Русский Ренессанс. Три века русского искусства

Пантеон | Русский Ренессанс. Три века русского искусства

/ Комитет национального наследия, 2025.
/ Московский клуб русской эстетики, 2025.
/ Арт-журнал «Пантеон»: https://panteono.ru/2025-05-27

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Три века русского искусства

• Ирина Куликова, куратор,
Московский клуб русской эстетики

• Руслан Богатырев, ведущий эксперт,
Комитет национального наследия

— Ирина Куликова: В наших беседах мы уже не раз затрагивали тему Серебряного века. На этот раз хотелось бы поговорить о значимости того уникального периода и его связи с предшествующими и последующими десятилетиями русской культуры.

— Руслан Богатырев: Серебряный век… Изящное поэтическое название. Тонкое и магическое. Уходящее корнями в античность. Достаточно устоявшееся. Впрочем, о хронологических границах его до сих пор нет единого и чёткого экспертного мнения. Дискуссионным вопрос оставлен и в Большой российской энциклопедии (БРЭ). Что не удивительно. Ведь наряду с Золотым веком это всего лишь некий историко-культурный конструкт, который полезен для изучения и анализа вполне определённого исторического периода. В этом отношении можно провести аналогию с европейским понятием Возрождения (Ренессанса).

— Ирина Куликова: Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

— Руслан Богатырев: Европейское Возрождение… Его идея как конструкта формировалась длительное время. Одно из первых упоминаний в России можно встретить в неоконченной критической статье А. С. Пушкина «О ничтожестве литературы русской» (1834). Пушкин писал: «Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха Возрождения не имела на неё никакого влияния…»

Но почти тремя столетиями ранее тот же термин появился на страницах легендарного фолианта Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), где были представлены почти две сотни биографий выдающихся мастеров прошлого. Упоминание термина встречается у Вольтера в «Очерке всеобщей истории, нравов и духа народов от правления Карла Великого до эпохи Людовика XIV» (1756). Есть и у Стендаля в «Истории живописи в Италии» (1817).

Но наполнение термина Возрождение конкретным смыслом принадлежит всё же французскому историку Жюлю Мишле. Детально об этом изложено в статье другого французского историка Люсьена Февра «Как Жюль Мишле открыл Возрождение» (1950). Год рождения термина зафиксирован: 1840. Затем его уже подхватили и стали развивать Ипполит Тэн, Георг Фойгт, Якоб Буркхардт и др.

— Ирина Куликова: А Серебряный век?

— Руслан Богатырев: С нашим Серебряным веком ситуация ещё более запутанная. Принято считать, что основоположником является поэт Николай Авдеевич Оцуп. Как и Гумилёв, он окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию. Далее поехал в Париж, повторяя путь в поэзию своего кумира Николая Гумилёва. Ему довелось поработать под крылом А. М. Горького над переводами для издательства «Всемирная литература». Причём рядом с Блоком и Гумилёвым. А в 1921 г. он стал эмигрантом и перебрался через Берлин в Париж. Та самая статья, где Н. А. Оцуп себя провозгласил автором концепции, и называлась «Серебряный век русской поэзии». Вышла она в его собственном журнале «Числа» (Париж, 1933). Такую версию появления термина излагает как БРЭ, так и «Литературная энциклопедия» (РАН, 2001). В Большой советской энциклопедии (БСЭ) статья о Серебряном веке так и не вышла, хотя и была подготовлена сотрудником Пушкинского Дома, специалистом по Александру Блоку и Андрею Белому, доктором филологических наук Леонидом Константиновичем Долгополовым.

— Ирина Куликова: Значит, это появилось в эмиграции, в Русском зарубежье?

— Руслан Богатырев: Разумеется, нет. Скорее всего, первым в создании термина «Серебряный век» был поэт и философ Владимир Сергеевич Соловьёв, во многом повлиявший на мировоззрение и взгляды Александра Блока и Андрея Белого. В своей статье «Импрессионизм мысли» (1897) он употребил этот термин применительно к поэзии и русской лирике второй половины XIX века. Затем термин встречается в работе «Взгляд и нечто» (1924) историка и публициста Разумника Васильевича Иванова-Разумника, духовного наставника Андрея Белого и Сергея Есенина. Использовал его, по всей видимости, и философ Николай Александрович Бердяев.

Если уж аккуратно приводить хронологию упоминаний, цепочка выглядит так: В. С. Соловьёв — 1897, В. В. Розанов — 1903, Г. Марев — 1913, Р. В. Иванов-Разумник — 1924, Д. П. Святополк-Мирский — 1924, В. А. Пяст — 1929, Н. А. Оцуп — 1933, В. В. Вейдле — 1937, А. А. Ахматова — 1945, С. К. Маковский — 1962.

— Ирина Куликова: Да, но почему Серебряный век? Как следующий за Золотым?

— Руслан Богатырев: Очевидно. В действительности понятие «Серебряный век» имеет прямую аналогию с «Метаморфозами» Овидия. Знаменитый сборник античных мифов в 15 книгах. В мифе «Четыре века» Овидий рассказывает о четырёх стадиях в жизни человечества: Золотом, Серебряном, Медном и Железном веках. Серебряный век — переход власти от Сатурна к Юпитеру.

