Екатерина II. Часть1
Первые годы послевоенного детства
Долгое время я работал внештатным экскурсоводом в одном из туристических агентств г. Сергиев Посада.
Одной из моих экскурсий была экскурсия в С-Петербурге и посвящалась она временам царствования Екатерины II.
С тех пор, когда я задумал эту экскурсию, прошло много времени, много лет.
Я родился в Ленинграде в декабре 1940 года в семье морского офицера. Большую часть блокады мы провели в Ленинграде (я, конечно, этого помнить не мог), но по рассказам родителей в начале августа 1943 года нас вывезли в Саранск. Я и этого не помню.
Благодаря стараниям Главкома Балтийского флота Кузнецова Н.Г., большая часть семей офицеров флота была вывезен не только в Саранск, но и в другие города.
И первые смутные мои воспоминания (туманные) относятся к Таганрогу, где мы оказались после Саранска. Отец остался на Балтике на своём тральщике.
Впервые я увидел его в 1946 году. Мы шли с ним по Васильевскому острову, направляясь в родильный дом, где и забрали мою сестру Татьяну. Она появилась на свет в этом родильном доме.
Большой проспект Васильевского острова представлял тогда печальное зрелище: трамваи, съехавшие с рельсов, валяющиеся на боку и оборванные провода.
Наша военная ЭМ-ка (машина легковая) пробиралась сквозь груды поваленных столбов, лежащих трамваев. Так мы добрались до набережной лейтенанта Шмидта. И уже далее по Университетской набережной доехали до Стрелки Васильевского острова, откуда переехали на Петроградскую сторону, где на улице Скороходова и располагался наш морской дом командного состава Балтийского флота.
Самое интересное, что первый мальчишка, с которым я познакомился в нашем дворе – Герка, был сыном адмирала флота. Каждый день мы с ним играли во двое, изредка пробираясь на пустырь, огороженный забором из досок. Это была часть нашего дома, в которую попала бомба при обстреле немцами Ленинграда.
А большую часть времени мы стояли с бабушкой в очереди за хлебом и прочими продуктами, которые выдавались по карточкам.
На противоположной стороне улицы за высоким забором работали пленные немцы под охраной наших военных. В щели забора были видны солдаты с автоматами и на поводках были собаки. Наблюдения наши сокращали время стояния в очереди.
Бабушка поручала мне нести хлеб, который состоял из буханки и нескольких довесков, который мне разрешалось съедать по пути домой. Хлеб был чёрный, но необычайно вкусный. Такого хлеба я больше никогда не ел в другие времена. Младший брат и сестра были в круглосуточном детском садике. Мама работала на военном заводе, который был совсем рядом с нашим домом, где трамвай поворачивал на Выборгскую сторону.
У бабушки в комнате висел портрет, где она была снята в платье, в котором вырез был оторочен мехом. Я иногда спрашивал ее: «Бабушка, это Екатерина?». Бабушка смеялась и говорила, что это она сама. Она раньше училась в институте благородных девиц.
Так начиналось моё первое представление об императрице Екатерине II, с настоящим портретом которой я познакомился уже в Эрмитаже, куда мама впервые привела меня в 9 лет.
Я тогда был просто ребёнком, и вовсе не думал, что когда-то я стану экскурсоводом, и мой автобус будет стоять на Сенатской площади, а я буду рассказывать экскурсантам о памятнике Петру I и его создателе Этьене Фальконе.
16 июня 2025 года 0час 1 минута
Вверху портрет Екатерины II, который я сфотографировал в Эрмитаже через очень много лет.
Свидетельство о публикации №225061501704
Почему я взялся писать о Екатерине. Прожив в Ленинграде достаточное количество лет, посещая не менее двух раз в месяц Эрмитаж и русский музей, я помнил с детства как мама приводила меня в Эрмитаж. Учась в институте, я одновременно изучал деятельность Екатерины II. Её кругозор, обширность познаний, интерес к просвещению, к устройству государства, восхищала меня уже с тех лет. И тогда уже я думал, что обязательно займусь изучением её деятельности более тщательно.
Спасибо Вам за оценку моих произведений.
С уважением Валерий Раппопорт 16 июня 2025 года 14-29 Успехов вам в творчестве.
Валерий Раппопорт 16.06.2025 14:29 Заявить о нарушении