И. Гончаров о полезных для России качествах людей

М. Шульгин, Сочи 2025
По роману И. Гончаров, Обломов"

 
      И. Гончаров, озабоченный распространением обломовщины в России (благодушием и леностью русских людей), высказывает свою социальную позицию так: «Деятели издавна, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее. Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!
     В романе Обломов автор рисует позитивный для молодежи образ человека, каких ждет сонная Россия и какими, к сожалению, были единицы. Этим героем является Шольц.

       ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА

       1. Прежде обозначим позитивные условия для его становления

       «Он воспитывался в семье, в которой отец был практичный немец и приучал его к труду и бережливости, а мать служила гувернанткой в богатом доме и приобщала его к литературе и музыке.
 
       2. Он был физически развит и весь был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.

       3. Оставался спокойным, не суетливым, выдержанным

«Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

       4.  Умел управлять своими чувствами и настроением

«Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».
    
       5. Был нравственно благополучен 

«Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые узлы» (результат гармонии в семье – отец практичный жесткий, мать эстетически развита).
      
      6. Был целеустремлен и бережлив

«Он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца» (результат воспитания и наследственности).

      7. Причину страданий искал в себе, а не перекладывал на других и судьбу

«Он страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил горести терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не «вешал, как кафтан, на чужой гвоздь».

       8. Не упивался радостью от успехов

«С радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком; не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения».

       9.  Стойко переносил трудности, не искал обходных путей

«Понимал всю трудность возникающих задач, был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».

       10. Избегал неопределенностей, мечтаний и полагался на опыт

«Больше всего он боялся неопределенностей воображения, мечтаний, стараясь быстрее от них освободится. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман»

       11. Не искал чувственных забав, романтики и разнообразия

«У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотить в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед».

       12. Не увлекался чрезмерно свободой, красотами жизни и красавицами

«Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным. Не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей».

       13.  Стремился пройти все периоды жизни достойно

Штольц говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня.

      14. Выше всего ставил настойчивость в достижении целей

В итоге, перечислены качества человека, к которым можно стремиться. И большая роль, похоже ведущая, отводится воспитанию: трудолюбия, целеполагания, чувственности и нравственности.
      Но кто всем этим будет заниматься? – Учителя, родители, психологи? И кто всем этим воспитанием будет управлять?
      
      Вопрос: стало ли сегодня в век рыночных отношений таких героев больше?
И обладают ли они всеми заявленными Гончаровым качествам личности?
Какими обладают, в какой мере, а какие попадают в категорию ущербных?
 - Это тема заявлена для анализа и размышления читателя...


Рецензии
Полезные советы.Я очень ленивый,чтобы использовать все пункты. В своей жизни,уже 86 год, руководствуюсь четырнадцатым наставлением.
С уважением,

Радиомир Уткин   09.06.2025 14:59     Заявить о нарушении