Агасфер. Бессмертие как проклятие
Когда-то пушкинист Михаил Гершензон оригинально обрисовал внешность Александра Сергеевича Пушкина: « Пушкин, творя, преображался. В его знакомом европейском лице проступали пыльные морщины Агасфера, из глаз смотрела мудрость тысячелетий…».
Кто же такой Агасфер… и почему он мудр тысячелетней мудростью?
Это вовсе не существо из ряда демонов, таких, как Люцифер, Асмодей или Вельзевул… Вполне реальный человек, живший, судя по легенде, одновременно с Иисусом Христом и получивший наказание за нравственное преступление.
Легенда об Агасфере, воплотившаяся в балладу Василия Жуковского (1852г.) повествует о трагическом моменте в жизни Иисуса:
Он нес свой крест тяжелый на Голгофу;
Он, всемогущий, вседержитель, был
Как человек измучен; пот и кровь
По бледному его лицу бежали;
Под бременем своим он часто падал,
Вставал с усилием, переводил
Дыхание, потом, шагов немного
Переступив, под ношей снова падал,
И наконец, с померкшими от мук
Очами, он хотел остановиться
У Агасферовых дверей, дабы,
К ним прислонившись, перевесть на миг
Дыханье. Агасфер стоял тогда
В дверях. Его он оттолкнул от них
Безжалостно. С глубоким состраданьем
К несчастному, столь чуждому любви,
И сетуя о том, что должен был
Над ним изречь как бог свой приговор,
Он поднял скорбный взгляд на Агасфера
И тихо произнес: «Ты будешь жить,
Пока я не приду».
Итак, Агасфер, так называемый Вечный Жид, обречен скитаться по земле из века в век, до второго пришествия Иисуса Христа. В некоторых источниках говорится, что сказания о нем сохранились у Евангелистов в Страстях Господних. Надо сказать, что я, работая над этим материалом, не нашла у Евангелистов никакого упоминания об Агасфере.
Но, возможно, Агасфер – это ученик Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, стих 21: Иисус говорит ему ( ап. Петру): «Если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что до того? Ты иди за мною». И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет, но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «Если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?».
Может быть это и дало повод к легенде о « Вечном Жиде».
И у разных народов он назван по- разному. Агасфер, Картофиль, Малх. У тюрков даже Джидай-хан.
Человек обреченный на вечную жизнь, скитания в ожидании пришествия Иисуса, который спасет его таким благодеянием, как смерть. Смерть- избавление от земных тягот и испытаний.
Но , также в Евангелии , от всех четырех авторов, приведены слова Иисуса: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого глядящего в царствии своем» .Это истолковывается так: бессмертие наоборот дается в награду за заслуги, как награда, а не как наказание.
Главный источник литературных обработок легенды об Агасфере – романская легенда о Буттадее (ударять Бога).
Многие авторы обращались к этому историческому? – персонажу. И у всех у них толкование этой легенды - размышления о жизни и смерти. Так у Василия Жуковского, отрывком из баллады которого «Агасфер» начато наше повествование говорится, что Агасфер движется к постижению христианских истин и достигает высот духовных.
В 1825-1830г.г. 19 века А.С. Пушкин написал стихотворение «В еврейской хижине лампада», в котором прослеживается появление Агасфера в виде странника, тогда же он ознакомился с произведением об Агасфере французского писателя Эдгара Кине, смыслом которого было примирение героя с Богом. Те же идеи – основа творения Вильгельма Кюхельбеккера в философской поэме «Агасфер».
Гете работал над поэмой об Агасфере. Но не закончил. Причины неизвестны.
Великий английский поэт-романтик Перси Биши Шелли в произведении «Монолог Вечного Жида» пишет:
…Я кары требую своей!
Тиран! И я твой трон хвалой украшу
Лишь дай испить желанной смерти чашу…
Бессмертие- давняя мечта человечества. Но никто не задумывался над тем, что оно может обернуться проклятием. И Агасфер тщетно молит Бога об избавлении от проклятия. Не смерть, а жизнь ужасна!
В ХХ веке история о Вечном Жиде интересовала многих авторов. Французский поэт Гийом Аполинер в новелле «Парижский прохожий» упоминает Агасфера. Габриель Гарсия Маркес в книге «Сто лет одиночества», Станислав Лем, Акутагава Рюноске…
« Пушкин, творя, преображался. В его знакомом европейском лице проступали пыльные морщины Агасфера, из глаз смотрела мудрость тысячелетий…». Почему пришла мысль повести эту параллель?
Вечный странник, не по воле Божией, а по собственному складу характера. Натура нервная, эмоциональная и живая. И неотвратимая гибель его, к которой он шел решительно и бесстрашно, явилась попыткой ответа на мучивший его вопрос бытия среди людей.
В Пушкине соединились титанические и божественные начала, но, все же, он был человеком и жизнь его, как и каждого из нас, зависела от множества случайностей.
История закольцовывает свои легенды, которые претворяются в жизни реальных людей.
Свидетельство о публикации №225060301202