Главная тема Федора Достоевского

В его главных романах отчетливо прослеживается тема убийства человека человеком. В "Преступлении и наказании" он показал "прирожденного убийцу", человека, который по своим "умственным" соображениям имеет право убить, убивает и не раскаивается. В "Идиоте" наоборот - он хотел показать доброго человека, и как он справится в нашем несовершенном мире, в несовершенном обществе, чего он достигнет. Результат - "очередной труп". На этот раз от сумасшедшей ревности. "Бесы" ставят убийства на поток, связывание кровью, террор. Чужой убивает чужого и это нормально для большинства, кроме Достоевского. В "Подростке" пистолет не стреляет, но был очень близок к этому. Между любящим людьми и пистолет! Такое случается. В "Братьях Карамазовых" линия убийств достигает своей кульминации - библейского сюжета: один родственник убивает другого родственника. Символически - Каин убивает Авеля. Умышленно! Безо всяких умственных теорий и поводов со стороны врага. Близкий убивает не постороннего, не врага, а своего! Это предел человеческого зла! Не случайно в романе появляются темы веры, Христос и Великий Инквизитор. Все эти сюжеты отнюдь не новы. В трагедиях Шекспира кровь льется рекой, убийства совершаются согласно обстоятельствам, почти мимоходом. У Федора Михайловича убийства идут рука об руку с сомнениями, терзаниями, нравственными мучениями, почти с сумасшествием. Он показывает именно человеческую трагедию, а не просто обстоятельства. В этом и было литературное новаторство его как писателя, в чем его, кажется, до сих пор никто не превзошел.


Рецензии