Литературный календарь. Уитмен, общество трезвости
1773 год – В Берлине родился немецкий поэт, писатель, переводчик и драматург Людвиг Тик («Странствия Франца Штернбальда»).
1819 год – В Уэст-Хиллсе родился американский поэт и публицист Уолт Уитмен («Побеги травы», «Листья травы», «Корни травы»), новатор свободного стиха.
1837 год – В Ступино родился русский писатель Николай Успенский («Старуха», «Уездные нравы», «Работник», «Странницы»). Участвовал в поездке на "Литературном пароходе", после которой был опубликован сборник «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.» — коллективная монография 36 советских писателей под редакцией Максима Горького; среди авторов сборника имени Леонова не указано, тем не менее результатом поездки были и газетные публикации многочисленных интервью её участников с сообщениями о желании использовать полученные впечатления в литературной работе, а в печати сообщалось, что об открытии канала были написаны «сотни очерков и газетных статей».
Солженицын пишет: "Авторы не видят ничего более вдохновляющего, чем этот лагерный труд. В подневольном труде они усматривают одну из высших форм пламенного сознательного творчества... По их мнению все эти пригнанные на канал никогда бы не нашли своего пути в жизни, если бы работодатели не велели им соединить Белое море с Балтийским".
http://proza.ru/2024/10/08/620
1850 год – Во Флоренции в возрасте 41 года скончался итальянский поэт-сатирик Джузеппе Джусти.
1887 год – В Пуэнт-а-Питре родился французский поэт Сен-Жон Перс («Эклоги», «Дружба принца», «Изгнание», «Ветра»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1960 года.
1892 год – В Москве родился русский советский писатель Константин Паустовский.
1899 год – В Москве родился русский советский писатель и драматург Леонид;Леонов («Евгения Ивановна», «Барсуки», «Волк», «Русский лес»), лауреат Ленинской (1957), Сталинской премии I степени (1943) и Государственной премии СССР (1977).
1942 год – В Картахене родился испанский поэт, писатель и переводчик Хосе Мария Альварес.
1976 год – В Глазго родился шотландский американский писатель Дуглас Стюарт («Шагги Бейн»), лауреат Букеровской премии 2020 года.
1999 год – В Москве в возрасте 71 года скончался советский писатель и сценарист Анатолий Иванов («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»), один из крупнейших советских писателей-«почвенников», писавших романы на деревенскую тему.
УОЛТ УИТМЕН
Родился 31 мая 1819 года, в семье фермеров, интересовавшихся квакерскими идеями, в посёлке на острове Лонг-Айленд недалеко от Бруклина (штат Нью-Йорк). Его мать, Луиза Ван Велзор, была голландкой. Отец, Уолтер Уитмен, был английского происхождения. В многодетной семье было девять детей, Уолт был старшим.
С 1825—1830 гг. учился в бруклинской школе, но из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу. Трудился с 12 лет. Он поменял множество профессий: посыльный, наборщик-укладчик, учитель, журналист, редактор провинциальных газет. Любил путешествовать, пешком прошёл через 17 штатов. Занимался самообразованием.
С конца 30-х годов в журналах появляются статьи Уитмена, в которых он выступал против культа доллара, подчёркивал, что деньги приводят к духовному опустошению.
В литературную жизнь Америки пришёл поздно. Первое крупное произведение: роман «Франклин Эванс» («Franklin Evans»,1842), созданный по заказу общества трезвости.
В 1850 году были напечатаны некоторые стихотворения поэта, — в частности «Европа». В этом произведении автор высказал своё восприятие истории, событий революции 1848 года, воспевал свободу.
Среди особо ценимых им писателей были: У. Шекспир, Ч. Диккенс, Жорж Санд, П.-Ж. Беранже, Ф. Купер.
Во время гражданской войны 1861—1865 гг. Уитмен отправился на юг, чтобы найти своего брата, который воевал в армии Союза и по ложному сообщению был убит (в итоге оказалось, что Джордж просто ранен). Затем Уитмен работал в госпиталях Вашингтона. Событиям войны посвящены стихотворения «Барабанный бой» и «Когда последний раз цвела сирень» (оба 1865).
