Эхо зимнего сада Глава 6

Начало здесь http://proza.ru/2025/06/25/1725

Но представим Адольфа фон Штауффенберга читателям подробнее, чтобы понять: что именно представлял собой этот человек. Что касается внешности, он выглядел элегантно и выверенно, как и подобает дворянину его круга. Высокий, стройный, с прямой осанкой — дипломатическая выправка, приобретённая ещё в ранней молодости. Кожа его – чуть потемневшая от долгого пребывания под африканским солнцем. Лицо — сдержанное, с аристократическими чертами: выразительные скулы, холодные серо-стальные глаза, глубоко посаженные под густыми бровями. Усы тщательно ухожены. Виднелась уже небольшая бородка, что он начал отращивать — дань моде тех лет. Волосы — чуть вьющиеся, каштаново-русые, аккуратно зачёсаны назад. В одежде — утончённость. Появляясь в обществе, он носил тёмный фрак или сюртук, иногда с элементами экзотики — трость с резной рукоятью и перстень с камнем, привезённым из далёких стран.

Что же касается характера. Этот человек был смесью строгости и тени ностальгии. Он был образован, сдержан, с врождённым чувством долга и чести — всем тем, чему его учили в лучших домах и дипломатических академиях. Однако годы, проведённые вдали от родины, оставили в нём глубокий след. За это время он стал более терпимым к другим культурам, с философским взглядом на жизнь. Возможно, по возвращении его окружающие люди, общаясь с ним, чувствовали в нём лёгкую отстранённость – душой он ещё не совсем был с ними – здесь, хотя чисто физически уже и вернулся из своей далёкой Африки.

Впрочем, Адольф фон Штауффенберг не столько любил общение, сколько одиночество, прогулки по заброшенному парку при особняке, беседы под стеклянным потолком зимнего сада с матушкой. Иногда в нём наблюдались вспышки страсти или меланхолии, когда память возвращала его в раскалённые вечера Судана или саванны Того.

Прожитые в Африке годы не прошли для него бесследно — они не только закалили его характер, но и навсегда изменили восприятие мира. Во-первых, он утратил юношеский романтизм. Если раньше он представлял себе дипломатию как величественные приёмы и тонкие переговоры, то в действительности столкнулся с политикой, полной противоречий, культурных барьеров и моральных дилемм. Он научился не только говорить, но и слушать — по-настоящему, без спеси. Это сформировало в нём редкую способность проникать в суть человеческой мотивации, независимо от происхождения и статуса.

Во-вторых, он стал глубже ценить малые радости жизни. Там, где каждый день был борьбой — с климатом, болезнями, разрывом между культурами — он научился находить утешение в тени дерева, в ритуалах чая, в редких письмах из дома. Вернувшись, он уже не воспринимал комфорт как должное. Его жизнью теперь была не роскошь, а распорядок, пронизанный созерцанием и внутренней дисциплиной.

И, наконец, в нём появилось сложное ощущение двойственности. Он вернулся домой, но уже не чувствует себя полностью частью этого мира. Его родовое поместье, в связи с этим, ему казалось не только прибежищем, но и местом, с которым нужно наладить новый, более зрелый диалог. Иногда он мечтал открыть школу или фонд, посвятить себя исследованиям культур, с которыми был связан. Он тоже, как Жуан Алвес, имел папку с дневниками и зарисовками, что хранил в своём кабинете, мечтал, но не решался опубликовать. Хотя и не мог, не умел, как Жуан, так романтично писать о любви и о природе.

Будучи в Африке, он подошёл к взаимодействию с местными жителями не как завоеватель, а как наблюдатель, исследователь — вначале с осторожной отстранённостью, но со временем с возрастающим уважением и интересом. Его дипломатическая миссия требовала переговоров, но он часто выходил за рамки протокола — вёл долгие беседы с вождями, торговцами, учёными и мудрецами, чтобы понять логику местных обычаев, структуру власти, духовные практики. Это не всегда встречало одобрение его европейских коллег, но он не стремился к одобрению. Он стремился — к пониманию между ним и местным народом.

Поначалу он часто ошибался — предполагал, что цивилизация измеряется сходством с Европой. Но вскоре осознал, что перед ним — другие формы порядка и знаний. Он стал учеником мира, где ритм жизни диктуется не часами, а звуками деревьев, миграцией животных, сменой ветров. Он не был равным среди местных, но и не играл роль покровителя — скорее, незваного гостя, который со временем стал желанным собеседником. Он научился слушать тишину между словами, расшифровывать язык жестов и взглядов. Иногда — записывал мифы и предания, переводил стихи, копировал узоры тканей, не для коллекционирования, а чтобы ничего не было потеряно.

Некоторые из местных прозвали его «тот, кто не задаёт лишних вопросов». А дети — «длинный человек, который носит с собой бумагу и дерево» (намёк на его блокнот и трость). Его дипломатия начиналась с эмпатии. Он провёл немало встреч с африканскими шаманами, немало уладил конфликтов на переговорах, а также на своём счету имел немало случаев, когда он спас кого-то, потому что понимал там, где трудно было понять.

