Партия 2017 г ОСК РПЦ IV. Церковь и гос-во 5 ЗМП
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции правоверия как социальной веры.)
IV.5. В Церкви, созданной Господом Иисусом, действует особое право, основу которого составляет Божественное Откровение. Это право каноническое.
(В рамках религиозной культуры существует религиозной право, основанное на божественных откровениях и установлениях. Каноническим оно является для церкви, выражая отдельные нормы права, как отношение бога к праву. Но дело в том, что как развивается понимание Бога, так же развивается и понимание права и сегодня наступило время перехода к общественному праву как продукту общества на которое в равной степени может влиять и религиозное право, его культура.)
Если иные религиозные законоустановления даны для отпавшего от Бога человечества и по природе своей могут быть частью гражданского законодательства, то христианское право принципиально надсоциально. Оно непосредственно не может быть частью гражданского законодательства, хотя в христианских обществах и оказывает на него благотворное влияние, являясь его нравственным основанием.
( Правоверие принимает Бога семьи, общества и народа как данность, как неразрывную связь природы Бога и человека. Бога от человека не отделить, но подавить его влияние на человека отчасти можно и проявляется такое расхождение в социальной сфере отношений, когда воля человека и правовое сознание подавляются властными механизмами воздействия: формированием властных установлений и их утверждением как замене общественному праву. Бог семьи, общества и народа, живя в народе, является непосредственным участником формирования общественного права. Всё правоверие изначально приобретает полностью божественный характер, но при этом оно развивается вместе с самим общественным процессом, с его влиянием на право.)
Христианские государства обычно использовали модифицированное право языческого времени (например, римское право в «Корпусе» Юстиниана), поскольку и в нем содержались нормы, согласные с божественной правдой. Однако попытка создать основанное исключительно на Евангелии гражданское, уголовное или государственное право не может быть состоятельной, ибо без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может стать правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологической перспективе.
(Эта победа происходит при соединении религиозного права как правовой культуры с правовым механизмом формирования и утверждения самого права и правоверия, как социальной веры в него.)
Впрочем, предпринятый при святом императоре Юстиниане опыт христианизации правовой системы, унаследованной от языческого Рима, оказался вполне удачным не в последнюю очередь именно потому, что законодатель, создавая «Корпус», вполне сознавал границу, отделяющую порядок мира сего, который и в христианскую эпоху несет на себе печать падшести и греховной поврежденности, от установлений благодатного тела Христова — Церкви — даже в том случае, когда члены сего тела и граждане христианского государства суть одни и те же лица. «Корпус» Юстиниана на века определил правовой строй Византии и оказал значительное влияние на развитие права в России и западноевропейских странах в средневековье и новое время.
(Общественное право – институт реализации лучших представлений о праве, оно является и основой социальной веры – правоверия, которое в обыденном и социальном процессе служит простым ориентиром для поведения и отношений, а также регулирует сами отношения.)
Свидетельство о публикации №225061600106