Об отрицании философии К. Марксом, Ф. Энгельсом и
Оставляя за скобками корыстные мотивации и лукавость паразитарных теорий (к которым относится марксизм), заметим, что К. Маркс и Ф. Энгельс отвергали «чистую философию», считая её бесплодным умствованием, и предлагали заменить её «научным социализмом». Так Энгельс в "Людвиге Фейербахе..." (1886) уточнял: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философия, подобно религии, представляет собой лишь бессмысленное нагромождение абстракций" (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 282).
Помимо отрицания «чистой философии», Маркс и Энгельс допустили ряд серьёзных методологических и концептуальных ошибок, которые ослабили их теорию, повлияли на её дальнейшую догматизацию и негативные реализации.
1. Сведение философии к «идеологии».
Маркс и Энгельс рассматривали философию прежде всего как отражение классовых интересов («идеологию»), игнорируя её автономную аксиологическую и познавательную ценность. «Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений» («Немецкая идеология», 1846).
В результате философские системы (Кант, Гегель) сводились к «буржуазным предрассудкам», что мешало их критическому усвоению. Подавлялся философский плюрализм, в т.ч. в марксизме (например, борьба с «ревизионистами» вроде Бернштейна).
2. Гипертрофия «практики» над теорией.
Упор марксистов в определении философии согласно 11-му тезису К. Маркса («Тезисы о Фейербахе», 1845), в котором «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», привёл к пренебрежению философией и изучаемыми ею вопросов (например, этики, развития человека, природы сознания, свободы воли). Что привело к вульгаризации диалектики, превращению в набор догм, а не метод критического мышления.
3. Механицизм в понимании диалектики.
Энгельс в «Диалектике природы» пытался применить диалектику к естествознанию, но сводил её к трём законам («отрицание отрицания», «переход количества в качество» и др.), что упрощало метод Гегеля и порождало натуралистические иллюзии (например, попытки доказать «диалектику» в физике или биологии).
4. Отрицание философии морали.
Маркс и Энгельс считали мораль «надстройкой», зависящей от экономики.
В результате этические вопросы (справедливость, права человека) подменялись классовым подходом, что открыло дорогу моральному релятивизму («цель оправдывает средства»).
5. Утопический рационализм.
Вера в то, что марксизм может полностью заменить философию привела к упрощению интеллектуальной жизни, утрате гуманитарного измерения, игнорированию иррационального в человеке, и далее неспособности понять/предсказать «кризисы мотивации» в социалистических обществах (например, стагнация в СССР).
6. Религиозные черты и фанатизм.
Марксизм, несмотря на декларируемую научность, постепенно приобрёл черты квазирелигиозного учения:
• Догматизация текстов — труды Маркса и Энгельса (а позднее Ленина) превратились в «священные писания», где цитаты использовались как аргументы в спорах, а не как предмет критического анализа.
• Культ фигур — основоположники стали объектами почти религиозного почитания (ленинский мавзолей, иконические портреты, ритуализированные цитаты).
• Ересеборчество — борьба с «ревизионистами», «оппортунистами» и «уклонистами» напоминала средневековые гонения на еретиков, где отклонение от канона каралось исключением из партии или репрессиями.
• Эсхатология — вера в неизбежную победу коммунизма как «царства свободы» приобрела черты религиозного ожидания мессианского будущего.
Это привело к фанатизму, когда критика марксизма воспринималась как «кощунство», а сторонники других философских направлений объявлялись «идеологическими врагами». В результате марксизм утратил способность к саморазвитию, превратившись в замкнутую систему, где любое сомнение считалось предательством.
Все эти ошибки привели к догматизации марксизма (например, диамат как «единственно верное учение»), потере критического потенциала (философия перестала быть инструментом анализа и синтеза, превратившись в пропаганду), кризису левой мысли в XX–XXI вв. (которая не может ответить на вызовы цифровой эпохи, экологии и новых форм отчуждения).
Историческая попытка марксизма заменить традиционную философию «научным социализмом» привела к глубоким противоречиям и, в конечном итоге, к вырождению его критического потенциала. Вместо живого, развивающегося учения марксизм превращается в догму, особенно в его ортодоксальных и официально-идеологических формах (советский диамат, «марксизм-ленинизм»).
Марксизм, провозгласивший себя «наукой» и отрицавший «чистую философию», сам стал жертвой предрассудков и схоластики. Диалектический материализм (диамат) превратился в набор застывших формул («базис определяет надстройку», «бытие определяет сознание»), которые применялись механически, без учета сложности реальности. В результате философия перестала быть инструментом анализа и превратилась в пропаганду, а критика капитализма стала ритуальной, а не научной, что ослабило левую мысль перед лицом новых форм эксплуатации (цифровой капитализм, прекариат, экологический кризис и т.п.).
Марксистский подход, сводивший все социальные, культурные и даже биологические процессы к «экономическому базису», оказался слишком упрощённым и грубым для объяснения неопределённости и изменчивости реальности, человека и общества, игнорированию сложностей мозга, физиологии, сознания, культуры, этики.
Какие выводы мы можем сделать?
Марксизм несмотря на его ограниченную и тупиковую теорию остается одним из инструментов критики капитализма, но ему не хватает философии — открытого, а не догматического мышления.
Нам же необходимо восстановление философии как открытой и целостной системы, а не служанки идеологии, признание, что без философской методологии и рефлексии любая теория вырождается в искажения и догму.
Философия — это не просто абстрактные размышления, а инструмент самопознания и изучения мира, который остается актуальным даже в эпоху технологий. Философия — не «надстройка», а образ жизни и дисциплина, необходимая для формирования солидарного мышления, целостного развития/творчества человека и общества. Философия — это продвинутая ОС мозга, которая помогает творить и развивать целостную жизнедеятельность. Без неё мы просто выполняем чужие программы, идём на поводу лимбической системы и биологических социальных инстинктов.
Свидетельство о публикации №225052900013