Эхо зимнего сада Глава 9
- Ты ведь не мог не слышать о том, что в Бразилии недавно отменили рабство? Я думаю, тебя, как пламенного и убеждённого аболициониста, подобное просто не могло не порадовать.
Как и задумывал, Адольф сменил тему довольно натянутого в первоначальной своей части разговора, разумно рассудив, что если о личных взаимоотношениях Жуан не хочет с ним разговаривать, возможно, от обиды за своё пленение, или, как он выразился, от его эмоциональной перегрузки и усталости, связанной с семейными и морально-этическими переживаниями – на политические темы, касающиеся своей родины, он просто обязан живо откликнутся и поговорить. Тем более, со слов Клары, некогда принял так близко к сердцу проблемы своего далёкого края, классовое неравенство и жестокое угнетение рабов. А иначе он – не Жуан Алвес – ей Богу, точно так!
- В Бразилии отменили рабство? – лишь только переспросил гость, - Признаться, я в первый раз слышу об этом.
- Но как?! – воскликнул Адольф, - Как ты мог не знать подобных потрясающих новостей в то время, как теперь все только об этом и говорят?
- Где говорят? – холодно переспросил Жуан, - В светских салонах и на приёмах высокопоставленных лиц? Так я не вхож в эти круги давно. Да и, признаться, не имею никакого желания вести подобный образ жизни – всё это для праздных бездельников. А значит – не по мне.
«Это я-то бездельник? – внутренне возмутился Адольф, - Что этот наглец себе позволяет! Да и разве мало достойных людей в светских салонах и на приёмах высокопоставленных лиц? И причём здесь вообще светские салоны? Он же, вроде, бывший журналист – по крайней мере создатель статей и оратор пламенных речей о всеобщем счастье человечества, как утверждает. Разве в его кругах не интересуются политикой? Разве об этом не говорят?» - подумал он, но вслух совсем не стал этого говорить – и так много сегодня болтает, давно пора и гостю высказаться, ведь всё и задумывалось, чтобы его послушать.
- Но я-то жил в лесу, а потом сидел в подвале, смею тебе напомнить, - заметил тот в свете ранее сказанного. - Туда почтальоны газет и писем не носят.
- И что, тебе совсем не интересно? – задал вопрос фон Штауффенберг с некоторой долей сарказма.
- Ну, почему же, интересно. Значит, рабство отменили в Бразилии? И как это произошло? Когда?
- Тринадцатого мая 1888 года. Случилось это с принятием так называемого Золотого закона. Данный закон был подписан не безызвестной тебе принцессой Изабеллой… Кстати, как ты к ней относишься?
- Ну, у меня к ней довольно двойственное отношение, - витиевато выразился гость.
- Понятно, - кивнул головой «гостеприимный» хозяин, поскольку примерно такого загадочного, нечёткого ответа он, скажем прямо, и ожидал. – И так, Золотой закон был принят принцессой Изабеллой, которая на тот момент исполняла обязанности главы государства, – продолжал он. - Впрочем, прогрессивные реформы, как поговаривают, не продвигаются на многострадальной земле должным образом. Многие честные люди считают, что для рабов формальной свободы было недостаточно — государство не обеспечило их ни землёй, ни средствами к существованию, и они продолжают и теперь сталкиваться с дискриминацией, изоляцией в обществе и эксплуатацией. Что ты об этом думаешь?
- А что за Золотой закон? Расскажи подробнее, – вместо ответа попросил Жуан.
- Этот закон состоит всего из двух пунктов. Но имеет, как мне кажется, колоссальное значение – он полностью отменяет рабство и аннулируют все законы ему противоречащие. Да, принцесса Изабелла Браганса сыграла ключевую роль в отмене рабства в Бразилии, и её вклад в дело свободы и справедливости вызывает уважение и восхищение, не так ли?
Жуан кивнул.
- А дело было так, - продолжал Адольф, - когда её отец, император Педру II, уехал на лечение в Европу в 1887 году, Изабелла в третий раз стала регентом страны. В это время движение за отмену рабства набирало силу. Рабов становилось всё меньше, экономика менялась, и рабовладение теряло свою рентабельность. Несмотря на сопротивление части политической элиты, Изабелла открыто поддерживала идею освобождения рабов и сотрудничала с аболиционистами и Католической церковью. Да, именно она 13 мая 1888 года подписала Золотой закон, который окончательно отменил рабство в Бразилии. Этот шаг сделал Бразилию последней страной в Западном полушарии, отказавшейся от рабства, не так ли?
