Человек или инструмент? Не-осознанность Дуальность
Alex: ...относиться к человеку, «как к инструменту или к человеку»? ... Человек всегда участник огромного количества жизненных процессов, и причем одновременно. То есть он и отец, и сын, и муж, и сотрудник, и еще тело у него есть, которое хочет кушать, спать и тд. И все это влияет на него в каждый момент времени, в том числе как и на функциональную единицу...
Александр Клейн:
Скажу так:
Относиться, конечно, как к миллиону всего, включая «схватывание» бесконечности, но в каждый момент четко проводить «границы рассмотрения процесса, явления».
Пока мы изучаем диалектическую логику проводить границы рассмотрения нужно «осознанно», т.е. освещая «светом разума». Почему я говорю «разума», а не «интеллекта»? Потому что это хор. Хор качеств, свойств под управлением интеллекта. Он тут дирижер. Но! Если уж совсем «дирижер», то тогда чувства, свойства и качества забиваются по углам, а песня искажается. Ведь хор — это нравственные ценности, интуиция и многое еще, что противоречит расчету интеллекта, что он считает чепуховым и угнетает. И лишь когда удается этот интеллект воспитать и поставить на место, чтобы когда нужно — он руководил, а когда нужно уходил в тень и не высовывался, — это и есть разум, мудрость праджня, — а в пределе и просветление. Путь туда через Будду, дзен, чань, а не, конечно, через немецкую классическую философию или, там, феноменологию Хайдеггера. Витгенштейну отдельное спасибо. Но Будда, дзен, чань гораздо лучше понимаются — если их понимать! — гораздо более лучше понимаются: объемнее, а следовательно глубже, с выходом на новые уровни понимания! — через дополнительные обстоятельства 2-х с половиной тысячелетней истории, — много чего накопано, в т.ч. и важного, — так что и Хайдеггер пригодится и остальные.
Пока мы изучаем диалектическую логику, проводить «границы рассмотрения» нужно «осознанно», т.е. освещая «светом разума».
До этого люди их тоже, конечно, проводят, но «неосознанно».
Но главное, что после того, как мы изучим диалектическую логику, проводить «границы рассмотрения» мы будем тоже «неосознанно».
Есть «неосознанно» и «неосознанно». Ленин
Каждый, кто скажет о себе «архат» — не архат. Будда, Алмазная Сутра («не архат» означает «проводит границы рассмотрения» «осознанно»; а нужно — «неосознанно»).
(ну, и:
За одним словом — миллион процессов. Витгенштейн)
По поводу «к инструменту или к человеку?»
Выдуманный вопрос. Не существующий. Учебный. Обязательно возникающий на пути взросления-учения.
Когда ты там, неосознанный, то как-то решаешь этот вопрос, — в свою пользу. Когда совсем жестко, то как к «инструменту». Когда помягче — то то же самое, но мягче. Нужен Кант с его «императивом», религия, традиции, чтобы тебя как-то подправить, наставить на путь истинный. Более или менее.
Осознанный — осознаешь. Переоткрываешь и перепросматриваешь понятия, модели, границы рассмотрения. Учишься доверять не только интеллекту. Важно, что мир дуален. Для тебя. Хорошо — плохо. Архат — не архат. Даже, когда понимаешь, что «сансара — это нирвана» («архат — это не архат»), то все равно ты мыслишь моделями «архат» и «не архат», т.е. находишься в дуальности.
А нужна не-дуальность.
Когда уже все забыл и стал «неосознанным».
Может ли тот неосознанный «осветить светом разума»?
Конечно, может. Никуда ничто не девается.
Но, одновременно, — «не освещает».
Как?
Не понимает?
Нет. — Даже не думает об этом.
Думает об этом только тогда, когда возникает вопрос.
А когда возникает вопрос?
В двух случаях:
Или когда нужно принять решение: Вот он перед тобой, что будешь делать? И здесь тогда с учетом всего-всего («схватывание»), включая весь свой бэкграунд («всем самим собой») — бац! и сделал, принял решение. Без всяких там «к инструменту - не к инструменту»... никаких абстрактных мыслей! только миллион конкретных, путем миллисекундного схватывания — бац! и дальше, и ушел дальше, и забыл тут же.
Или когда нужно обучать: тогда можешь всю эту цепочка размотать миллионном способов, в миллионах пространств.
Замечу по случаю:
Способность так разматывать цепочки — это основа для возникновения Академии. Другими словами, чтобы читать лекции тебе не надо готовится к ним (как в Университете). Вообще не надо. Тогда объявляй о создании Академии. Ну, это, примерно, как стать архатом...
Или когда нужно обучать: тогда можешь всю эту цепочка размотать миллионном способов, чтобы показать ее в учебных целях. Тем, кто способен понять. А «понять» такие вещи — это нужен не только «интеллект», но и «чистота сознания». Хор всех качеств, где интеллект правильно дирижирует, включая иногда! — дает слово интуиции, когда она начинает петь свою арию, причем не по поводу инсайта, а по поводу действия. О, это страшно! Поэтому интеллект должен быть смелым. Дружить со смелостью, интуицией, осторожностью, головой, а следовательно с диалектикой. Стать Единым. Это еще называют «целостность». А на другом языке — «недуальность». А на другом — «забыть» и «не-осознанность».
Пример с «как человеку относиться: как к человеку или инструменту?» является — проводим «границы рассмотрения процесса, явления» — учебным в рамках занятий в Академии по диалектической логике. Является учебным на пути формирования «диалектического мышления» и показывания уже в меру обучившимся сознаниям, что для обучения нужен интеллект (самый наш, людей, мощный «инструмент»), а прийти нужно туда, где этот интеллект, дополнительно развившийся по дороге, займет важное, но скромное место. Почти исчезнет. Но исчезнет как «интеллектуальность рассмотрения», а не как способность, «инструмент» сознания (помните «онтологический статус»? — «в каком-то смысле существует, а в каком-то не существует»; «в одном смысле есть, в другом нет»; «в некотором смысле исчезнет, но в некотором — пребывает точно так же, только еще лучше»?)
Пример «относиться к человеку как к человеку или инструменту?» — это попытка сказать, что — одновременно. И что правильная «одновременность» снимает «дуальность». Почему «попытка». Потому что сразу не понять. Но разбрасывать камни — нужно.
Дуален ли я? Еще как дуален! Но некоторые проблески уже проблескивают.
Всем привет!
Александр Клейн
2 июня 2025 г.
Илл.: Человек или инструмент? Не-осознанность и дуальность. Кл.&AI. 02.06.25
Границы рассмотрения, действие, да и нет, Витгенштейн
http://proza.ru/2023/01/22/92
Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614
Модели и метафоры. Метафизика и магия метафор
http://proza.ru/2025/05/24/1236
О создании Академии Диалектической логики
http://proza.ru/2025/04/02/1084
Я учу диалектической логике
http://proza.ru/2024/07/19/1171
Человек или инструмент? Недуальность. Осознанность. — Диалектическая логика окружает нас со всех сторон!
http://proza.ru/2025/06/01/1251
Телеграм-канал «Диалектическая логика в Жизни» (создан: 02.06.25)
https://t.me/DialecticalLogicLife
Диалектическая логика в Жизни. Что есть Неведение?
http://proza.ru/2025/06/07/780
«»
Свидетельство о публикации №225060201324