Ленинград, 1976 год впервые в студентах. глава пер
глава первая
часть вторая повести « Воейково — Ленинград»
Полностью совершенно не помню первого своего студенческого дня в институте, -
ни «выдающихся» собственных впечатлений, ни особенной яркости отдельных элементов вроде бы обязательной памяти, свойственной людям после подобных событий.
Могу лишь логически выстроить примерную последовательность наших и по отношению
к нам, студенчеству первого курса дневного отделения ЛЭИС, действий того солнечного и удивительно приятного для Ленинграда тёплого дня, имени которого
не вспомнить, - имеет ли значение название дня недели …
Чётная сторона набережной реки Мойка неподалёку от Невского проспекта ;
ещё зелёные плотные листья на высоких деревьях пока что не признали прихода сентября.
Прямо напротив, через неширокую, в каменных берегах, реку Мойка видны здания
Ленинградского педагогического института имени Герцена,-там тоже много молодёжи :
в основном девушки и женщины.
К восьми ли, к девяти ли часам утра сначала вблизи основного входа в комплекс зданий Ленинградского электротехнического института связи имени профессора Бонч-Бруевича, а затем в не так и маленьком фойе первого этажа происходило весьма шумное и радостное перемещение молодёжи разных возрастов : недавние выпускники
и выпускницы общеобразовательных школьных десятых классов ; лица чуть постарше были из числа прошедших дневные и вечерние подготовительные отделения
при институте.
Были и те, кто имея трудовой стаж, не проходя восстановительное обучение
на курсах, на подготовительных отделениях, самостоятельно подготовились
и так же успешно прошли вступительные экзамены.
( Всё это знаю из своего опыта : лето 1972 года, после школы я поступал сначала
в высшее военное училище, а затем в этот же ЛЭИС.
Недобор одного балла на четвёртом экзамене лишил меня возможности стать студентом
и «запретил» поездку в обязательные тогда для первокурсников дневных отделений действительно ознакомительные, - ради знакомства в студенческой среде посредством трудовых отношений, - путешествия в сентябре месяце на помощь советскому сельскому хозяйству.
Общение с «чуть иной» жизнью обязательно приносило пользу в виде новых знаний
о самих себе и о тех, с кем предстояло далее учиться в одной студенческой группе,
на одном студенческом потоке, на одном курсе.
А самое главное, позволяло сделать верный выбор при заселении в комнату студенческого общежития. )
Не помню, поздравляли ли нас, новеньких, каждую группу в отдельной аудитории,
или же было нечто похожее на актовый зал института ; мог быть и достаточно большой собственный спортивный зал.
Вручение студенческих билетов и зачётных книжек, знакомство с кураторами групп,
объявление о назначении старосты каждой студенческой группы, расписание занятий
и номера аудиторий, информация для иногородних : куда обратиться за получением
направления в общежития.
*
Наша студенческая группа насчитывала примерно двадцать пять человек.
Состав смешанный : недавние школьницы и школьники, заметно юные ; выпускники
и выпускницы дневных подготовительных отделений.
Среди имеющих трудовой стаж, - в том числе и прошедших обучение в ДПО, -
тоже были так называемые «направленники» : после защиты диплома они обязаны вернуться на предприятия и в организации, от которых были отправлены на учёбу
с гарантированным получением студенческих стипендий плюс пятнадцать процентов надбавка, - при условии прохождения сессий даже на «тройки», на положительные в общем-то оценки.
( В "семидесятые" и в дальнейшие годы обычная в Советском Союзе студенческая стипендия была размером в сорок рублей ;
"направленники" получали сорок шесть рублей.)
Пример не только возрастной особенности : прошедшие воинскую службу в Советской Армии и на Советском Военно-морском флоте имели возраст, соответственно,
двадцать лет и двадцать один год, - если были призваны в восемнадцать лет.
То есть, на момент зачисления нас в студенты в сентябре 1976 года мы были старше школьников и школьниц «аж» на четыре года, и, некоторые ребята, чуть больше, -
не фора, но ощутимая разница в мировозрении, в поведении.
Конкретно в моей, в нашей, студенческой группе, обучаемой по специальности
многоканальная электрическая связь( МЭС ), было порядка пяти или шести человек, знакомых по общению и по учёбе в загородном Воейково : двое молодых мужчин и три-четыре представительницы женского рода.
Все остальные будущие инженеры-связисты то недавние школьники\школьницы,
то имеющие минимально один год трудового стажа представители обоих полов ;
несколько ребят тоже прошли воинскую службу, - но не из числа наших знакомых
по Воейково.
Не интересовался пропорцией «местные\приезжие», поскольку это не имело отношения к самой учёбе, к происходящему в группе в учебное и во вне учебное время.
При распределении выпускников ДПО-Воейково по студенческим группам нашего мнения
не спрашивали, и мы до первого своего полноценного студенческого дня
не имели понятия с кем именно нам предстоит знакомиться, учиться и общаться, - общаться нормально или формально.
Так что прибыв на разведку тридцатого или тридцать первого августа 1976 года
в основное здание ЛЭИС, я впервые увидел вывешенные в фойе первого этажа, на доске учебных расписаний, списки групп по всем тогда существующим специальностям.
Увидев знакомые фамилии в списке моей группы, я был рад тому, что знаю всех пятерых или шестерых представителей ДПО-Воейково.
В первый наш учебный день, после приятного признания самих себя студентами, начались занятия, но они в основном были ознакомительными :
«введение в специальность» ; список учебников и пособий из числа тех,
которые можно получить в библиотеке института ;
расписание занятий по аудиториям и по этажам зданий ; напоминание о прохождении
в поликлинике института обязательной медкомиссии ; для иногородних получение направлений в конкретные общежития, достаточно отдалённые от ближней к институту части набережной реки Мойка, от центра Ленинграда.
