Синяя птица счастья Мориса Метерлинка

                Мы длиной вереницей идем за Синей птицей,
                Мы длинной вереницей  идем за Синей птицей.
                Идем за Синей птицей мы длинной вереницей…
       Люди стремятся к счастью… Если бы еще понимать, что  подразумевается под этим словом, и скольким  удается достигнуть Эдема, который для каждого свой.
     Люди стремятся к счастью,  но многие стыдятся его, особенно в литературе. Сложно назвать  поэтов и писателей  рубежа ХХ столетия в России, громко повествовавших о своих страданиях, как, например, Семен Надсон, Федор Сологуб, Андрей Белый, и другие ему подобные, кто бы решился хотя бы шепотом поведать  о хоть малой толике счастья.   Например,  Леонида   Андреева Горький вообще называл  «певцом ужаса». То же можно сказать и о поэтах  Франции, например  Жермене Нуво, Гийоме Аполинере, Поле Элюаре и других.
    Кто посмеет  сказать о себе : « Я получил все то, что желает человек. Я обладаю богатством, здоровьем, молодостью, славой и любовью. Я в полной мере могу назвать себя счастливым!».
      Если бы принято было давать великим писателям, как это многократно подтверждается историей, прозвища, характеризующие их образ и судьбу, то  Метерлинку по справедливости присвоено было бы  прозвище-  «Счастливый». Это объясняет  основное творческое настроение писателя-драматурга, его жизненную философию. Метерлинк написал целый трактат, в котором  он страстно убеждает людей быть счастливыми.
   Гете взирал на мир с бесстрастной высоты, пессимисту мир казался тюрьмой, сатирику- сумасшедшим домом, юмористу пестрым маскарадом, мистику –храмом или жертвенным алтарем, реалисту- шумным базаром. Если предложить Метерлинку  такой вопрос, он ,не задумываясь, ответил бы, что мир кажется ему цветущим садом, земным Эдемом. Биографы драматурга  вероятно предположили бы что над его колыбелью ворожили добрые феи, настолько благополучно было все в его жизни.
    Но, естественно,  в реальной жизни светлое и мрачное переплетается в один общий узор . Так, в самом начале своего творчества,  в поэзии и драматургии, Метерлинк обмолвился словами разочарования и жалоб. Можно сказать, что  в те годы он находился под влиянием французского символизма поэтов  Шарля Бодлера и  Стефана Малларме.
    Мне кажется, что некоторые  его пьесы, написанные на рубеже ХХ века,  в некотором роде предвосхитили появление театра Абсурда, появившегося в середине века. Например, в пьесе «Слепые»  Метерлинка основной сюжет- заблудившаяся  в лесу группа  слепых людей, надеется на спасение, прислушиваясь к шагам якобы  кого-то, кто их выведет из леса. Много лет спустя, в пьесе Сэмюэля Бекета»В ожидании Годо», два человека  в пустыне ждут прихода некоего мессию Годо, кто  спасет их от самих себя. И в той, и другой пьесе сквозит  пессимистическая нота безнадежности, ожидания  неотвратимой смерти.
     Пьеса «Смерть Тентажиля» с тем же настроем  ожидания прихода смерти в образах неведомого и ужасного рока, написана под впечатлением произведений   немецкого поэта, мистика, предшественника Зигмунда Фрейда Новалиса.   Он повлиял на творчество символистов, экспрессионистов и неоромантиков эпохи модернизма- периода отхода от классических форм искусства и поиски нового стиля и форм.
    Пьесы Метерлинка были  очень востребованы в России в начале ХХ века, эпоху декаданса, надлома,  и пользовались необыкновенным успехом.
     С течением времени мироощущение Метерлинка стало меняться, и следующие его пьесы   окрашены в более светлые тона. К «счастливому» Метерлинку судьба была благосклонна и его природные наклонности вполне совпали с настроениями времени,  в котором ему пришлось развиваться и творить. До эпохи театра Абсурда  было еще далеко, да, собственно,  дань ему  уже была  принесена загодя. За пьесы «Принцесса Мален» , «Пелеас и Мелисанда», которые останутся в литературе, как вечный гимн молодой любви, не уступающие «Ромео и Джульетте» его стали называть бельгийским Шекспиром.
    Надо отметить, что за пьесы «Принцесса Мален» и «Синяя птица» Метерлинк в 1911 году получил Нобелевскую премию  в номинации Литература.
    В  Художественном театре в Москве Метерлинк появился благодаря рекомендации Чехова, который  предложил Станиславскому   несколько  одноактных пьес бельгийского драматурга, в том числе и «Слепых».  Позже, в 1921 году в Первой студии МХАТа поставили пьесу «Чудо Святого Антония». В семидесятых годах  ХХ века она шла в Театре-студии  киноактера, в Москве, «Смерть Тентажиля» была в работе и  у Мейерхольда.
   В 1905 году Метерлинк написал пьесу «Синяя птица».  А в 1908 году она была поставлена в Художественном театре, в Москве,  и  это явилось чудом в  истории  русского театра.  «Синяя птица» оказалась таким же знаковым  спектаклем как «Принцесса Турандот» в Вахтанговском театре  и «Сверчок на печи» в первой студии МХата . Старейший спектакль, передаваясь из поколения в поколение,  идет в Москве и  в наши дни.
    Сюжет  пьесы кажется незамысловатым и простым. Двое детей, мальчик Тильтиль и девочка Митиль, отправляются на поиски Синей птицы, которая поможет исцелить  внучку  бабушки Берленго. Бабушка Берленго оказывается феей Берилюной. Она дарит Тильтилю шапочку с волшебным алмазом, который  поможет им видеть вещи в истинном свете. Детей в этом путешествие будут сопровождать ожившие души вещей: Воды, Света, Хлеба, Сахара, Огня, собаки Тило  и кошки  Тилетты. А также множества других персонажей, души деревьев, животных, духов тьмы, ужасов, призраков, звезд, ночи, которая сторожит тайны бытия и яркой толпы оживших  других образов.  Сказка-феерия  «Синяя птица» - поэтическое преобразование действительности. Стремление взглянуть на мир глазами ребенка.