Возвещая, что для него на земле не существует ничего чужого и что ему одинаково близки все люди, вне зависимости от их социального статуса, расы, пола, конфессии и т. п., Уитмен предстаёт поборником социалистической идеи в наиболее обобщённой формулировке. Вместе с тем он осознает себя и мистиком, предвидящим эпоху, когда все конфликты, противоречия и несходства исчезнут, так что жизнь сделается бесконечно сложным, изменчивым, но целостным организмом, «электрическим телом», как сказано в одном из его программных стихотворений. Телесность, вещественность, никогда не ослабевающий интерес к материальному, физическому облику явлений и упорное неприятие всего умозрительного составляют важную особенность поэтического мира «Листьев травы».
Уитмен — один из первых поэтов, воссоздавших реальность огромного современного города, воспринятого им как зримое олицетворение «всеобщих связей в мироздании» и изображённого с репортёрской точностью описания самых разных сторон его повседневной жизни. Чудеса техники, триумфы «индустрии» вызывали восхищение Уитмена, локомотив, «горластый красавец», на огромной скорости несущийся через дикую прерию, казался ему символом неостановимого прогресса.
Доминирующее в поэзии Уитмена чувство бесконечной широты и многоликости мироздания сочетается со столь же органичным ощущением вечной динамики, изменчивости, диалектической контрастности бытия. Оно не признает иерархии ценностей, так как истинная жизнь — никогда не прерывающийся цикл, постоянное движение во времени, бесконечные трансформации и метаморфозы:
«Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральный образ — всеобщая человеческая личность».
Эта личность, намеренно лишённая в «Листьях травы» каких бы то ни было примет уникальности, носит имена «Уолта Уитмена» или «сына Манхэттена». В действительности лирический герой книги представляет собой обобщённый портрет американца, для которого характерны предельная демократичность воззрений, неомрачённый оптимизм, способность устанавливать доверительные, родственные отношения со всеми людьми, встречающимися на его пути, и сохранять восторг перед жизнью во всех её обликах.
«Песня большой дороги», входящая во все авторские редакции «Листьев травы», наиболее последовательно воплощает философию радости, братства, полного слияния с миром и восхищения перед его зачаровывающей динамичностью. Соединением этих мотивов создан лирический сюжет книги. Важное дополнение к нему — цикл «Барабанный бой», навеянный Гражданской войной (1861—1865), во время которой Уитмен был добровольцем-санитаром в армии северян. Аврааму Линкольну, павшему от руки террориста, Уитмен посвятил элегию «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень».
Вера Уитмена в предназначение Америки, которая должна явить пример для всего человечества, став обществом победившей социальной справедливости и великих триумфов духа, поколебалась после окончания Гражданской войны, когда он удостоверился во всевластии «дракона наживы» и с тревогой писал об угрозе, создаваемой плоским меркантилизмом, которому поддались соотечественники (книга публицистики «Демократические дали», 1871). Однако в целом оптимистическое мироощущение Уитмена не претерпело существенных перемен до конца его жизни.
Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отверг каноничные поэтические формы, на которых, как он считал, лежит печать безжизненной литературности, и заложил основы новой поэтики, получившей исключительно интенсивное развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах. Одним из первых, кто оценил значение сделанного Уитменом для последующего движения поэзии, был И. С. Тургенев. Среди русских поэтов объективно наиболее близки к Уитмену Велимир Хлебников и В. В. Маяковский.
Корней Чуковский написал повесть "Мой Уитмен".
Цитаты из неё.
Космизм Уолта Уитмена питался не только эволюционными теориями естественных наук того времени, но в равной степени, а пожалуй, и больше - идеалистической философией Гегеля, Шеллинга, Канта. Так же явственно слышатся в «Листьях травы» отголоски священных мистических книг древней Индии и современных ему трансцендентных учений Карлейля и Эмерсона. Преуменьшать или замалчивать эти влияния - значит сильно отклоняться от истины. Влияния эти сказываются на сотнях страниц. Вся поэзия Уитмена - от первого до последнего слова - проникнута благоговейным восторгом перед божественной гармонией вселенной.
...
Этим «космическим энтузиазмом» были ярко окрашены политические воззрения Уитмена. Он прославился как поэт демократии. Но можно ли удивляться тому, что и демократия приняла в его стихах грандиозный, вселенский масштаб?
Демократия для него сродни океану и звёздному небу и совсем не вмещается в рамки той реальной демократической партии, которая существовала в тогдашней Америке.
