И. Гончаров о полезных для России качествах людей
По роману И. Гончаров, Обломов"
И. Гончаров, озабоченный распространением обломовщины в России (благодушием и леностью русских людей), высказывает свою социальную позицию так: «Деятели издавна, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее. Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!
В романе Обломов автор рисует позитивный для молодежи образ человека, каких ждет сонная Россия и какими, к сожалению, были единицы. Этим героем является Шольц.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА
1. Прежде обозначим позитивные условия для его становления
«Он воспитывался в семье, в которой отец был практичный немец и приучал его к труду и бережливости, а мать служила гувернанткой в богатом доме и приобщала его к литературе и музыке.
2. Он был физически развит и весь был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.
3. Оставался спокойным, не суетливым, выдержанным
«Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».
4. Умел управлять своими чувствами и настроением
«Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».
5. Был нравственно благополучен
«Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые узлы» (результат гармонии в семье – отец практичный жесткий, мать эстетически развита).
6. Был целеустремлен и бережлив
«Он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца» (результат воспитания и наследственности).
7. Причину страданий искал в себе, а не перекладывал на других и судьбу
«Он страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил горести терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не «вешал, как кафтан, на чужой гвоздь».
8. Не упивался радостью от успехов
«С радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком; не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения».
9. Стойко переносил трудности, не искал обходных путей
«Понимал всю трудность возникающих задач, был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг».
10. Избегал неопределенностей, мечтаний и полагался на опыт
«Больше всего он боялся неопределенностей воображения, мечтаний, стараясь быстрее от них освободится. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман»
11. Не искал чувственных забав, романтики и разнообразия
«У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотить в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед».
12. Не увлекался чрезмерно свободой, красотами жизни и красавицами
«Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным. Не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей».
13. Стремился пройти все периоды жизни достойно
Штольц говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня.
14. Выше всего ставил настойчивость в достижении целей
В итоге, перечислены качества человека, к которым можно стремиться. И большая роль, похоже ведущая, отводится воспитанию: трудолюбия, целеполагания, чувственности и нравственности.
Но кто всем этим будет заниматься? – Учителя, родители, психологи? И кто всем этим воспитанием будет управлять?
Вопрос: стало ли сегодня в век рыночных отношений таких героев больше?
И обладают ли они всеми заявленными Гончаровым качествам личности?
Какими обладают, в какой мере, а какие попадают в категорию ущербных?
- Это тема заявлена для анализа и размышления читателя...
Свидетельство о публикации №225060900837
С уважением,
Радиомир Уткин 09.06.2025 14:59 Заявить о нарушении