Но чтобы пояснить всё это на конкретном примере, давайте перенесёмся на несколько лет тому назад от момента описываемых теперь событий, в раскалённый полдень в глубь саванны, где некогда состоялась одна из самых занимательных для него встреч, что Адольф вспоминал чаще других почему-то. 

Местом действия стала одна из провинций на юге нынешней Анголы. А произошло это где-то в 1880-х в круглой хижине с прохладной тенью, где витал запах дыма, лекарственных трав и печёного маниока. Там жил вождь африканского племени – старейшина по имени Макумба, хранитель традиций и повелитель земли кочевников-хумбу. А началось всё с того, как внутрь хижины вошёл высокий европеец в пыльном сюртуке, с блокнотом под мышкой, тростью и извиняющимся видом – это и был Адольф. При виде его Макумба не поднялся, только взглянул пристально.

- Ты носишь дерево в руке, но забыл, что дерево должно пускать корни, прежде чем просить плодов, — сказал вождь при виде трости, которая, видно, для него была в диковинку.

Сначала встреча была натянутой. Вождь знал, что перед ним представитель чужой власти, пусть и без оружия. Но дипломат проявил терпение: он отказался от переводчика, попросив говорить медленно, и передал вождю карту, нарисованную от руки, с уважением обозначив на ней земли хумбу. Это был жест, который Макумба оценил — редкость среди европейцев. Разговор длился почти три часа. Они обсуждали древние пути миграции, тени прошлых засух и особенности торговли солью и медом. Адольф обещал вождю светлое будущее для его народа, а также строительство школы, больницы и железной дороги. Макумба в какой-то момент вынес табачную трубку и передал её гостю — знак принятия. Дипломат закашлялся от крепости трав, но не отказался совсем от церемонии из вежливости. Однако после нескольких затяжек предложил поскорей подписать договор – сложный, запутанный, накарябанный мелким неразборчивым почерком. Но сам вождь даже не взглянул на бумагу, а долго курил, объяснив это тем, что не нужно совсем торопиться.

Это был действительно мудрый вождь. И слава о его прозорливости шла далеко за пределы саванн. Он никогда не повышал голос, но когда подносил к губам свою резную трубку, вырезанную из красного дерева с изображением леопарда, все знали — сейчас он скажет нечто важное. Но теперь он молчал.  На предложение о подписании договора, он только наполнил трубку свежими листьями и всё курил и курил, глядя на огонь. Так прошёл день, вечер и ночь. И лишь к утру вождь заговорил. Его голос был негромким, но твёрдым:

- Ты видишь в нас будущее по своему образу, - сказал он дипломату. - Но наше будущее – не в гремящих дорогах, а в корнях. Не в лампах, а в звёздах. Не в бумаге, а в людях.

Тогда Адольф медленно кивнул, поняв совершено всё, поскольку в столь короткой фразе вождь умудрился уместить очень глубокий и ёмкий смысл. Тогда дипломат разорвал все свои бумаги. Но и не уехал сразу, а прожил среди этого племени целую неделю, забыв о дипломатических делах. И каждое утро он начинал с ароматной трубки и короткого молчания рядом с вождём. А когда дипломат всё-таки уехал, то трубка Макумбы, которую он взял на память с собой, осталась пахнуть не только травами, но и уважением.

Да, вожди и старейшины некоторых африканских народов действительно курили табачные трубки в XIX веке. Курение трубки в ряде культур имело не только бытовое, но и ритуальное значение. Табак, завезённый в Африку европейцами в XVI–XVII веках, быстро распространился по континенту и стал частью местных обычаев.

В некоторых регионах трубки использовались в церемониях, переговорах и обрядах, особенно среди старейшин и лидеров племён. Курение могло символизировать мудрость, статус или служить способом общения с духами предков. Хотя подробных письменных источников о конкретных африканских вождях XIX века немного, археологические находки и этнографические описания подтверждают, что курительные трубки были распространены и почитались как предметы власти и традиции.

Африканские курительные трубки XIX века были не просто утилитарными предметами — они часто представляли собой настоящие произведения искусства и символы статуса. Их изготавливали из самых разных материалов: дерева, глины, морской пенки (сепиолита), а иногда даже из металла. Особенно ценились трубки с резными чашами, украшенными орнаментами, изображениями животных или человеческих лиц. Некоторые трубки были довольно крупными, с длинными мундштуками, что позволяло курить их в сидячем положении, передавая от одного человека к другому во время церемоний.

Что касается курительных смесей, то помимо табака, в разных регионах Африки добавляли и другие растения. Например, травяной каннабис использовался в ритуальных целях и как средство расслабления. Ещё добавлялись кора и листья местных деревьев, обладающих ароматическими или психоактивными свойствами, травы с пряным или горьким вкусом, которые усиливали вкус и эффект табака, смолы и древесные масла – для аромата и густого дыма. Состав смеси часто зависел от культурных традиций конкретного народа и цели курения — будь то ритуал, общение с духами или просто отдых.

Продолжение здесь http://proza.ru/2025/06/28/38


Рецензии
Кажется Адольф предстаёт более глубокой и цельной натурой, чем в предыдущих главах. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   28.06.2025 07:56     Заявить о нарушении
У меня вообще не бывает особенно однозначно чёрных или белых персонажей. С уважением))

Мария Васильева 6   28.06.2025 13:55   Заявить о нарушении