Можно вспомнить и о том, что с лёгкой руки Фридриха Ницше наш Серебряный век прошёл под знаком борьбы Аполлона и Диониса. И Аполлон (Мусагет), сын Зевса, сияющий бог света, в гомеровских песнях назывался далеко мечущий, сребролукий. Аполлон изображался с луком, стрелами и колчаном. С серебряным луком и золотыми стрелами...

Как бы то ни было, именно наш Серебряный век (и не только в понимании Бердяева, охарактеризовавшем его как русский духовный Ренессанс) стал апогеем, вершиной русского искусства.

— Ирина Куликова: Можно ли считать, что он напрямую был связан с Золотым веком Пушкина и Гоголя?

— Руслан Богатырев: Безусловно. И если продолжить аналогию с Европейским Возрождением, вспомним, что его принято делить на четыре этапа: (1) Проторенессанс (Джотто, Данте, Петрарка), (2) Раннее Возрождение (Боттичелли, Донателло, Верроккьо, Брунеллески, Альберти, Боккаччо), (3) Высокое Возрождение (Рафаэль, Леонардо, Микеланджело) и (4) Позднее Возрождение (Тициан, Караваджо, Тинторетто, Палладио, Палестрина). Первые два этапа длительностью примерно в столетие. Последующие — от четверти века до полувека.

— Ирина Куликова: Насколько помню, вы называете Золотой и Серебряный века Русским Ренессансом. Почему?

— Руслан Богатырев: Как и в случае Европейского Ренессанса корни лежат в античности. Вспомним, что писал Жюль Мишле: «Любезное нашему слуху слово Возрождение напоминает друзьям красоты только о пришествии нового искусства и свободном взлёте фантазии. Для эрудита — это возобновившееся изучение античности, для законоведа — это свет, который начинает брезжить среди удручающего хаоса наших старых обычаев».

Вспомним и Бердяева (1935): «Сейчас можно определённо сказать, что начало XX в. ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим, обострением религиозной и мистической чувствительности. Никогда ещё русская культура не достигала такой утончённости, как в то время… Уже в конце XIX в. произошло у нас изменение эстетического сознания и переоценка эстетических ценностей… Уже в конце 1880-х и начале 1890-х годов формировались новые души, открывшиеся влиянию Достоевского и Толстого… Ницше, по-своему воспринятый, был одним из вдохновителей русского ренессанса начала века и это, может быть, придало движению моралистический оттенок. Для меня огромное значение имело творчество Ибсена, с ним отчасти связан был для меня перелом при переходе к новому веку».

— Ирина Куликова: А когда в вашей модели Русского Ренессанса начался и закончился Серебряный век?

— Руслан Богатырев: Отсчёт имеет смысл начать с 1881 г. Это не только год смерти Ф. М. Достоевского (февраль 1881) и М. П. Мусоргского (март 1881), но и начало правления императора Александра III (март 1881). А верхняя граница явно не 1917 г. и даже не 1921 г. (год смерти А. А. Блока и Н. С. Гумилева). Помимо Советской России было ведь и Русское зарубежье. Этот фактор нельзя недооценивать. Многие выдающиеся деятели русской культуры продолжали жить и творить. И этот период завершается ближе к середине-концу 1930-х годов. В те самые мрачные предвоенные годы. Причём есть важный и символичный факт: геральдические двуглавые царские орлы Российской Империи, украшавшие Московский Кремль с начала XVII века, оставались на своих местах вплоть до 1935 г. Это звучит странно, но символы царизма терпели почти 20 лет после Октябрьской революции. По инерции.

Серебряный век постепенно растворялся в другом веке, которому я дал название Рубинового. Царские орлы Кремля были демонтированы и заменены на звёзды в ноябре 1935 г. Но те оказались слишком тяжёлыми: бронзово-стальной каркас каждой звезды украшали уральские самоцветы. Старые конструкции башен их просто не выдерживали. Поэтому в мае 1937 г. было принято решение по предложению главного художника Большого театра Ф. Ф. Федоровского заменить их на рубиновые звёзды. Так началась новая эпоха. Третий век Русского Ренессанса.

— Ирина Куликова: Золотой, Серебряный и Рубиновый века русского искусства?

— Руслан Богатырев: Да. Чем мы хуже Жюля Мишле?

— Ирина Куликова: Вы назвали Серебряный век вершиной русского искусства. А как же Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой?

— Руслан Богатырев: Понимаю, что вас озадачило. Давайте попробуем немного порассуждать. Европейский Ренессанс — не одна лишь живопись и скульптура. Почему мы считаем, что Золотой и Серебряный века русского искусства — это исключительно изящная словесность? А как же театр, живопись, музыка?

И нам имеет смысл всё же более взвешенно относиться к нашим достижениям в контексте как мировой культуры, так и стереотипов восприятия России. Пушкин, как и Глинка, увы, существенно ниже по своему влиянию в мире, нежели мы привыкли считать исходя из своего понимания их величия. Россия для иностранцев — это Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Рахманинов, Шаляпин. В каждом случае были свои обстоятельства и основания для возведения их на пьедестал.

