Саймон. Билокси-блюз. Новобранцы. 25. 02. 2025

НОВОБРАНЦЫ

Дипломный спектакль «Билокси-блюз» (25.02.2025) по одноимённой пьесе Н. Саймона студентов 4-го курса СГИИ.

Режиссёр-педагог — художественный руководитель курса, доцент Э. Н. Шевчук.

Пятеро новобранцев, молодых американских парней, прибыли поездом в «распрекрасный Билокси» на десять недель военных учений. Здесь их ждут гнилые болота Миссисипи с пиявками, москитами, пауками и змеями, жарой и дикой влажностью, а главное, сержант Марвин Джей Туми (Андрей Оторопчук) — персонифицированный ужас миссисипской ночи в армейском исполнении. Шестой солдат, Джеймс Хеннеси (Богдан Иващенко), присоединился ко взводу уже на месте.

Постановка знакомит с парнями ещё до их армейского настоящего. О каждом из них показана небольшая история, которая, словно направленный луч света, сообщает особый оттенок восприятию образа.

Кто бы мог без пролога подумать, что Джозеф Виковский (Филипп Рубителев), который, как мы убедились, действительно «сущее животное», нежно любит и трогательно заботится о своей младшей сестрёнке (Гюлю Годжаева)? Именно это знание всякий раз смягчает образ Виковского, лучшего солдата взвода, которому, как полагает начинающий мемуарист Юджин Моррис Джером (Данил Штикель), рассказчик данной истории, предстоит закончить войну с медалью «За храбрость». С этим выводом легко согласиться, просто наблюдая Виковского в казарме. «Я не подвергаю сомнению приказы, сержант! Я их выполняю!» — браво, без малейшей тени лицемерия, отвечает он Туми. Воистину рождённый для войны, этот солдат пребывает в великолепной физической форме, которой гордится. По команде «вольно» Виковский, повинуясь телесным инстинктам, начинает непринуждённо покручивать плечами, расслаблять шею; проверяет туда-сюда квадратную в руке челюсть — хорошо ли сидит, ведь жевать армейскую «жвачку» придётся именно ей; крутит запястьями, увешенными кулаками, готовыми, как и челюсть, к применению в любой момент.

Надо отметить, Виковский, как никто из остальных парней, оказался настоящей шкатулкой с сюрпризом. Чего стоит его ошарашивающая фантазия в игре Юджина о последнем желании! Это при том, что в своём дневнике Юджин характеризует Виковского как человека во всех отношениях недалёкого!

«Всю жизнь я хотел схлестнуться с женщиной, которая известна во всём мире, но ни для кого не доступна». Под россыпь клавесинной музыки перед изумлённой публикой появляется ...английская королева (Ирина Кирса). Вскоре с изысканными танцевальными па к ней навстречу выходит английский король (Иван Ковалёв). Оба в средневековом платье! Немного потанцевав, король манерно удаляется, оставляя королеву «этому тарзану Виковскому»! Слов нет, до чего сногсшибательно, но только не для всеядного Виковского — пожелаем ему удачи! Впрочем, Юджин ведёт свою игру, и, оценив своеобразие «королевской» фантазии, за банально плотские помыслы несколько снижает оценку.

В то время как «простейшее» желание Хеннеси провести последнюю неделю жизни со своей семьёй встречает полное понимание судьи. Юджин оценил искренность Хеннеси, которая совпала со зрительским ожиданием: в прологе Хеннеси вместе со своей сестрёнкой (Екатерина Солопова) готовят маме (Анастасия Астафьева) подарок на день рождения. Хеннеси поначалу не удаётся завязать на коробке бант — он умеет только «петлю» и «мёртвый узел». Но подарок оформлен и вручён счастливой маме, которая зовёт любимых детей завтракать. Мы чувствуем, как все они близки и дороги друг другу. Хеннеси скромен, отзывчив и рассудителен. Его небольшая по объёму роль вызывает симпатию. Тем сильнее удар сценической реальности, когда Туми с расколотой болью головой приходит среди ночи арестовать Хеннеси за преступление против нравственности. Весь взвод потрясён, Туми тоже, да и сам Хеннеси перед товарищами сгорает со стыда. Вот они, черти тихого омута…

Зато Рой Селдридж (Игорь Ромыш) идёт в свой город Изумрудный, по справедливому замечанию Юджина, одной прямой дорогой совершенно непоэтических фантазий. «Кити, Кити!» — с пошловатой интонацией обращается он в своей предистории к проходящей девушке (Анна Симачёва), катит ей мяч. Девушка не растерялась. Она, словно срисованная с плакатов «американской мечты», призванных воодушевлять на подвиги молодых героев, подразнив в ответ, смеётся над ним.

