Случай в библиотеке. Клуб для нечитающих

Вначале – лирическое отступление.

Были в моём детстве разные библиотеки. Особенно заполнилась «пушкинская» (Детская библиотека имени А.С.Пушкина в городе Саратове), в которую я ходил в подростковом возрасте. Библиотека находилась в старинном двухэтажном здании. Чтобы подняться на второй этаж нужно было пройти по достаточно узким деревянным ступенькам. Причём, если встречался кто-то спускающийся сверху, то приходилось ещё и поворачиваться в пол-оборота. Но почему-то, если сегодня не смотреть на это неказистое старенькое здание, тогда мне оно казалось каким-то огромным.

Думаю, что поражало не само помещение, а именно наличие в нём особой ауры.
При этом, просто «вселенские» масштабы этой интеллектуальной энергии, находящейся внутри и выходящие наружу своим неистовым «свечением», определялись не только и даже не столько количеством книг, в каждую из которых можно было заглянуть и взять для чтения домой. Внутри была атмосфера творчества и познания, создаваемая библиотекарями. Этими неистовыми служителями и хранителями фактически сакрального знания.

Без всяких цифровых систем они, как казалось, знали каждого посетителя и без труда, со временем, могли не просто посоветовать нужную книгу для прочтения, а отложить дефицитный товар «под стол» для самого любимого читателя.

Позже была университетская библиотека, в которой я уже плавал как рыба в воде, потому что был научен профессионалами своего дела искать свою книгу и по каталогу, и по «чутью», а в ней находить самое важное и ценное.

Это был очень непростой мыслительный процесс с противоречиями и сомнениями, с постижением вроде бы банальных истин, которые всё время норовили опять превратиться в трудноразрешимую задачу для понимания.

Несмотря на оцифровку фондов и внедрения в библиотечную систему информационных технологий, одна женщина – Думова Нина Константиновна, которой исполнилось в мае 90 лет, также, как и раньше, продолжает исправно ходить в свою родную университетскую библиотеку. Именно она в своё время мне очень помогла, когда я только начинал знакомиться с массивными книжными хранилищами. Сегодня она занимается систематизацией фондов, заводит книги в цифровой архив. Её знания по книгам настолько глубоки и объёмны, что пока ни один компьютер не может «похвастаться» такой же сноровкой по пониманию того или иного экземпляра.

Сегодня библиотеки не очень жалуют. Старенькие фонды, новые поступления порой второстепенных отечественных и западных модных произведений-поделок.
Бумажной книге сопротивляться цифровому миру с его красочными видосиками и привлекательными картинками становится всё труднее.

Ходить с детьми в библиотеку стало не модно.

Причём, чтение книг – это напряжённый труд мозга. А просмотр видосиков-шортсов?

Вот нашёл в сети мнение одно из читательниц книг: «Читают те, кто в детстве читал. Книга вначале кажется скучной и нудной, но это просто защитная реакция мозга. Как только мозг втягивается, сразу становится интересно, ну и плюсов много - мозг тренируется, мировоззрение расширяется, увеличивается словарный запас. Вы как будто с умным человеком общаетесь - только в любое время.  Потом возникает чувство наполненности. А чтение классики всегда вызывает качественные улучшения» (женщина призналась, что в детстве её очень сильно ограничивали в развлечениях и поэтому её отдушиной стала книга).

Взять книгу, как и весь аналоговый мир, себе в помощники во взрослую жизнь, - это значит с самого раннего детства погрузиться в непростое состояние сопереживания с книжными героями, постижения научных и технических особенностей, окружающих нас предметов, экстраполяции на живых людей и современность.

И вот я уже со своими детьми-школьниками в столичной библиотеке. Берём книги, обсуждаем с библиотекарем, где найти такого-то автора. Заходит мужчина 45+. Кладёт кипу книг для сдачи. Библиотекарь, извиняясь перед нами, спрашивает нежданного посетителя: «Будете что-то брать сегодня или только сдаёте?»
Мужчина отвечает, что только сдаёт и сегодня брать больше ничего не будет, так как торопится. Библиотекарь успевает задать ему сакраментальный вопрос:
«В этот раз хотя бы какую-то книгу прочитал?». Мужчина бросает, уходя: «Нет!»

Библиотекарь принимает у него книги и вновь обращается к нам: «Вот такая у нас с ним игра!» Мы переглядываемся в недоумении. Библиотекарь поясняет: «Этот мужчина периодически появляется у нас, чтобы взять несколько книг для прочтения … своему сыну. Потом приносит их обратно, и я его спрашиваю о прочтении. И в этот раз ничего не прочитал».

Мы понимаем, что таким образом мужчина – отец ребёнка старается оторвать сына от гаджета и переключить на чтение. Но уже поздно. Видеоцифровой мир победил книгу и все усилия тщётны.

«Вот если бы этот папа отобрал у сына смартфон и попробовал без него познакомить с книгой – может быть, что-нибудь и получилось» - подумал я. Этой мыслью поделился с библиотекарем. Она согласилась, но сказала, что это за рамками её решений и только родитель способен на какие-то действия. Причём, знакомство с книгой и погружение в неё должно было произойти гораздо раньше, а сейчас практически «поезд ушёл».

Сколько сейчас таких «поездов» ушло порожняком?




P.S. Выйдя из библиотеки на стекле увидели объявление: «Клуб нелюбителей книг». Это значит, что библиотеки ещё пытаются кому-то привить тягу к чтению? Но ведь без помощи родителей это практически бессмысленно.


На следующий день нашёл подтверждение своим мыслям. Увидел маму, идущую с двумя сыновьями 10-12 лет и дочерью 7 лет. Мальчишки уговаривали родительницу дать им по гаджету. Мама согласилась им в этом вопросе удружить, сказав, что только на улице, на солнышке будьте тогда. Всё, круг замкнулся: не мешайте, домой быстро не возвращайтесь, чтобы не путаться под ногами и вместо того, чтобы поиграть в футбол, разрешение сидеть перед экраном…

Какие уж тут книги могут победить цифрового монстра?


Кстати, 27 мая в России отмечается Общероссийский день библиотек — профессиональный праздник российских библиотекарей. Поздравляю всех, кто имеет отношение к данной профессии, а также всех книгочеев!


Рецензии
Вы написали не только о существующем печальном положении с чтением у детей (да и у взрослых тоже), но и выразили свою озабоченность.
Я нередко говорю об этом с родителями детей, когда они сетуют о нежелании их чад читать. Я спрашиваю: "А вы читаете?" Ответ: "Так у нас нет времени".
Да, время на это родители не могут найти ( или не желают в ущерб своим интересам).
Я говорю, чтобы читали вместе, вслух друг другу, или рядом – каждый свою книгу.
Иначе, какое право имеем заставлять ребенка читать, если сами даже пыль с книг не вытираем?
Спасибо за важную тему!

Мила Суркова   09.06.2025 12:47     Заявить о нарушении
Согласен. Только вместе. Если нет примера чтения от родителей, да ещё сами родители - потворствуют владению гаджетами, потому что им так спокойнее, ребёнок к книге интереса иметь не будет.
Это как и с продуктами питания. Если не готовить самим дома, а всё время ходить в рестораны быстрого питания, то ребёнок просто не будет знать ничего о здоровой пище, и вкусовые рецепторы у него не разовьются.
С точки зрения книг - речь идёт о мозговой деятельности и познании мира!
Спасибо за неравнодушный отклик!

Алексей Чернышов 5   09.06.2025 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.