Демократия встает перед ним как бесконечная цепь поколений, идущих по тысячелетней дороге.
...
О гигантской Ниагаре он пишет, что она - как «вуаль у него на лице».
...
Смерть не ставит границы между прошлым поколением и будущим. Люди для Уитмена - капли воды, вовлеченные в бесконечный круговорот бытия: между облаком, туманом и волной океана - лишь кажущаяся, формальная разница.
...
О личном бессмертии он не заботился: судьба отдельных капелек не занимает того, у кого перед глазами океан. Он - поэт миллиардов, отсюда его слепота к единицам. Всё случайное, индивидуальное, личное было ему недоступно.
...
Близилась Гражданская война. Юг и Север были на ножах.
Отчаянный Джон Браун, революционер-террорист из Канзаса, в те самые годы, в годы «Листьев травы», во имя раскрепощения негров убил пятерых плантаторов, а через несколько лет, захватив городской арсенал, взял заложниками именитейших граждан и с оружием в руках пошел освобождать чернокожих. Его ранили, схватили, повесили как бунтовщика и изменника, но все чувствовали, что он - центральный человек той эпохи, воплотившей в себе надвигавшиеся на неё катастрофы.
...
Именно в то время Генри Торо писал свою бунтарскую статью «О долге гражданина не повиноваться властям».
...
Так как в книге Уитмена такие декларации встречаются достаточно часто, во многих странах (и прежде всего в России 1905-1917 годов) он воспринимался читателями как революционный поэт. Для этого у читателей были, казалось бы, все основания: в «Листьях травы» есть горячие гимны итальянским, австрийским, французским повстанцам 1848-1849 годов («Европа»), есть стихи, приветствующие европейских бунтарей («Европейскому революционеру, который потерпел поражение»), есть стихи, воспевающие революцию в Испании («Испания 1873 - 74») и т. д.
...
Роковая особенность его поэзии заключается в том, что она в значительной мере была «предумышленной», как выразился Роберт Луис Стивенсон.
...
Даже странно читать, сколько правил и догматов - именно литературных, эстетических - внушал себе этот «дикарь». В его безыскусственности было много искусства, и в его простоте была сложность. «Даже в своем отказе от художества он оказался художником», - говорит о нём Оскар Уайльд.
...
Весною 1841 года Уолт Уитмен, после долгого безвыездного проживания в родном захолустье, наконец-то переселился в Нью-Йорк и там семь лет кряду неприметно работал в различных изданиях то в качестве наборщика, то в качестве сочинителя очерков, рассказов и злободневных статей.
В 1842 году он по заказу какого-то общества трезвости написал роман против пьянства для мелкого журнала «Новый свет». В журнале об этом романе печатались такие рекламы:
Вниманию любителей трезвости!
«ФРАНКЛИН ИВЕНС, ИЛИ ГОРЬКИЙ ПЬЯНИЦА»,
современная повесть
ЗНАМЕНИТОГО АМЕРИКАНСКОГО АВТОРА
Читайте и восхищайтесь!
Талант автора и захватывающий сюжет
обеспечивают роману шумный успех!
Повесть написана специально для журнала «Новый свет» одним из лучших романистов Америки, дабы способствовать великому делу - вырвать американское юношество из пасти дьявола спиртных напитков!
https://wysotsky.com/0009/362.htm
Алиса сообщает
«Франклин Эванс, или Пьяница: Повесть временных лет» — роман Уолта Уитмена о трезвости, впервые опубликованный в 1842 году.
Сюжет: Франклин Эванс, невинный молодой человек, покидает Лонг-Айленд, чтобы приехать в Нью-Йорк за возможностью улучшить себя. Будучи молодым и наивным, он легко поддаётся влиянию человека, с которым подружился (Колби), и в конце концов становится пьяницей. Он много раз пытался воздержаться от алкоголя, но преуспел только после смерти двух своих жён.
Жанр: трезвенническая литература.
По одной из версий, роман был создан по заказу двух сторонников Движения за трезвость: Парка Бенджамина и Джеймса Олдрича.
Уитмен написал «Франклина Эванса» по заказу общества трезвости для журнала «Новый свет».
Использованы материалы Википедии
Видео в живом журнале https://shersherry.livejournal.com/77957.html
Свидетельство о публикации №225053100781