- Несомненно, - сухо подтвердил Жуан.
- Правда после принятия ей закона, окончательно отменившего рабство в Бразилии, судьба Изабеллы приняла драматический поворот. И это так несправедливо! Хотя её поступок был гуманным и исторически значимым, он вызвал недовольство среди бразильской элиты, особенно землевладельцев, которые потеряли бесплатную рабочую силу. Это усилило напряжение между монархией и республиканцами. Уже в 1889 году, всего через год после отмены рабства, Бразильская империя была свергнута, и семья Изабеллы оказалась в изгнании, отправившись в Европу. Но несмотря на изгнание, я совершенно уверен, что имя принцессы навсегда останется в истории, как символ освобождения и гуманизма, не так ли?... Интересно, что в благодарность за её поступок аболиционисты предлагают воздвигнуть её статую на вершине горы Корковадо…., - в этом месте Адольф нарочно сделал паузу для того, чтобы спросить, - Ты ведь знаешь где это?
- Ну да, - кивнул головой Жуан, из чего Адольф заключил, что об этом, как и о многом другом по данной теме, его злополучный зять имеет в действительности лишь приблизительное представление.
- Однако хотят слухи, - продолжал хозяин, выдумав последний факт из головы ради хохмы, чтобы поиздеваться над несведущим в данном вопросе собеседником, - что принцесса отказалась от памятника из скромности. Но разве это не пример того, что среди знатных людей тоже попадаются порядочные люди, которые радеют о благе несчастных и угнетённых, не требуя при этом награды лично для себя? А ты намекаешь на то, что среди высокопоставленной элиты нет порядочных людей.
- Не на что я такое не намекал, - недоумённо пожал плечами Жуан. – Ты забываешь, что я и сам – сын богатого плантатора. Впрочем, если подходить к проблеме с реалистической и политической стороны, совсем не следует приписывать лавры в этом вопросе одной какой-то особе, хоть и весьма благородной не только по происхождению, но и сердцем. Всё дело уже шло к тому, чтобы отменить рабство. И причины подобного поступка обличённой властью особы, по-моему, очевидны, как внутренние по стране, так и внешние.
- И какие же причины?
- Прежде всего – международное давление. Конечно, к концу нашего прогрессивного XIX века большинство стран уже отказались от рабства. И Бразилия, как последняя страна в Америке, испытывала давление со стороны Великобритании и других государств. Другой причиной стало – социальное движение. В Бразилии уже давно и очень активно действовали аболиционисты, включая журналистов, юристов и даже некоторых землевладельцев, выступающих за освобождение рабов. Ведь за последние годы значительная часть несчастных уже была отпущена по воле своих хозяев и без всяких законов. Рабы получали свободу по частным инициативам или в рамках предыдущих законов. Многие прогрессивные люди Бразилии давно пришли к пониманию, что индустриализация и переход к наёмному труду делают рабство теперь менее выгодным чем раньше. И главный корень – во всемирных экономических изменениях.
«Разговорился, наконец, - думал про себя Адольф, исподлобья вглядываясь в черты лица гостя. – Только больно сухо говорит – как шпарит по заученной книжке. В то время, как судя по его дневнику, этот романтический литератор-свободолюбец должен был бы целую поэму сейчас сходу сочинить, в стихах или в прозе, говорить что-то эмоционально восторженное, а также сверкать глазами при упоминании о деспотах-эксплуататорах. Но ничего такого и в помине не наблюдается… Ну, что, Жуан Алвес, или кто ты там у нас? Моей глупой сестрёнки, которая кроме любовных романов ничего не читала и не выезжала никогда за пределы нашего маленького, провинциального городка, морочить голову гораздо легче? Но вот со мной у тебя, почему-то, не сильно хорошо выходит. Думаю, у меня очень скоро получится тебя раскусить».
Адольф скрыто торжествовал. Похоже, что его новая тактика лояльной дипломатии начинала приносить свои плоды.
Продолжение здесь http://proza.ru/2025/06/29/1691
Свидетельство о публикации №225062801806
Александр Михельман 29.06.2025 08:32 Заявить о нарушении
Мария Васильева 6 29.06.2025 21:43 Заявить о нарушении