Случайные и неслучайные опечатки

80-ый юбилейный год Победы! Уже четвёртый год идёт СВО (специальная военная операция), а фактически война с нацистской, фашистской Украиной. В конечном счёте, почти со всей возрождающей фашизм Европой. На нашей курской земле фашиствующие украинцы творили те же насилия, зверства, что и оккупанты в годы Великой Отечественной войны.
    В эти предпраздничные дни мне почему-то вспомнился эпизод из детства, услышанная мной радиопередача. Видимо, это был или канун, или сам день Победы 9 мая.
    Тот памятный праздничный день 9 мая являлся рабочим днём.
(Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947г. был отменён предыдущий, просуществовавший два года, Указ от 8 мая 1945г.о нерабочем праздничном дне 9 мая. Только через 17 лет в 1965 году, в период руководства страной Л.И. Брежнева 9 мая день Победы снова получил статус праздничного нерабочего выходного дня. Это возвращение было приурочено к 20-летию Победы СССР над фашистской Германией)
    Вспомнившийся день, был тёплым, солнечным, цвела сирень, а мне было лет восемь. Из репродуктора послевоенного времени «чёрной тарелки» я услышала в радиопостановке о партизанах, подпольщиках. Мне из той передачи запомнился необычный для того моего возраста эпизод о том, что в какой-то газете было написано с ошибкой название города Ленинград и что за это человека, сделавшего её посадили в тюрьму.
    И ещё, во время войны в оккупации в немецкой газете на русском языке, толи тот же человек, толи другой (не помню) допустил похожую ошибку. И того человека от расстрела спасли подпольщики.
Как эти два, запомнившиеся мне эпизода были связаны между собой, что было дальше... из той передачи больше ничего не помню. Не могу даже понять: почему, мне маленькой девочке, запомнились именно эти эпизоды передачи. Предположу: может быть в школе на уроке письма, русского языка учительница говорила, что надо писать правильно, грамотно без ошибок.
    Эти воспоминания заставили меня задуматься, а какова могла быть судьба, у человека дважды совершившего роковые ошибки. Потому решила продолжить его историю о предвоенном и военном времени. Времени, в котором жили мои родители, а меня ещё и в проекте не было.
    Середина 70-х годов 20 века. Небольшой старинный, когда-то купеческий городок, побывавший в фашистской оккупации полтора года. При отступлении ими взорванный и сожжённый дотла. (стихотворение Константина Симонова «Я помню в «Вязьме старый дом...»)
    Май цветёт черёмуха, по народным приметам всегда в это время холодает. Канун дня Победы, после обязательных субботников, город похорошел и помолодел.
    Проходят предпраздничные городские мероприятия. Ветеранов войны, партизан приглашают на встречи, митинги, концерты. Прошло тридцать лет с той военной поры. Древний город залечил свои раны. Не осталось тех развалин, пустующих коробок зданий без крыш, с обвалившимися печными трубами, зияющих глазницами выбитых окон.
    Восстановители конца 40-х, 50-х и 60-х годов снесли развалины, неподлежащие восстановлению, а то, что можно было использовать бережно отремонтировали… Восстановили даже барочные архитектурные детали купеческих домов 18-19 веков. И это тогда, когда не хватало строительных материалов и когда, казалось бы, проще срубить старинные наличники, карнизы, арочные проёмы, своды. Благодаря тем, кто трудился в то послевоенное время, город не утратил свою старинную привлекательность, самобытность. Из более, чем двадцати церквей 17-19веков, уцелела половина и когда не хватало  помещений, то их использовали для городских хозяйственных, административных нужд: архива, музея, складов и т.п.
    В городской типографии и редакции газеты «Ленинский путь», совместно использующих одно из таких восстановленных двухэтажных зданий, чествовали своих ветеранов войны и труда. В честь праздника в Красном уголке с неизменными трибуной и президиумом награждали за хорошую работу грамотами и ценными подарками сотрудников типографии и редакции. Работники печати на торжестве были с жёнами и детьми. Награждались подарками и выступали с воспоминаниями, заранее приглашённые ветераны Великой Отечественной войны. Они рассказывали о том, как воевали, как работали в первые трудные послевоенные годы.
    Затем предполагался праздничный концерт, подготовленный силами совместного коллектива и участников самодеятельности местного Дворца культуры. Все приглашённые уже выступили, готовились перейти к концерту...
