Актуальное из книг соцреализма
Наступает время возврата к эзоповскому языку, для примера которого выбрал несколько миниатюр с книги Ф. Кривина «Божественные истории», политиздат 1966 г.
Мирмидоняне
Мор уничтожил народ Эгины, и когда Зевс спохватился, на острове остались одни муравьи. Они были маленькие, совсем незаметные и потому уцелели во время бедствия.
Но для такого бога, как Зевс, муравьи тоже кое-что значат. Он подал знак, и муравьи превратились в людей, в настоящих людей, высоких, стройных и сильных. И назвал Зевс людей мирмидонянами, потому что они произошли от муравьев.
Это были честные люди, исполнительные и трудолюбивые. Но по старой муравьиной привычке они ходили согнувшись, низко опустив голову, так, как будто над ними висел сапог.
Зевсу было стыдно за них, и он гремел:
— Люди, будьте людьми! Люди, будьте людьми!
Но от этого окрика они пригибались к земле еще ниже.
А Зевс все гремел и гремел в небесах. Старый, наивный бог, он не понимал простой истины: можно превратить муравьев в людей, но сделать людей людьми — это богам не под силу.
ВАЛААМОВА ОСЛИЦА
И заговорила ослица человеческим голосом:
— Со слов Валаама...
Разинули рты святые угодники: шутка сказать — со слов Валаама!
— Тише, тише! — шикают друг на друга.— Дайте уловить, дайте запомнить!
— Со слов Валаама...— говорит ослица.
— Со слов Валаама,— млеют угодники,— действительно, лучше не скажешь.
И никто не знает, кто такой Валаам. Но, наверно, кто-то такой, раз на него ссылаются. Может, из Библии, может, еще откуда...
Слушают святые угодники.
На ус мотают.
Пример берут.
С ослов Валаама.
СТАДО МОИСЕЕВО
— Не сотвори себе кумира. Я, например, не сотворяю. У меня, например, к этому не лежит Душа.
Зашумело стадо Моисеево.
— Вы слышали, что сказал Моисей?
— ...как это правильно!
— ...как верно!
— ...не сотвори кумира!
— ...не сотвори!
— ...о Моисей!
— ...мудрый Моисей!
— ...великий Моисей!
ЕВАНГЕЛИСТЫ
— Врачу, исцелися сам!
Вот с какими словами обратился сатана к богу.
Но впоследствии эти мудрые слова были у него украдены и попали в евангелие «От Луки», приобретя таким образом совершенно другого автора.
Сатана возмутился. Он метался между небом и землей, обращался и в низшие, и в высшие инстанции и всюду требовал, чтобы евангелие «От Луки» впредь именовали евангелием «От Лукавого».
— Потому что это несправедливо,— говорил сатана.— Потому что эти апостолы жнут, где не сеяли.
Жнут, где не сеяли... Золотые слова! Но не успел сатана их сказать, как они попали в евангелие «От Матфея».
НИКОЛАЙ УГОДНИК
— Слышь, Николай, сомневаюсь я... Не верю в себя...
— Перекрестись, господи! Если сам не веришь, как же другие верующие? Ты ведь им пообещал райскую жизнь!
— Э, брось, Николай! Создать для всех райскую жизнь — это даже мне не под силу!
До чего дошел этот Николай — с самим богом пререкается:
— Под силу, господи! Ты ж всесильный!
— Нет, брат. Чего не могу, того не могу...
— Можешь, господи! Ты же всемогущий!
— Не знаю, Николай, не знаю...
— Знаешь, господи! Ты же всезнающий!
Горячится Николай, спорит, бога гневит. Но бог совсем на него не гневается. Все Николаю сходит с рук.
Не потому, что он Николай, а потому, что угодник.
ИЕЗУИТЫ
Горят костры, костры горят — Христа распятого наследство. Иезуиты говорят, что цель оправдывает средства. Что, если ты наточишь нож для высшей цели, значит, прав ты. Что на земле святая ложь куда надежней грешной правды... Пусть сгинут все до одного, пусть станет прахом все земное!..
Ложь во спасенье... Но кого? Кого спасать такой ценою?
ВТОРОЗАКОНИЕ
«Возлюби ближнего!» — гласит первый закон. А о том, что своя рубашка ближе ближнего,— это уже второй закон.
«Не убий!» — гласит первый закон. А о том, чтоб убивать всех инакомыслящих,— это уже второй закон.
Для людей бог создал закон, а для себя — второзаконие.
Свидетельство о публикации №225053100684