Другим важным событием того первого студенческого сентябрьского дня
стало путешествие в назначенное для проживания общежитие : на проспекте, -
или на улице? - имени Маклина.
Недалеко от Театральной площади( театр оперы и балета имени Кирова ),
чуть в стороне от проспекта Декабристов, чуть дальше знаменитого физкультурно-спортивного института имени Лесгафта.
Коменданта общежития не помню ; заселяться приехало больше двадцати человек.
Всех поселили в одной(!) большой и неуютной комнате на втором вроде бы этаже.
Из этого количества большинства прежде незнакомых молодых людей часть
прежде проживала в нормальных комнатах ДПО-Воейково, рассчитанных на пятерых постояльцев, и для нас, привыкших там к действительно хорошим условиям,
явилось сильнейшим шоком печальное знание о предстоящем дальнейшем быте
в такой стеснённости, человеческой и жилищной.
Само собою, никто из новых жителей этой почти казарменной комнаты не привёз личных вещей, и, после получения постельного белья, одеял, вольного распределения мест в виде металлических панцирных кроватей, запоминания своих тумбочек
и платяных шкафов, все разъехались кто куда.
Лично я заранее знал, что вернусь в город Пушкин( Детское Село ; Царское Село)
за своими вещами, что сообщу дяде и его семье о новом моём адресе в самом Ленинграде, что останусь в квартире дяди, проходящего воинскую службу полковника ПВО, ночевать, и, забрав самое на первое время необходимое из моих вещей, назавтра с самого утра поеду сначала на учёбу, в институт, - предварительно сдав вещи в камеру хранения на Витебском железнодорожном вокзале, - и лишь после занятий, забрав свой скромный багаж, начну обживаться в такой изначально неуютной комнате выделенного иногородним общежития …
( Про особенности этого вынужденного студенческого жилья расскажу чуть погодя. --- В следующей главе. )
Эту же главу завершаю сообщением о приятном событии, о замечательной встрече в один из сентябрьских дней с дорогими для меня людьми. -
На несколько дней приехали в Ленинград из Балаково Саратовской области
Людмила Даниловна и Володя, её единственный сын, мой друг, на тот момент завершающий учёбу в Казанском авиационном институте.
Узнав из нашего междугороднего телефонного общения об их прибытии в Ленинград,
об их желании встретиться со мной, мы условились встретиться во второй половине
одного из дней сентября на определённом месте : возле Мемориала
«Разорванное блокадное кольцо», недалеко от станции метро «Московская».
Ленинградский сентябрь одна тысяча девятьсот семьдесят шестого года ...
14.06.2025
Свидетельство о публикации №225061401610
Читая Ваши воспоминания, я вновь будто бы окунулся в то счастливое время юности, когда после сдачи вступительных экзаменов увидел свою фамилию в первой по номеру группе принятых в студенты абитуриентов.
Был счастлив!
В институт я поступал сразу после окончания школы в 1966 году. Тот год был особенно сложным для поступления в ВУЗы. Сложным по той причине, что руководители нашего государства мнят себя специалистами во всех отраслях и областях знаний. Таким был и Никита Сергеевич Хрущёв, который решил, что молодёжь в школе должна получать какую-нибудь профессию. Для получения профессии к традиционной школьной программе в 10 лет добавили один год. В год введения этого постановления институты оказались почти без студентов. Выпуска десятиклассников не было ни в одной школе СССР. Зато, когда инициатора многих нововведений убрали с руководящего поста, то оказалось, что именно в нашем 1966 году школу оканчивали сразу два выпуска – десятиклассники и одиннадцатиклассники. Конкурс на поступление во все дальнейшие учебные заведения на увеличился почти вдвое.
И вот я в списке студентов! В «моей» группе окахались студенты из ГДР, Венгрии, Сирии и Вьетнама.
Вся процедура знакомство с институтом, руководством института и факультета, со своими товарищами по группе была примерно такая же, как и у вас - взволнованно-радостная. Стипендия у нас в то время была 35 рублей.
Для меня принципиальная разница обустройства в институте состояла лишь в том, что я был «москвичом» и мне хлопоты по размещению в общежитии не достались.
Хорошее было время!
«Зелёная»!
До новых, интересных встреч и Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 16.06.2025 13:46 Заявить о нарушении
а я в своей средней общеобразовательной школе не помню "одиннадцатых" классов.-
осталась в памяти лишь попытка ввести с пятого класса ежегодные экзамены.
может мы и сдали школьную "сессию" в пятом классе, но в дальнейшем экзамены были только по окончании восьмого класса( аттестат о неполном среднем образовании)
и по завершении всего десятилетнего для нас периода обучения в школе, -
в 1972 году, после сдачи восьми экзаменов( готовились по экзаменационным билетам), на руки выдали аттестат о полном среднем школьном образовании.
относительно вступительных экзаменов в высшие учебные заведения
и собственный опыт и опыт моих друзей показал следующее : конкурс на одно студенческое место был в зависимости от будущей специальности, от адреса института или университета, от объективности вузовской приёмной комиссии.
само собою, многое решали основные три фактора : знания абитуриента ;
его уверенность и смекалка в ходе общения с экзаменатором ;
время появления в экзаменационной аудитории, - где-то "срезали" оценки у первых партий абитуриентов, а где-то "полностью закапывали" из числа сдающих последними ; это про устные экзамены.
на письменных всё же было больше объективности в оценках.
.......
Добра и Света !
с уважением,
Александр Георгия Сын Николаев 16.06.2025 20:37 Заявить о нарушении