    Как кто-то из зала напомнил, что забыли послушать ещё одного ветерана войны, труда, партизана. Раздались голоса: «Иван Фёдорович! Расскажи, как партизанил, трудился в нашей типографии». Пожилой пенсионер отказывался выступать, говорил, что рассказывать особенно нечего, воевал и работал, как все. Тогда кто-то из старых работников типографии выкрикнул: «Пускай, расскажет, как работал перед войной и в оккупации. И как пострадал из-за ошибок в наборе, допущенных по недосмотру и попавших в печать.»
    Нехотя старый рабочий начал свой рассказ: «Был я молодым парнем, приняли меня тогда, в недавно открывшуюся типографию, в начале учеником, потом стал наборщиком. И однажды в ночную смену я совершил роковую ошибку: в слове Ленинград пропустил букву «р», что получилось сами понимаете. Утром в готовом номере обнаружилась опечатка. Как я ни оправдывался, ни объяснял свою оплошность... меня и со мной корректора объявили врагами народа. Дальше тюрьма, а потом лагеря... Вот такое тяжёлое было время. Перед самой войной я вернулся домой. Вскоре пришли немцы. Было страшно, голодно, холодно. В первые месяцы оккупации один за одним от голода и болезней умерли мои родители. На руках у меня остались младший брат и совсем маленькая сестра.
    Немцы открыли типографию. Откуда-то узнали, что я работал наборщиком. Не спрашивая моего согласия, велели выходить на работу. Посчитали благонадёжным, ведь сидел при советской власти. Для населения на русском языке стали печатать газету в пропагандистских целях. В ней же распоряжения, всякие объявления, сводки и т.п. Вскоре ко мне обратились люди, знавшие меня по довоенному времени с просьбой достать шрифт для подпольной печати сводок информбюро. Понемногу, незаметно стал брать для подпольщиков шрифт.
    И здесь снова со мной произошла роковая ошибка, которая мне уже могла стоить жизни. В статье, возносивший немецкий порядок в слове историческая речь Гитлера, я набрал вместо «о» «е» и получилось истерическая. Опечатка обнаружилась, когда весь тираж был напечатан. Подполье срочно, рано утром, перед рассветом, нас с братом и сестрой тайными путями отправили к партизанам. Если бы не подпольщики, то утром меня забрали бы в гестапо и расстреляли бы после пыток, и не только меня, но и родных.
    В партизанах воевал как все: в стычках с оккупантами, в группе с другими совершал диверсии на железной дороге, подрывал эшелоны с вооружением и выполнял иные боевые задания.
    После освобождения города, в марте 43 года вернулся снова в типографию, где работал до пенсии. Ещё в отряде познакомился с девушкой, женился, она тоже работала здесь, в типографии. Родились сын и дочь.
    «Про сына, про сына расскажи...»  - требовали слушатели из зала. Да, что рассказывать, вы и так знаете. Он тоже пришёл работать в типографию, нашёл девушку в редакции. И однажды допустил ошибку уже «по семейной традиции», но не случайно, а преднамеренно: в рубрике главного редактора газеты совершил опечатку и набрал вместо кабинет – «кабилет». Вы же помните, какой был скандал. Все знали, что главный редактор был очень охочий до молоденьких девушек, приставал к ним, не пропускал ни одной юбки. Но время уже было другое, и после совместного собрания, где коллективы выступили в защиту моего Сергея, главреда понизили в должности, а потом он совсем уехал. Ну, вот я вам всё рассказал». Аплодисменты были ему наградой.
    Иван Фёдорович прожил долгую жизнь, его сын стал директором той типографии, а правнук известным журналистом международником.  Правнук снова уже в 20-х годах 21 века в одной из публикаций, говоря о французском президенте назвал его Микрон, т.е. вместо «а» «и». Это было справедливо и точно характеризовало ничтожную личность этого президента Макрона.


Рецензии
Дорогая Надежда, мне очень понравилась Ваше очень детальное произведение искусства.
Я согласна с Вами - писать надо грамотно, чтобы не было потом мучительно больно от безысходности сложившейся ситуации.
Спасибо Вам! Желаю Вам и Вашей семье всего самого наилучшего!

Лиза Молтон   13.06.2025 19:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.Главное, несмотря на обстоятельства оставаться человеком, любить свою Родину, без громких слов.

Надежда Турчина   13.06.2025 20:00   Заявить о нарушении