Партия 2017 г ОСК РПЦ V. Церковь и политика 4 ЗМП

Партия 2017 г  ОСК РПЦ  V. Церковь и политика 4 Заветы Матери Пелагеи.
 
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции  правоверия как социальной веры.)

V.4. Участие православных мирян в деятельности органов власти и политических процессах может быть как индивидуальным, так и в рамках особых христианских (православных) политических организаций или христианских (православных) составных частей более крупных политических объединений. В обоих случаях чада Церкви имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности.

(Миссия  Церкви по отношеню к сфере  политической деятельности – весьма сложная задача, не менее сложно в этом вопросе и правоверию сформировать  свою позицию по этому вопросу. Прежде всего, нужно понимать  деятельность человека должна замыкаться на общественные организации,  в деятельности  которых он участвует, или к которым относится, что определяется принципами их организации. С одной стороны Церковь не может накладывать на людей какие-либо специальные ограничения, но при этом должна предметно видеть саму организацию политической деятельности, при том, как общественную. Вся политическая деятельность замыкается на общественные организации, точно также как и  деятельность Церкви. Эти виды Церкви  могут стать частью общественных представлений об о политической деятельности в общественном процессе. Помощь Церкви отдельному лицу в его политической деятельности  может идти только  через общественную организацию.  Именно в помощь ей и при наличии обета перед обществом и церковью может быть благословлён отдельный человек  в своём служении обществу во славу Бога в его политической деятельности.)

В то же время миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года постановил полагать допустимым членство в политических организациях «мирян и создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием.

Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде».

(И как же быть, как организовывать сотрудничество Церкви с общественными организациями – это вопрос нового поиска. В настоящее время можно говорить лишь о некоторых мыслях об общественном процесса и в социальных организациях в нём, но уже ясно, что участие Церкви в деятельности общественных организаций – это значимый шаг в пользу им самим  и народу. На этом пути надо должны выработаться шаги Церкви , несущие  пользу  общественным организациям и утверждению общественного права и правоверия  в жизни народа. Таким образом, центром всего социально взаимодействия  должно стать сообщество общественных организаций, вообще,  и отдельная общественная организация в каждом конкретном случае.)

В соответствующем же определении Архиерейского Собора 1997 года, в частности, говорится: «Полагать возможным участие мирян в деятельности политических организаций и создание ими таких организаций в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием. Постановить, что подобные организации, как участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию и выдающие свое мнение за мнение Церкви, выражаемое перед лицом государства и общества церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. То же относится к церковным и церковно-общественным средствам массовой информации».

(Вероятно, что благословление может  выражать мнение  Церкви  для мирян в части возможности данного лица  по своим качествам участвовать в общественно-политическом процессе и нести ответственность  за свои действия перед богом и обществом.)

Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща и осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам.

(В этом процессе должна быть соразмерность и компетентность организаций, отражённая в общественном процессе и в отношениях с Богом семьи, общества и народа – Богом конкретных взаимоотношений с человеком, как  участником их  по виду деятельности, месту и составу участников.)

Во взаимоотношениях церковной Полноты с христианскими (православными) политическими организациями, в деятельности которых участвуют православные миряне, а также с отдельными православными политиками и государственными деятелями, могут возникать ситуации, когда заявления или действия этих организаций и лиц существенно расходятся с общецерковной позицией по общественным вопросам либо мешают реализации такой позиции. В подобных случаях Священноначалие устанавливает факт расхождения позиций и публично объявляет об этом во избежание смущения и недоразумений среди верующих и широких слоев общества. Констатация такого расхождения должна побудить православного мирянина, участвующего в политической деятельности, задуматься о целесообразности его дальнейшего членства в соответствующей политической организации.

( Такие отношения, представленные в рамках общественных организаций широкого участия могут, действительно, быть полезны для всего общественного процесса, что прямо отражается на взаимоотношениях с Богом семьи общества и народа и на его отношении к самому народу. Просто людям и обществу и народу ещё предстоит научиться  жить, общаясь с Богом семьи, общества и народа.)

Организации православных христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих исключительное подчинение своим лидерам и сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации в ходе консультаций с церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участия православных мирян, а тем более священнослужителей и в неправославных обществах такого рода, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее каноническому строю.


Рецензии