 Надо отметить , что в истории литературы уже были опыты  написания сказок, в которых  оживали вещи и игрушки: «Золушка», «Щелкунчик» и другие.
     Актрисы Художественного театра Софья Гиацинтова и Нина Михаловская в своих мемуарах вспоминают, как они, совсем  юными актрисами, поступившими во вспомогательный состав труппы  театра, принимали участие в спектаклях «Синяя птица», исполняя разные роли.  Нина Михаловская в книге «Глазами и сердцем актрисы» пишет: « Нас, шесть учениц и учеников ввели  в «Синюю  птицу» на роли «черных людей». Это была традиция Художественного театра:  через «черных людей» прошли  и Вахтангов, Берсенев, Михаил Чехов, Гиацинтова и многие другие  актеры, впоследствии звезды  и ведущие актеры театра.
   Одетые в черное, с черными масками на лице, мы были невидимы на фоне черного бархата. В наших руках волшебно «оживали», двигались, танцевали большие цифры часов и тарелки. Мы были звездами, светящимися силуэтами в «Царстве ночи». Превращались в умерших братьев и сестер Тильтиля и Митиль в Стране воспоминаний. Играли неродившихся душ в лазоревом «Царстве будущего».
    Софья Гиацинтова в  книге «Жизнь театра» рассказывает, что в «Синей птице» она переиграла множество ролей до тех пор, как  получила главную роль девочки Митиль. «Сначала я играла «подставную» Митиль. Когда Митиль и ее брат Тильтиль, и души окружающих их предметов, ведомые феей Света, уходят искать счастье- Синюю птицу,- кроватки детей остаются пустыми. В темноте, наступившей на сцене, места основных исполнителей занимают в кроватках подставные актеры. Их «роль» состоит в том, чтобы проснуться, когда над ними склоняется  лицо вошедшей матери. Я училась потягиваться, как просыпающийся ребенок, смотреть на свою «маму» и молча ей улыбаться.
         Потом в сцене Лазоревого царства будущего, я и  актриса Бакланова играли души  влюбленных. Их разлучали перед приходом на землю, и они в отчаянии расставались, клянясь найти друг- друга в новой, земной жизни. Это были уже настоящие  драматические роли.
    «Мы выполняли наши задачи с полной ответственностью, понимая, как велика честь находиться на сцене Художественного театра, -вспоминала актриса,-. Каждое мгновение этого спектакля было пронизано романтикой, ощущением полноты жизни, мечтой о счастье. Поэтому  для участников постановки очень  важны были предельная вера в происходящее, глубоко личное, поэтическое переживание, без которого, по мысли Станиславского, нет искусства».
   Совершенно необыкновенную музыку сочинил для «Синей птицы» композитор Илья Сац. Его дочь,  чье имя связано  с рождением  музыкального театра для детей, Наталия Ильинична Сац, в  книге «Новеллы моей жизни» описывает  историю написания музыки к сказке:
« Память сердца  сохранила чудесный островок Лазоревого царства- «Синюю птицу».-воспоминания о том, как папа писал музыку».
  «Отец долго не мог найти основной мотив к сказке, к этому  чудесному подарку Феи. Тогда он придумал вот что: собрав мальчишек из соседних дворов, он, взяв меня и младшую сестру Ниночку,  отправился с нами на Трубную площадь, Трубу, как ее звали москвичи. В этот день как раз было Вербное воскресенье. Труба пела, шумела на разные голоса, и чего там только не было. Наша компания накупила разных свистулек, пищалок, трещеток,  всего, что могло издавать какие-то звуки. Разнощик игрушек был очень доволен, что наскочил на таких покупателей.
   Когда мы пришли домой, Сац собрал всех детей  вокруг пианино и, дав каждому музыкальную игрушку, начал играть «Лесную польку». В нужный момент вступали дудочки и свистки, трещотки и даже балалайка. В конце колотушка изображала стук дятла по стволу дерева".
   Наталия Сац вспоминала,  что отец потом много раз говорил, что найти звучание ставшей такой знаменитой польки из «Синей птицы»  ему помогли  музыкальные игрушки. 
    В сборнике «Илья Сац»о композиторе можно прочитать: «Музыкальное дарование Саца было необычным; он жил в атмосфере музыки и был «одержим» ею. Он улавливал ее в природе, в окружающих его звуках и стремился по-новому воплотить все услышанное в реальное музыкальное звучание».
«Мы дружной вереницей идем за Синей птицей, мы дружной вереницей идем за Синей Птицей…».   
    Итак, дети совершили долгое путешествие в поисках волшебной синей птицы, а она, оказывается, была у них дома.  Тильтиль подарил свою любимую горлицу  внучке соседки Берленго и девочка выздоровела.

                О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
                А счастье рядом…
   Метерлинк прожил длинную счастливую жизнь. ОН  приобрел  замок в Медане. Замок этот был как раз тем местом, где принцессы встречали фей, которые меняли их судьбы. В замке бывали поэт Пьер  Ронсар и король Генрих IV. В Медане находилась вилла Эмиля Золя.  «Синяя птица» сделала бессмертным Метерлинка, баловня судьбы и любимца культуры. «В нем сказалась прекрасная душа бельгийского народа».- так писал о нем Николай Минский, русский поэт-символист и  биограф драматурга.


Рецензии