Женщина в любви. Мария Каллас
«После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше», – такую эпитафию выдал оперный критик Пьер-Жан Реми.
Мария Каллас родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке. При рождении ей дали имя Мария София Сеселия Калогеропулос.
Рождению Марии предшествовала трагедия. В семье Калогеропулос умер от тифа сын Василий. Семья, чтобы справиться с горем покинула Грецию и поселилась в Нью-Йорке, где Георгий Калогеропулос стал владельцем аптеки.
Мать Евангелия всю беременность ходила в трауре и молила бога дать ей мальчика, который стал бы утешением, но родилась девочка. Евангелия четыре дня отказывалась взять новорожденную на руки, вина которой была только в том, что она не мальчик.
Любимицей семьи была старшая дочь Джеки, которая росла красавицей, а Мария была полненькой и носила очки.
В доме было пианино и когда Джеки стала учиться игре на фортепиано, Мария слушала ее занятия за закрытыми дверьми и быстро схватывала все, что проходила сестра.
В 1928 году Марию сбил автомобиль.Пятилетняя девочка пролежала в коме три недели. Но даже это не заставило родителей изменить отношение к младшей дочери.
Марию родители не любили, хотя не обижали, кормили, выполняли родительский долг. Когда обнаружилось, что у девочки абсолютный слух и красивый голос, родители наняли учителя по вокалу. Правда, постоянно попрекали Марию, что они оплачивают уроки. Но это ерунда по сравнению с тем, что девочка занималась любимым делом – пением.
В 1937 году Георгий Калогеропулос разорился. Евангелия забрала дочерей и вернулась в Грецию. Через знакомых она устроила прослушивание Марии в Афинской консерватории. Занималась Мария у испанской певицы Эльвиры де Идальго. Легендарная оперная певица называла свою юную ученицу «феноменом» и отмечала исключительные способности: «Она внимательно слушала всех моих учеников, сопрано, меццо-сопрано, теноров… Она легко могла бы исполнить всё это». Позже Марию за это свойство голоса прозвали «четыре голоса в одном горле». Голос Каллас был редчайшим – «безграничное сопрано». Красота голоса такого типа включает в себя: широту диапазона, насыщенное звучание, сверхъестественную подвижность голоса, плотность звукового потока.
В 1939 году Мария в студенческой постановке оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» исполнила партию Сантуццы
В 1941 году Каллас дебютировала в Афинский опере, исполнив партию Тоски в одноименной опере Джакомо Пуччини. Зрителей приводила в восторг уникальная манера певицы. В среднем диапазоне у нее появлялся приглушённый тембр, он очаровывал публику колючестью и делал узнаваемым. Легендарный оперный певец Марио Дель Монако отзывался о Марии: «С годами Каллас сумела превратить свой изъян в преимущество. Ей удалось утвердить собственный стиль».
Успехи Каллас омрачила Вторая мировая война, когда приходилось выживать. Мать Марии – Евангелия – стала проституткой, обслуживая немецких и итальянских солдат за деньги. Дочерей она тоже хотела вовлечь в работу. Красавица Джеки поддалась уговорам матери, а Мария смогла уговорить солдат, чтобы они платили ей за пение. Мария выучила итальянский и использовала вокальное искусство, чтобы помогать другим.
Автор биографической книги Линдси Спенс «В роли дивы: Скрытая жизнь Марии Каллас» писала:: «Однажды нацистские офицеры пришли в ее квартиру, где она укрывала двух британских солдат. Каллас исполнила арию из «Тоски», чтобы отвлечь фашистов, и британские солдаты спаслись».
Каллас не смогла простила свою мать за то, что та решила «продавать» своих дочерей нацистским солдатам. Она говорила: «Если бы она была для меня настоящей матерью давным-давно, я бы дорожила ей».
В 1945 году Каллас поехала в США, где жил отец. Георгиос Калогеропулос написал дочери письмо о том, что умирает в больнице для нищих, солгав для того, чтобы получить от нее деньги. Позже Мария говорила: «Мне надоели эгоизм и безразличие моих родителей ко мне… Я не хочу больше отношений [с ними]. Надеюсь, газеты это не подхватят. Тогда я действительно прокляну тот период, когда у меня вообще были родители».
По приглашению импресарио Джованни Дзенателло Мария Каллас перебралась в Италию и подписала контракт. 2 августа 1947 года она дебютировала на сцене театра «Арена ди Верона» в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Следом по рекомендации дирижера ТуллиоСерафина Каллас пригласили в Венецию, где она блистала в операх«Турандот» Джакомо Пуччини и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.
В конце 1940-х в Италии Каллас познакомилась с Джованни Баттистой Менегини, процветающим промышленником и любителем оперы, который был старше на 27 лет. Чтобы задобрить родных Менегини отказался от своих 27 фабрик в пользу семьи. Сначала он стал менеджером Каллас, а в 1949 году - мужем. Молодожены обвенчались в католическом соборе несмотря на то, что Каллас принадлежала к греческой православной церкви. Как выяснилось позже большую часть заработанных Марией денег переводил на счета в швейцарских банках или использовал для погашения своих долгов. Когда Каллас узнала о тайных махинациях супруга, она назвала его «своим сутенером». «Мой муж до сих пор пристает ко мне после того, как украл у меня больше половины моих денег, которые переводил на свое имя. Я была дурой, потому что доверилась ему», — делилась Мария в одном из писем.
