Память

     Люди оставляют память о себе по-разному. Одних мы знаем по учебникам, других узнаём по портретам в музеях. Наших близких мы храним в своих сердцах, когда они уже далеко. Мы листаем альбом с фотографиями, вглядываясь в знакомые черты, вспоминаем забавные или грустные моменты наших встреч. Человеческая память – уникальный архив.

     «Ты звонила Любовь Тихоновне?» – этот вопрос я не раз слышала от своего сына.
Веремеенко Любовь Тихоновна, мой учитель русского языка и литературы. Может быть, благодаря ей я сейчас пишу. Она всегда хвалила мои сочинения, а мне хотелось писать ещё лучше. Даже не знаю, что главное было в ней, почему её любили и шли к ней за советом. В своей семье её называли миротворцем. «Никогда не загоняй проблему в угол», – говорила она во время моих откровений.

     Помню, как просто она одевалась, какой мягкий южный выговор был у неё. В доме на видном месте висела девичья фотография. Там она с цветочным венком на голове, прямо Алёнушка из сказки.

     Она не смогла выпустить наш класс, потому что сильно заболела, но мы приросли к ней. После школы все разлетелись, но несколько человек постоянно её навещали. Она всё знала о наших детях, интересовалась, как у них дела. При встрече с нашими родителями никогда не проходила мимо. В нашем классе как-то появился Андрей. Личность в школе известная. Его почему-то все били, и он не мог прижиться ни в каком классе. И вот его берёт она. На этом злоключения мальчишки прекратились, ну уж сократились до минимума точно. Наши взяли над ним шефство, если за Андрюхой стоит авторитетный (в лучшем смысле слова) Юра, то тут лишний раз подумаешь – бить или не бить.  А за этим стояло мудрое ненавязчивое руководство нашей Любушки. Потом, когда Андрея не стало (онкология), его мама плакала при каждой встрече с Любовь Тихоновной, брала за руку и говорила "спасибо".

     Я приходила к ней в гости с сыном, как к родному человеку. Её воспоминания о детстве, о войне, о первой влюблённости – это всё истории для отдельных рассказов. Я спросила её как-то, не хочет ли она написать об этом, но в ответ было: «Нет, слишком тяжело сейчас вспоминать».

     Там, где она жила, школы не было, и её отправили к тёте. А это ещё один рот. Время довоенное, несытое. Она рассказывала, как вечером ложилась спать пораньше, потому что очень хотелось есть. Её звали к столу, а она говорила, что не хочет, а сама лежала и плакала. Сейчас сложно такое представить, но я не выдумываю. У неё была учительница, на которую все девчонки хотели быть похожими. Она носила юбку со складками! Видимо эти складочки поражали их воображение. Любовь Тихоновна рассказывала, как они ёрзали своими платьицами по стульям, чтобы они мялись посильнее и получались «складочки». Когда в деревню пришли фашисты, они расстреляли их учительницу. Эти два воспоминания врезались в мою память.

      Я знала её мужа – Бориса Ивановича. Он работал ветеринаром. С ним она была всю жизнь, они по соседству жили. Рассказывала, что его родители говорили ему ещё мальчишке, что он женится если не на её сестре, то на ней. Смеялась – болела часто, не верили, что вырастет. А она прожила долгую жизнь, воспитала сына, стала мамой для внука, который жил с ней.

      Во время наводнения в нашем Новороссийске в 2002 году район Цемдолины,где жила семья Любовь Тихоновны, залило очень сильно. Они все были дома, как раз сын приехал на обед. Вода прибывала так быстро и это было так неожиданно, что они не подумали выйти из дома. А когда вода дошла уже до верхней трети окна, сын начал разбивать потолок. Чердак их спас. Наш дом был повыше, нас выручил высокий фундамент. Когда вода ушла, первым делом мы помчались к родителям, в их доме было сыро, на полу ил. Потом взяли питьевой воды и поехали к Любовь Тихоновне. Она была больше растерянная, чем подавленная. «Ну вот, - говорит, - я уже горела, теперь  и тонуть пришлось». Конечно, её библиотека сильно пострадала,  фотографии многие были испорчены. А других ценностей у неё и не было. Я не помню, чтобы мы дарили ей что-то кроме цветов. На выпускной мы вручили ей куклу (уже не помню почему), она её взяла, но с условием, что подарит её первой маме из класса. Так и вышло.

     Вот так, в жизни этого человека были и огонь, и вода, а медные трубы – это наша память о ней, теперь она есть и у наших детей и, дай бог, перейдёт к нашим внукам.

     Она ушла на десятом десятке жизни. Помню, как она недоумевала, что так долго живёт. Я прямо вижу её удивлённые глаза: – Таня, я такая старая! А сама накрывает на стол, ставит чашки к чаю и обязательно шоколадные конфеты. - Ну рассказывай, как мама, как дети, муж…

     На прощание пришли наши и её предпоследний выпуск. Подружек уже не было. Её семья и её уже немолодые ученики стояли вокруг, читали стихи, вспоминали встречи с ней. Ушёл из жизни Учитель. А её уроки остались. Спасибо Вам, Любовь Тихоновна…

     Такими людьми и сильна моя Россия!


Рецензии
Сильно! Наша память хранит не только знания полученные от своих учителей, но прежде всего их добрые отношения с которыми они вкладывали эти знания в нас. Вечная им память!.. С почтением,

Павел Жарёнов-Добрятинский   26.06.2025 13:51     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв. Писала искренне.
С пожеланиями добра Татьяна.

Тата Васильева   27.06.2025 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.