Партия 2017 г ОСК РПЦ VIII Война и мир 3 ЗМП

Партия 2017 г  ОСК РПЦ.  VIII. Война и мир 3 . Заветы Матери Пелагеи.

(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции  правоверия как социальной веры.)

VIII.3. «Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26. 52), — в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами. Эти три принципа определили нравственные границы войны, которые были выработаны христианским миром в Средние века, когда, применяясь к реальной ситуации, люди пытались обуздать стихию военного насилия. Уже тогда существовала убежденность, что война должна вестись по определенным правилам, что и сражающийся человек не должен терять своего нравственного облика, забывая, что его противник — такой же человек, как и он сам.

(Война для семьи народа без института общества, без самоуправления народа, без общественного права и правоверия – смерть Бога и народа  без общественного смысла. Прежде чем вступить в войну враждующие стороны  должны перейти  к общественной организации социума, к общественному праву, раскрыть для семей и народов институт правоверия и тогда провести референдумы народов о необходимости  проведения войны и пожертвования народа в процессе её ведения. Эти проведённые мероприятия – обязательное условие  постановки вопроса о референдума по войне.)

Выработка высоких правовых норм в международных отношениях была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказало христианство на умы и сердца людей. Требования справедливости в войне на деле далеко не часто удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала воюющих людей от чрезмерной жестокости.

(Обязательные меры общественной подготовке к войне, как правило, будут снимать с повестки дня и сам вопрос о необходимости войны.)

В западной христианской традиции, восходящей к блаженному Августину, при определении справедливости войны обычно приводят ряд факторов, которые обусловливают допустимость начала войны на своей или чужой территории. К их числу можно отнести следующие:
• войну следует объявлять ради восстановления справедливости;

(Справедливость через войну не достигается – её замещает мнимость её, ибо каждая война несправедливость только увеличивает, и это независимо от намерений её устроителей.)

• войну имеет право объявить только законная власть;

(Следует перейти к общественному основанию войны, когда войну объявляет общество от имени своего института социального управления.)

• право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше;

(Гражданских властей в природе не существует, ибо граждане – поданные власти в стране, использование силы – прерогатива общественного собрания, права выходящего из него.)

• война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации;

(Войну объявляет, как правило, только более сильная сторона, добивающаяся своих целей, независимо от фактора справедливости.)

• войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей;

(У организации войны есть свои властные принципы.)

• планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств);

 (Война – это и планирование жертвенности и потери ресурсов войны.)

• во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций;

(Практически, защита населения от воздействия воины – дело рук самого населения, ибо наряду  с вооружениями в качестве ресурса войны используются  и жилые строения как ресурс военного характера.)

• войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок.

(Война для установления порядка – это не лучшее средство его установления.)

В нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Грань между первой и второй особенно тонка в случаях, когда одно или несколько государств либо мировое сообщество начинают военные действия, мотивируя их необходимостью защиты народа, являющегося жертвой агрессии (см. XV. 1). В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении Церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.

(Каждая война, как правило, для одной стороны имеет агрессивный характер, для другой – защитный или оборонительный.)
 
Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика.

(Война должна исходить из принципов праведности и положений общественного права. Только вот, последнего и нет. Значит, надо переходить от властных установлений, подменяющих право к общественному характеру права. Этот переход и станет препятствием для абсолютного большинства войн.)

 Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада.

 (Властелинство, убивающее народы через ведение  войн, тоже хочет выглядеть справедливым.)

Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», — говорит Священное Писание (Сир. 8. 8). Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 20-21).

(Условия плена, отличаются  условий поля боя, как и последствия.)


Рецензии