В сентябре 1957 года на закрытой вечеринке в Венеции, которую устроила Эльза Максвелл, Каллас появилась в наряде египетской принцессы, сверкая бриллиантовыми и изумрудными украшениями, и познакомилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. Он оценил красоту Марии и попросил Эльзу Максвелл посадить его рядом с Каллас. Онассис был любителем денег и женщин. Его романы с известными женщинами обсуждал весь мир. Он говорил: «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили». Всю неделю, что Мария была в Венеции, Онассис наблюдал за Марией, как хищник. Наверное, тогда у него созрел план стать любовником самой известной в мире женщины, чтобы удовлетворить своё тщеславие!
В 1959 году Онасис пригласил Каллас с мужем к себе на яхту «Кристина», среди гостей были бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль вместе с женой и дочерью, владелец автомобильного концерта Фиат - Джанни Агнелли с супругой, и знаменитый американский киноактёр Гэри Купер, жена Онассиса с детьми и другие американские, греческие и английские знаменитости.
Однажды вечером, во время шторма, миллиардер и певица остались вдвоем в гостиной и разговаривали всю ночь. Аристотель рассказал Марии все о своем детстве, как его отец и дядя торговали хлопком в греческих кварталах. Рассказал о том, что когда ему было шесть лет, его мать умерла во время сложной операции. Рассказал об ужасах, которые пришлось пережить его семье во время нападения турок на Смирну. Рассказал о том, как спас своего отца от врагов, и о том, как в семнадцать лет он вместе с тысячами других эмигрантов покинул Грецию и добрался до Аргентины. Слушая Онассиса, Мария поняла, что именно его она ждала всю жизнь.
Онассис и Каллас начали оказывать друг другу недвусмысленные знаки внимания на глазах у именитых гостей и своих супругов. Однажды Тина застала мужа в объятиях Каллас и рассказала об этом её мужу. К концу круиза оба брака были разрушены. Любовь захватила Марию, как болезнь и она ушла со скандалом от мужа и переехали в Париж. Жена Онассиса Тина, которой надоели постоянные измены мужа, подала на развод. Он умолял свою жену о прощении, а когда она ему отказывала, вновь возвращался к любовнице. Мария ждала его, волновалась и плакала, думая, что он больше никогда не приедет. И когда она уже практически теряла надежду, он появлялся с цветами и подарками. Однако, даже после развода, Онасис не делать предложение Марии. В основном, он жил у себя на острове Скорпиос.
В 1967 году Мария узнала, что ждет ребенка. Ей было 43 года, и это была первая беременность в ее жизни. Однако реакция Аристотеля повергла ее в шок. «Зачем мне нужен еще один ребенок? — холодно ответил он. — У меня уже есть два». «Но Ари, — принялась умолять его Мария. — Я всегда хотела ребенка. Это чудо, что у меня вообще получилось забеременеть в сорок три года. Если я не рожу сейчас, то больше никогда не смогу этого сделать». Аристотель Онасис был непреклонен. «Тогда это станет концом наших отношений», - сказал безжалостно он.
Каллас прервала беременность. Онассис подарил ей в утешениероскошную шубу, а в 1968 году женился на овдовевшей Жаклин Кеннеди. В этом браке Жаклин нужна была защита и безбедное существование с детьми.
Онассис в этом браке хотел получить высокий статус в бизнес-сообществе и войти в высшее общество. Онасис не понимал, что для аристократов главное происхождение, а не деньги. «Это не любовь, — сказал он Марии Каллас — Я люблю только тебя, но Джеки мне нужна».
Мария в сердцах бросила: «Да будь же проклят до конца жизни!».
Каллас говорила друзьям: «Я чувствовала себя звездочкой, которую Ари нарисовал на своём самолёте в память о том, что сбил ещё одного противника. Он коллекционирует знаменитых женщин».
Через полгода после свадьбы, Аристотель разочаровался в Жаклин, стал дежурить около двери Марии Каллас, и заваливал ее цветами. Мария простила блудника. Она любила его.
У Каллас начались проблемы с голосом, она прервала концертную деятельность и занялась другим видом деятельности: преподавала в музыкальной школе, поставила в Турине оперу Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». В 1970 снялась в фильме режиссера Паоло Пазолини «Медея», он назвал ее «магической женщиной, полной ужасных противоречий».
21 января 1973 года в авиакатастрофе погиб сын Онассиса, Александр. За утешением Аристотель приехал к Каллас, единственной женщине, которая его любила.
В сентябре 1973 года Каллас отправилась в концертный тур по странам Европы и Америки. Поклонники таланта тепло встречали оперную Диву, но критики писали, что люди чествуют легенду Каллас, а не ее ослабевший голос.
Онассис и Мария Каллас продолжили встречаться, и Аристотель планировал развестись с Жаклин, но не успел. У миллиардера ухудшилось здоровье из-за аутоиммунного заболевания — миастении. Его положили в госпиталь в СШ. Жаклин запретила впускать туда Каллас, но женщина прорвалась к любовнику и они смогли проститься перед тем, как он впал в кому.
Аристотель Онассис умер 15 марта 1975 года от дыхательной недостаточности. Мария Каллас не была на похоронах, посчитав не уместным свое присутствие у гроба любовника.
Здоровье Марии Каллас после смерти Онассиса ухудшилось, у неё диагностировали дерматомиозит, поражающий кожу и мышцы. Она умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 года в своих парижских апартаментах. Тело оперной дивы кремировали, а прах развеяли над Эгейским морем. Пустая урна находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез.
Мария Каллас была талантливой женщиной с грустными глазами. Она прожила яркую жизнь, которую не назовешь счастливой. Уникальное сопрано Марии Каллас сохранилось на записях выступлений в «Ла Скала» и Метрополитен-опере, которые всегда доступны для слушателей.
Свидетельство о публикации №225061900725
Спасибо большое!
С уважением,
Алия Берш 20.06.2025 14:00 Заявить о нарушении
Наталья Приходько 20.06.2025 20:40 Заявить о нарушении