Ходакъ стар. , ходок, ходатай - термин, этимология

От всего мира иду. Ходок, что ли, ты? Ходок.
Г. И. Успенский. Наблюдения одного лентяя
(Очерки провинциальной жизни)/Из цикла «Разоренье» (1871)


1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -ход-; суффикс: -ок. Значение: 1. тот, кто ходит пешком, пешеход; 2. истор. выборный от крестьян, посланный куда-нибудь ходатайствовать о чём-либо перед кем-либо.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от гл. ходить, далее из праслав. *xodъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. ходъ (др.-греч. vadisma, dromos), русск. ход, укр. хід (род. п. ходу), болг. ход, сербохорв. ход (род. п. хода), словенск. hod (род. п. hodа) и словенск. hod (род. п. hоdа), чешск. chod, словацк. chod, польск. chod (род. п. chodu), в.-луж. khod, н.-луж. chod. Связано с индоевр. корнем *sed- «ходить, сидеть»; х- произошло из s- после приставок реr-, pri-, u-; ср. знач. др.-инд. asad- «ступить, пойти, достигать», utsad- «отходить, выходить, исчезать», авест. ahad- «подходить». Родственно греч. odos «путь», греч. «странник», греч. oditis «странствую». (Где родство с индоевроп. и греч., разные термины???)

б) Обзор от ИИ (Искусственный Интеллект)
Слово "ходок" происходит от существительного "ход", которое, в свою очередь, восходит к праславянскому *xodъ и далее к индоевропейскому корню *sed- (ходить, сидеть). Таким образом, этимология слова "ходок" связана с идеей движения, перемещения, ходьбы. (???)
+ Примечание: ИИ копирует Макса Фасмера, тогда для чего он нужен, тиражировать ошибки этимологов???

2) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка - Ходакъ (1660 г.)

* Грамотка приказчика М. Антипова из белевской вотчины (1660.05—1660.06): "И я, г(о)с(у)д(а)ри, послал за телегами по вашему указу хадаков, што пи[са]ли вы преже сево: как отпустишь с лошедьми, и тебе бы прислат(ь) телеги, што есть, а за н[ими] прислат(ь) хадаков моладых ребят".
* Грамотка приказчика А. Никитина в с. Спасское (1680.11.06): "А что, государь, будет, и я холоп твои к тебе государю пришлю ходака с пис(ь)мом".

* Грамотка приказчика А. Никитина в с. Спасское (1680.11.19): "И я холоп твои посылал крестьянина кашинскова Ивашку Шадру ко Власу в Кон(ь)ково и приказывал к нему, чтоб он на Каменку съездил и осмотрил, у ково погорело и что осталос(ь), и твоя государская житница с хлебом и немолоченои хлеб цел ли в гумне, и кр(е)стьян бы допросил, отчево учинился пожар; и ходака б ко мне крестьянина, ково к тебе государю послат(ь), прислал".
* Грамотка приказчика М. Дмитриева и старосты Р. Иванова из д. Подчернина (1674.01.29): "Да изволил ты, г(о)с(у)д(а)рь, меня холопа бит(ь) кнутом, что не даправил денег со кр(е)стьян ходаком на дарогу".

* Отписка архимандрита Филофея патриарху Никону о причине, по которой были отосланы в Воскресенский монастырь неопытные в каменном мастерстве стрельцы (1666.05.25—1666.05.31): "И ныне по твоему, великого господина, указу и по грамоте, ... и мы ихъ къ тебе, великому господину, пришлемъ съ нарочнымъ ходакомъ".
* Грамотка приказчика М. Дмитриева и старосты Д. Власова из д. Завалова (1681.03.20): "А запис(ь), г(о)с(у)д(а)рь, на орлян на детеи боярских послал к тебе г(о)с(у)д(а)рю на Пофомовых, что оне тебе г(о)с(у)д(а)рю пуступилис(ь) земли на нижнеи мел(ь)нице, с сею отпискою с тел(ь)ченским ходаком".

* Грамотка приказчика А. Казакова и старост И. Петрова и К. Акулова из д. Тельчья (1680.11): "А я холоп твои жил в Завалове с тел(ь)ченскими со всеми кр(е)стьяны чатыря дни, а потому, г(о)с(у)д(а)рь, я холоп твои со кр(е)стьяны в Завалова ездил: писал ко мне Марка и присылал ко мне ходака двожды, дети боярские де все в зборе, хотят де бит(ь) да смерти и земли де межеват(ь) не хотят дат(ь)".
* Грамотка приказчика М. Антипьева в с. Спасское (1681.10.09): "И грамотку, государь, твою саветную во Ржеву к воеводе кн(я)зь Тимоф;ю Ивановичю Шаховскому и государеву грамоту с ходаком и список с купчеи за твоею рукою послал".

б) Национальный корпус русскрго языка - Ходок (1832 г.)

* Д. Н. Бегичев. Семейство Холмских. Части 5 и 6 (1832-1841): "Ходоковъ, отправленныхъ отъ міра въ Петербургъ, къ барину, съ челобитною на управителя, поймали на дороги, и, какъ главныхъ возмутителей, сковали и посадили въ тюрьму".
* М. Ю. Лермонтов. Вадим (1833-1834): "В тот век почты были очень дурны, или, лучше сказать, они не существовали совсем; родные посылали ходока к детям, посвященным царской службе… но часто они не возвращались, пользуясь свободой; — таким образом однажды мать сосватала невесту для сына, давно убитого на войне".
* А. Ф. Писемский. Плотничья артель (1855): "Как пришел втепоры в Кострому, сейчас купил ей ситцу на сарафан, два плата, босовики и послал с ходоком".