Но если критически посмотреть на достижения русского искусства с позиций мирового признания, где Россия могла или может быть номером один? В литературе? Увы. В живописи? Тоже нет. В музыке? Сомнительно. В архитектуре? В кинематографе? Вопрос непраздный и непростой.

— Ирина Куликова: Русский балет? В Советском Союзе был культ балета и космоса. Но космос не искусство. Значит, остаётся балет.

— Руслан Богатырев: Верно. Русский балет (Les Ballets Russes) — это некогда могучий бренд, созданный Сергеем Павловичем Дягилевым в рамках «Русских сезонов» (Les Saisons Russes) в Париже на основе той балетной школы, которую в XIX веке заложил наш выдающийся балетмейстер Мариус Петипа. Скажу больше, русский драматический театр первой трети XX века был номером один в мире. У нас учились, нас считали законодателями мод. И всё это, кстати, эпоха Серебряного века.

А теперь вспомним, что наш Серебряный век нередко сводят к одной лишь поэзии: Александр Блок, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин… Но ведь их имена сегодня почти ничего не значат для европейской и мировой культуры. К великому сожалению.

— Ирина Куликова: Но мы же не должны смотреть на наше искусство глазами иностранцев.

— Руслан Богатырев: Смотреть всё же надо с обеих сторон. Тогда есть надежда, что можно получить объективную картину. Давайте проведём небольшой мысленный эксперимент и попробуем вчерне набросать те сферы искусства, в которых мы были очень близки к лучшим мировым образцам. И сделаем это в каждом из трёх веков: Золотом, Серебряном и Рубиновом.

— Ирина Куликова: В Золотом веке я бы выделила поэзию и прозу.

— Руслан Богатырев: К ним стоит добавить живопись и музыку. Брюллов, Айвазовский, Суриков, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский…

— Ирина Куликова: В Серебряном веке — поэзия и проза. Чехов, Горький, Бунин — это мировой уровень.

— Руслан Богатырев: А что ещё мы можем положить на чашу весов?

— Ирина Куликова: Русский балет.

— Руслан Богатырев: Я бы добавил: театр, живопись, музыка, философия. Станиславский, Мейерхольд, Левитан, Репин, Рахманинов, Скрябин, Шаляпин, Лосев, Бердяев, Флоренский. Да, русская философия ближе к искусству. А что мы можем сказать про Рубиновый век?

— Ирина Куликова: Кинематограф. Советское кино во многом было высочайшего мирового уровня. И не только потому, что завоевывало призы на престижных кинофестивалях.

— Руслан Богатырев: Согласен. Но стоит добавить советский театр, советскую песню и советскую архитектуру. Попробуем теперь посмотреть, что у нас получилось.

• Золотой век: поэзия, проза, живопись, музыка.
• Серебряный век: поэзия, проза, драматический театр, балет, философия, живопись, музыка.
• Рубиновый век: архитектура, театр, кино, музыка.

— Ирина Куликова: Интересно. Во все три века у нас в лидерах музыка.

— Руслан Богатырев: Да. И самым богатым на достижения выходит именно Серебряный век. Причём в театре, в живописи и в музыке есть очень конкретные сферы, где мы сохраняем лидерство и поныне. Правда, не особенно это осознавая. И, к сожалению, не возводим это на свой пьедестал достижений.

— Ирина Куликова: Что же это?

— Руслан Богатырев: Русский балет. Русская икона. Русский романс. О балете мы уже успели вспомнить. Древнерусская икона была по сути заново открыта в России и для специалистов лишь после Выставки древнерусского искусства (1913), приуроченной к 300-летию Дома Романовых. Понятно, что к такому событию старались подавать всё самое лучшее в истории и культуре России.

Что касается русского романса особенно в его классической форме (Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов), то к началу Первой мировой войны он по факту оказался вершиной мировой камерной вокальной музыки. Нашей русской лаковой миниатюрой. Мы оказались последними в цепочке подобных камерных миниатюр Италии, Франции и Германии.

Балет, икона, романс… Три наших высших национальных достояния, сформировавшихся или осознанных таковыми именно в середине Серебряного века. Что характерно, ядром всего Русского Ренессанса стал именно Серебряный век.

— Ирина Куликова: Неожиданно. Ну вот. У нас уже явно наметились темы для будущих встреч. Благодарю вас за столь интересную и познавательную беседу.



• Русский Ренессанс: Золотой, Серебряный и Рубиновый века русской культуры (2022): https://panteono.ru/2022-12-06
• Серебряный век (2022): https://panteono.ru/2022-05-24
• Серебряный век. Сословия России (2022): https://panteono.ru/2022-05-31
• Ренессанс. Как Жюль Мишле открыл Возрождение (2019): https://panteono.ru/2019-09-13
• Модель Ницше. Аполлон и Дионис (2019): https://panteono.ru/2019-09-23
• Серебряный век и кармен-романсы (2018): http://proza.ru/2018/11/27/657
• Серебряный век. Романс, шансон и кафе-шантаны (2018): https://panteono.ru/2018-11-28


Рецензии