартаменты. Нам же, познакомившись с ними, нужно сделать акцент на следующем. Впрочем, это уже упоминалось. И так, в кабинет министра можно было попасть только через приёмную, в приёмную - через коридор и прихожую, у дверей в которую несла свой пост двадцать четыре на семь охрана. А вход в архивную комнату лежал только через кабинет. Других входов-выходов как в кабинет, так и в архив-библиотеку, не было. Именно таково было расположение комнат в рабочих апартаментах дипломата. А описали мы так подробно это потому, что указанное имеет непосредственное отношение к произошедшим далее событиям.
Продолжение здесь http://proza.ru/2025/05/19/1806
Свидетельство о публикации №225051901800
Александр Михельман 20.05.2025 18:09 Заявить о нарушении