Агасфер. Бессмертие как проклятие

                СТРАНСТВУЮЩИЙ ЖИД.

   Когда-то  пушкинист Михаил Гершензон оригинально обрисовал внешность Александра Сергеевича Пушкина: « Пушкин, творя, преображался. В его знакомом европейском лице проступали пыльные морщины Агасфера, из глаз смотрела мудрость тысячелетий…».
   
      Кто же такой Агасфер… и почему  он мудр тысячелетней мудростью?
   Это вовсе не  существо из ряда демонов, таких, как Люцифер, Асмодей или Вельзевул… Вполне  реальный человек, живший, судя по легенде, одновременно с Иисусом Христом и получивший наказание за нравственное преступление.
Легенда об Агасфере,  воплотившаяся в балладу Василия Жуковского (1852г.) повествует о  трагическом моменте в жизни Иисуса:
   Он нес свой крест тяжелый на Голгофу;
Он, всемогущий, вседержитель, был
Как человек измучен; пот и кровь
По бледному его лицу бежали;
Под бременем своим он часто падал,
Вставал с усилием, переводил
Дыхание, потом, шагов немного
Переступив, под ношей снова падал,
И наконец, с померкшими от мук
Очами, он хотел остановиться
У Агасферовых дверей, дабы,
К ним прислонившись, перевесть на миг
Дыханье. Агасфер стоял тогда
В дверях. Его он оттолкнул от них
Безжалостно. С глубоким состраданьем
К несчастному, столь чуждому любви,
И сетуя о том, что должен был
Над ним изречь как бог свой приговор,
Он поднял скорбный взгляд на Агасфера
И тихо произнес: «Ты будешь жить,
Пока я не приду».
    Итак, Агасфер, так называемый Вечный Жид, обречен скитаться по земле из века в век, до второго пришествия Иисуса Христа.  В некоторых источниках говорится,  что сказания о нем сохранились у Евангелистов в Страстях Господних.  Надо сказать, что я, работая над этим материалом, не нашла  у Евангелистов никакого упоминания об Агасфере.
    Но, возможно, Агасфер – это  ученик Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, стих 21:  Иисус говорит ему (  ап. Петру):  «Если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что до того? Ты иди за мною». И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет, но Иисус не  сказал ему, что не умрет, но: «Если я хочу, чтобы он пребыл,  пока приду, что  тебе до того?».
     Может быть это   и дало  повод к легенде о « Вечном Жиде».
 И у разных народов он назван по- разному. Агасфер, Картофиль, Малх. У тюрков даже Джидай-хан.
   Человек обреченный на вечную жизнь, скитания в ожидании пришествия Иисуса, который спасет его таким благодеянием, как смерть. Смерть- избавление от земных тягот и  испытаний.
   Но , также в Евангелии , от всех четырех авторов, приведены слова Иисуса:  «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого глядящего в царствии  своем» .Это истолковывается  так:  бессмертие наоборот дается в награду за  заслуги, как награда, а не как наказание.
     Главный источник  литературных обработок легенды об Агасфере – романская легенда о Буттадее (ударять Бога).
     Многие авторы  обращались к этому  историческому? – персонажу.  И у всех у них толкование этой легенды -  размышления о  жизни и смерти.  Так у Василия Жуковского, отрывком  из баллады которого  «Агасфер» начато наше повествование говорится, что Агасфер движется  к постижению христианских истин и достигает высот духовных.
    В  1825-1830г.г.  19 века  А.С. Пушкин написал стихотворение «В еврейской хижине лампада», в котором прослеживается появление Агасфера в виде странника, тогда же он  ознакомился  с произведением об Агасфере  французского писателя  Эдгара Кине, смыслом которого было  примирение героя  с Богом. Те же идеи – основа творения Вильгельма Кюхельбеккера в  философской поэме   «Агасфер».
    Гете  работал над поэмой об Агасфере. Но не закончил. Причины неизвестны.
  Великий английский  поэт-романтик Перси Биши Шелли в произведении «Монолог Вечного Жида» пишет:
                …Я кары требую своей!
                Тиран! И я твой трон хвалой украшу
                Лишь дай  испить желанной смерти чашу…
   Бессмертие- давняя мечта  человечества. Но никто не задумывался над тем, что оно может обернуться проклятием. И Агасфер тщетно молит Бога об избавлении от проклятия. Не смерть, а жизнь ужасна!
   В ХХ веке  история  о Вечном Жиде интересовала   многих авторов. Французский  поэт Гийом Аполинер в новелле «Парижский прохожий» упоминает Агасфера. Габриель Гарсия Маркес в  книге «Сто лет одиночества»,  Станислав Лем,  Акутагава Рюноске…
 
        « Пушкин, творя, преображался. В его знакомом европейском лице проступали пыльные морщины Агасфера, из глаз смотрела мудрость тысячелетий…». Почему пришла мысль повести эту параллель?
        Вечный  странник, не по воле Божией,  а по собственному складу характера. Натура нервная,  эмоциональная и живая. И неотвратимая гибель его, к которой он шел  решительно и бесстрашно,  явилась попыткой ответа на мучивший его вопрос бытия среди людей.
    В Пушкине соединились титанические  и божественные начала, но, все же, он был человеком и жизнь его, как и каждого из нас, зависела от множества  случайностей.
     История закольцовывает свои  легенды, которые претворяются в жизни реальных людей.


Рецензии