Партия 2017 г ОСК РПЦ IV. Церковь и гос-во 6 ЗМП
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции правоверия как социальной веры.)
IV.6. В современном светском правосознании одним из доминирующих принципов стало представление о неотъемлемых правах личности. Идея таких прав основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием, как онтологически свободном существе. «Рассмотри окружающее тебя, — пишет преподобный Антоний Египетский, — и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, и всегда содержи сие в мысли твоей. Почему, когда они приказывают, например, убить или другое что сделать неуместное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они и мучили тело. Бог создал душу свободною и самовластною и она вольна поступать как хочет — хорошо или худо».
(Сегодня дилемма свободы человека замыкается на Бога семьи, общества и народа и на власть, распространяющую своё доминирование, как над отдельными людьми, так и народами, при этом общество изначально и постоянно является объектом принуждения или поражения. Здесь важно понимать, что только через институт ответственного и самодеятельного общества реализуется ответственная свобода человека. Бог живёт в народе, а проявляется через деятельность общества- его общественных организаций. Можно утверждать, что человек без института самодеятельного общества, без его управления и ответственности, вообще, и за человека, в частности, реальной и полной социальной свободы не получает. Это обстоятельство и определяет необходимость общественной организации социального мира людей.)
Христианская социально-государственная этика требовала сохранить для человека некую автономную сферу, где его совесть остается «самовластным» хозяином, ибо от свободного волеизъявления в конечном счете зависят спасение или гибель, путь ко Христу или путь от Христа. Права на веру, на жизнь, на семью являются защитой сокровенных оснований человеческой свободы от произвола посторонних сил. Эти внутренние права дополняются и гарантируются другими, внешними — например, правами на свободу передвижения, получение информации, создание имущества, обладание им и его передачу.
(Наличие общественного права и самой саморганизуюшейся общественной среды вместе с социальной верой – правоверием – формируют союз человека с Богом и правом.)
Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека, поработить ее. Если право сообразуется с божественной правдой, явленной Господом Иисусом Христом, то и оно стоит на страже человеческой свободы: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3. 17) и, соответственно, охраняет неотъемлемые права личности. Те же традиции, которым не знаком принцип Христовой свободы, подчас стремятся подчинить совесть человека внешней воле вождя или коллектива.
(Бог хранит принципы свободы человека, но реализуется она через формат социальных отношений, основанных на общественном праве. В вопросе обеспечения свободы человека общественное право ничем не замещается, а если такое происходит, то сама свобода или значительно ограничивается или ликвидируется.)
Свидетельство о публикации №225061600790