Селдридж — отличный спортсмен, однако зациклен на недостатке женского внимания настолько, что видит себя как в кривом зеркале. Его эротические тараканы породили самую что ни на есть утилитарную фантазию, за которую в игре Юджина он получил законный средний балл. Семь миллионерш из голливудского кино, изнывающих от любви к нему, на которую он по-стихийному щедр, подносят «завоевателю» каждая по кейсу, в котором, о счастье Селдриджа, в каждом, по миллиону долларов! Не отдавая себе отчёт, Селдридж мечтает о роли жиголо и никак не может догнать, почему остальные не восхищаются его запросами. Как пишет в своём дневнике Юджин, по ночам Селдриджу снится какая-то Луиза, которая оказалась его мамой, но это уже область Фрейда, армия не будет цепляться за подобные заусеницы. Главное, Селдридж отлично годен физически, настроен вызывающе натурально, от своих «охмурительных» фантазий он и сам, похоже, не особо страдает. Быть может, будь Селдридж хоть немного более развит в плане общего образования и культуры, он бы имел более поэтический взгляд на отношения мужчины и женщины.

Однако кому не откажешь в щепетильной вдумчивости к институту брака, так это Дональду Карни (Владислав Руковишников). Женитьба, считает он, дело серьёзное. Японская граната — разом всему конец, а брак — это долгие годы...

Карни — юноша восторженный. Его предыстория, последняя встреча с Чарлин (Ева Чубукова), наполнена тихой грустью обоих. Но Чарлин всё для себя решила: ей нравится Карни за добрый нрав, за любовь к лёгкой музыке, за нежность, но ей нужен мужчина иного склада. Она дарит Карни шикарную ковбойскую шляпу, такую, о какой он мечтал, и надеется, что в жизни ему повезёт. Но пока Карни призрачно влюблён в свою мечту о работе в городском мюзик-холле и контракте со студией звукозаписи «Декка Рекордс». Не забыты четыре тысячи девчонок в зале, которые от него без ума. В игре Юджина он, восхищённый собственной фантазией, под швабру вместо микрофона действительно «классно» исполняет популярный шлягер. Стать звездой для него — это разом решить все проблемы, а не наоборот. Тенденция тупиковая, учитывая, что Карни мечтать-то тихо мечтает, но ...не верит в свою мечту и всячески уходит от самоанализа. Однако судьба даёт ему шанс в виде дневника Юджина, умыкнутого Виковским из незапертой тумбочки. Признание автора становится для Карни откровением: «Если бы я когда-нибудь попал в беду, Дон Карни был бы последним человеком, к которому я обратился бы за помощью». Такого о себе мнения Карни услышать, точно, не ожидал… Но Юджин как по нотам расписал нерешительность приятеля, и тот, наконец, понял, почему от него ушла Чарлин. Возможно, теперь в его жизни появится новая цель — как следует проработать характер, чтобы товарищи даже на войне могли на него положиться. Тем более, что волей судьбы в одном взводе с ним оказался человек воистину запредельно решительного характера — Арнольд Эпштейн (Сергей Мальцев).

Уникальный юноша Арнольд Эпштейн, как мы знаем из его пролога, завсегдатай публичной библиотеки Нью-Йорка. Библиотечная дама, миссис Иоффе (Дарья Ковалёва), пятый раз выдаёт Арнольду все четыре тома «Войны и мира». «К шедеврам хочется возвращаться вновь и вновь!» Мы не сомневаемся, что Арнольд успел прочитать бездну книг не только третьего этажа публичной библиотеки, но множество других изданий самого разного направления. Не возникает сомнений, что Арнольд плотно ознакомился с Общевойсковым уставом ВС США, если он по случаю свободно цитирует даже Правительственную инструкцию, уверенно разъясняет различные юридические термины и ситуации.

В игре Юджина одержал победу Арнольд. Претерпевая и перемалывая свои страдания, он единственный угадал общее, коллективное желание — наказать Туми, перед всем взводом заставить его отжиматься двести раз. Все единодушно сочли эту идею колоссальной. Жажда мести была всеобщей и, можно сказать, космической. Классический случай: когда говорят пушки — музы молчат. Фантазия Юджина о любви к идеальной девушке не смогла пробиться к сердцам уже без пяти минут настоящих солдат.

Образ Арнольда Эпштейна не только среди товарищей, но и в глазах сержанта Туми претерпел грандиозную метаморфозу. Из жалкого, больного гастритом, несчастного в своей неприспособленности к военной службе интеллигентного еврейского юноши он превратился в уважаемого всеми политического тяжеловеса, настоящего боевого моржа, сразится с которым не зазорно самым матёрым адептам системы. Мы видим, как Арнольд становится неформальным духовным лидером взвода, взявшим вверх даже над своим армейским командиром — сержантом Туми. История об Арнольде Эпштейне и есть идейный стержень произведения. Остальные персонажи, взаимодействуя с Арнольдом, обеспечивают развитие содержания мемуаров Юджина Джерома, личная тема которого всего лишь повод для повествования о настоящем герое — Арнольде Эпштейне.


Рецензии