Партия 2017 г ОСК РПЦ IV. Церковь и гос-во 3 ЗМП
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции правоверия как социальной веры.)
IV.3. Понимание того, где проходит «грань уязвления», отделяющая человека от человека, различалось в разных обществах и в различные эпохи.
(Человек от человека отделяется только в атомизированном обществе. При распространение и утверждении общественного формата социальных отношений, во всех отношениях кроме самого индивида участвует и общество: территориальное, профессиональное или другое, в чью сферу попадают соответствующие отношения, взаимодействие людей. Таким образом, при властном характере права, взаимоотношения индивидов определяются ими самими, властным правом и его силовым обеспечением. Это условия властного уложения с некоторым отличием по действующим режимом, среди которых могут быть частно-собственнические с капитало-ориентированием, суверезные – с ориентированием на всеохватывающее властное присвоение национальных ресурсов и создаваемых на национальной территории продуктов, религиозно-ориентированные и народно-ориентированные. Вопрос о форматах общественно- народного права в рамках властного уложения не ставится, такая возможность не просматривается.)
Чем религиознее человеческое сообщество, тем больше в нем сознание единства, целокупности мира. Люди в религиозно целостном обществе рассматриваются в двух планах: и как уникальные личности, пред Богом стоящие или падающие (Рим. 14. 4), а потому не судимые другими людьми; и как члены единого общественного тела, в котором болезнь одного органа приводит к недомоганию, а то и к смерти всего организма.
(Религиозность человека сегодня – это выборочное состояние отдельной части населения, тогда как право – категория всеобъемлющая, должна охватывать все население на территории страны. Религиозность ориентирована на формирование праведности верующих – они же будут верить и в право, разделять правоверие, как социальную веру. Отсутствие правоверия не позволяет сформировать цельное право для населения страны, Религиозное право действует либо в рамках полностью религиозного режима, что исключает его светский характер, либо в сочетании с другими режимами. Но если оно действует в сочетании с властным правом, но тогда попадает под его давление . Следовательно оптимальным, универсальным и естественным является сочетание правоверия с религией, вообще, уже на основе общественного права Это обстоятельство предопределяет и истинно общественный характер организации социального управления на основе самодеятельной общественной реализации коренных интересов населения.)
В последнем случае каждый человек может и должен быть судим общиной, миром, поскольку действия одного влияют на многих. Стяжание мирного духа одним праведником, по слову преподобного Серафима Саровского, приводит к спасению тысяч людей вокруг, а совершение греха одним беззаконником влечет гибель многих.
(Без общественного характера управления не развить полезное для общества и не ограничить гибельное. Создание института государства, с одной стороны - дело в развитие страны, а попадание их под контроль и управление частно-властных и колониальных режимов - дело гибельное для народов. Как пример, кризисы и войны.)
Такое отношение к греховным и преступным проявлениям имеет твердое основание в Священном Писании и Предании Церкви. «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притч. 11. 11). Святитель Василий Великий поучал страдавших от жажды и голода жителей Кесарии Каппадокийской: «И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и побит был весь полк; еще Замврий блудодействовал с мадианитянкою, и Израиль понес наказание». О том же пишет святитель Московский Киприан: «Не весте ли, яко грех людьский на князи и княжеский грех на люди нападает?».
Поэтому древние судебники регламентируют и такие стороны жизни, которые ныне находятся вне поля правового регулирования. Например, прелюбодеяние подлежало по правовым установлениям Пятикнижия смертной казни (Лев. 20. 10), а в настоящее время оно не рассматривается как правонарушение в большинстве государств. При утрате видения мира в его целокупности поле правового регулирования сокращается лишь до случаев очевидного ущерба, да и рамки последнего уменьшаются вместе с разрушением общественной нравственности и секуляризацией сознания. Например, колдовство, являвшееся тяжким преступлением в древних сообществах, ныне рассматривается правом как мнимое действие и потому не наказывается.
(Не всегда нужно подводить какие-то общественный негативно воспринимаемые поступки под проступки – правонарушения, а вот под формирование общественного мнения и позиции по конкретным проявлениям и лицам – это делать уместно. Такая деятельность – это предупреждение и всего состава правонарушений.)
Падшесть природы человека, исказившая его сознание, не позволяет ему принять божественный закон во всей полноте. В разные эпохи сознаваемой была лишь часть сего закона. Это хорошо показано в евангельской беседе Спасителя о разводе. Моисей позволил расторгать брак соплеменникам «по их жестокосердию», «от начала» же было иначе, так как в браке человек становится «одною плотью» с женою, а потому брак нерасторжим (Мф. 19. 3-6).
(Здесь, можно сказать, вопрос о социальных тенях, которые бросает на себя сам человек. Но эти вопросы должны быть предметом общественного обсуждения – это не таинства.)
Однако в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился. Например, в Десятисловии ясно сказано: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20. 12). Любая противоречащая этой заповеди светская норма делает преступником не нарушителя ее, а самого законодателя. Иными словами, человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их.
(Юридическая практика знает такое явление как легизм – это по сути принятие противоправных законов, но чтобы это было понятным и явным необходимо существование общественного права и правоверия. Корень истины находится в вере в право, в общественное право. Конкретная истина имеет своё лицо, но её можно увидеть только через позицию общества.)
Свидетельство о публикации №225061600065