* Г. П. Данилевский. Беглые в Новороссии (1862): "Отец Павладий, от студеной весны лишившийся всех своих пчел, затевал давно завести новую пасеку, сторговал в соседней болгарской колонии двадцать колодок и со стариком дьячком, который был у него ходоком по всем денежным делам, собирался ехать туда на своей пегашке, вслед за обеднею".
* С. Т. Славутинский. Жизнь и похождения Трифона Афанасьева (1859) // Русские повести XIX века 60-х годов. Том первый, 1956: "Лиха беда начать дело, — вызвался принести первую жалобу от всего мира Максим Пантелеев, а там, коли дело сразу не выгорит, — вызвался быть ходоком к барину и Никифор".
* М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (1869-1870): "По вкоренившемуся исстари крамольническому обычаю, собрались они около колокольни, стали судить да рядить и кончили тем, что выбрали из среды своей ходока — самого древнего в целом городе человека, Евсеича".

* М. Е. Салтыков-Щедрин. Письма о провинции (1868-1870): "Отсюда необходимость сходок, необходимость общего совета, а так как целым обществом ходатайствовать неудобно и неучтиво, то из этого проистекает надобность в избрании ходоков или ходатаев".
* Ф. М. Достоевский. Идиот (1869): "Вы, кажется, сказали, князь, что письмо к вам от Салазкина? — спросил Птицын: — это очень известный в своем кругу человек; это очень известный ходок по делам, и если действительно он вас уведомляет, то вполне можете верить".

3) Обобщение и вывод

а) Термин "ходакъ - ходок" зафиксирован в русском языке с 1660 г., первоначально обозначал посыльного (крестьянина) отправленного с письмом (сообщением) к владельцу земельного участка (помещику) о состоянии дел в его поместье. С развитием сельской общины (1838 г., государственные крестьяне) в качестве самоуправляющейся хозяйственно-административной единицы, составляющей часть волости, появились органы управления: сельский Сход и сельское начальство: старшина, староста, сборщик податей и др.
Изменились и функции "ходока" - стал представлять перед властью интересы сельской общины (МИРА).

* М. Ю. Лермонтов. Вадим (1833-1834): "В тот век почты были очень дурны, или, лучше сказать, они не существовали совсем; родные посылали ходока к детям, посвященным царской службе".
* В. В. Крестовский. Панургово стадо (Ч. 1-2) (1869): "А между тем к нему, точно так же, как и к Хвалынцеву, вздумали было нахлынуть сивобородые ходоки за мир, но генеральский адъютант увидел их в окно в то еще время, как они только на крыльцо взбирались, и не успев еще совершенно оправиться от невольного впечатления, какое произвел на него тысячеголосый крик толпы, приказал ординарцам гнать ходоков с крыльца, ни за что не допуская их до особы генерала".

б) Образ "ходока" во времени
Первоначально - посыльной, направленный старостой поселения (или другим должностным лицом) владельцу земельного участка с каким-либо сообщением, отчетом о работе или просьбой.
С момента формирования сельской общины (мира, 1839 г.) - представитель сельского общества направленный к высшей власти с заявлением о различных недостатках в управлении обществом (мира) - ХОДОТАЙ.
В любом случае "ходок" - житель деревни, села, знающий реальную обстановку в поселении (может объяснить), имеющий документ (грамоту, письмо) выданный должностным лицом (помещик, староста, сельский сход) с каким-либо сообщением, заявлением, просьбой, например: нарушения закона деятелями власти, пересмотр межевых границ, снятие ограничений на пользование лесными и водными ресурсами, снятие налогов, хлопоты о льготы и т.д. Его функция - доставить сообщение адресату (власти) и на словах объяснить состояние дел в поселении, передать заявление (ходатайство) местных жителей.

в) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893, с. 1377-78; обширные примеры употребления: церковная литература с XI века.
* Ходотаи - проситель, молитвеник. "Ходотая к Богу на ны"; "к Богу ходотаю, наставнику православной веры. Наст. гр. патр. Ант. 1393". "Явися ходотаи таинъ закону и благодати. Мин. Пут. XI в. Ветхого и нового завета ходотая. Панд. Ант. XI в."
* Ходотаиство - заступничество, помощь; "Ходотаиство к Богу от человека. Гр. Наз. XI в.", и т.д.
* Ходотаиствавати - просить, испрашивать, XII в. "Ко князю о жалобе нашеи и о льготе и пользе нашей ходотаиствоваше. Жит. Стеф. Перм.
* Ходатаицъ - способствующий, содействующий, XII в.

Вывод
Следовательно - ходок, официальный представитель сельского общества - ХОДОТАЙ, посланный на переговоры с должностным лицом уезда, губернии, или владельцем земли, для решения насущных потребностей жителей. Маловероятно, что термин образован от понятия "ходить" по Максу Фасмеру, т.к. исчезает функция (то, что он должен делать) "ходока", а именно - ходатайствовать, сделать заявление, сообщение, высказать просьбу сельского общества представителю власти.

4) Терминология талмудического иврита

а) Терминология
русск. ХОДОК, ХОДАК = ХОДО+К, ХОДА+К = ивр. ХОДАА объявление, сообщение, заявление + К подобие; т.е подобен заявителю, просителю = ходатай.

б) Источник
Словарь. Эрнест Кляйн. Сочинено : Торонто, Канада, ок. 1973 – ок. 1983 гг. н.э. Научный этимологический словарь раввинского иврита. https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary?tab=cont...
ХОДАА fn МЗ объявление, сообщение, заявление. [Глагольный н. ХОДИА (= он дал знать, объявил), Хиф. ЙДА.
Таким образом, термины: ХОДО+К, ХОДА+К, ХОДО+ТАЙ в русском языке образованы от талмудического термина ХОДАА - объявление, заявление, сообщение.
Кишинев, 19.6.2025 г.


Рецензии