Саймон. Исполнение желаний. 19. 03. 2025

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Дипломный спектакль «Билокси-блюз» (19.03.2025) по одноимённой пьесе Н. Саймона студентов 4-го курса СГИИ.

Режиссёр-педагог — художественный руководитель курса, доцент Э. Н. Шевчук.

Историю «Билокси-блюз» через много лет после войны под старую граммофонную пластинку рассказывает Юджин Моррис Джером (Данил Штикель). Ему есть, что рассказать: ежедневно он вёл дневник, протокол значимых событий которого и стал основой истории о шести неделях военной подготовки.

Раз уж Юджина забрили в солдаты, на войне он решил добиться трёх целей: остаться в живых, стать писателем, потерять невинность и, венец всех желаний, влюбиться, причём непременно в идеальную девушку. И пускай Виковский (Филипп Рубителев) уверен, что идеальной девушки не существует, идеалиста Юджина не переубедить: «Если я в неё влюблюсь, значит, она существует!»

Все желания исполнились. Скажете, повезло? Это тоже не исключается, но само собой обычно не происходит. Юджин не только настойчиво вёл записи, ему хватило ума прислушаться к удивительному человеку Арнольду Эпштейну (Сергей Мальцев), пути с которым волей судьбы пересеклись в военном лагере на Миссисипи.

Арнольд — человек незаурядной эрудиции и недюжинной наблюдательности. При этом скромный и ненавязчивый. В то же время, если Арнольд видит, что человек нуждается в помощи, он не будет стоять в сторонке, созерцая движение жизни, а по сути — её разрушение. Он активен во всём, кроме участия в абсурде.

Когда Юджин после «разоблачения» в отчаянии стал рвать свой дневник, Арнольд, несмотря на пережитую обиду, немедленно призвал его остановиться: «Это ошибка! Если ты начнёшь капитулировать перед собой, ты кандидат в посредственности!» В планах Юджина никогда не стояла капитуляция перед собой, тем более, он не собирался записываться в посредственности — несколько слов по существу вопроса, сказанные отнюдь не менторским тоном, сразу его отрезвили. Более того, этот эпизод имел весьма значимое продолжение для писательской практики Юджина: «В эту ночь я понял, что люди легко верят в то, что читают. Теперь у меня новый девиз по жизни: личная ответственность за свои слова».

Арнольд также подсказал, над чем имеет смысл сосредоточиться начинающему писателю: «Ты недостаточно активен, Юджин. Ты вечно сидишь в стороне и наблюдаешь за происходящим, а тебе надо глубже окунаться в жизнь, сделать выбор, с кем ты, внести свою лепту в борьбу».

И Юджин отправился постигать глубины жизни, первым делом отправившись со всей компанией в публичный дом. Там с ним случилась почти истерика: «А вдруг она урод? Ну, она же может оказаться уродом!» Однако эстетические чувства Юджина не пострадали. Увидев Ровену (Дарья Юсупова), он оторопел — перед ним была, не менее, гурия из Махабхараты, и повод сбежать испарился. Вперёд, в омут человеческих контактов, в храм огня!

Сцена с Ровеной забавна. Здесь Юджин узнал много для себя нового, в частности, что у девушек из заведений есть мужья, которые в курсе вида деятельности своих жён. Юджин трясётся от волнения, потеет как ненормальный, всё никак не снимает свои башмаки… На вопрос об имени у него в голове заедает пластинка, он начинает тянуть, мямлить, мычать, подвывать, при этом не может не думать о последствиях… Вдруг Ровена ведёт дневник, и он, будущий писатель, будет опорочен, быть может, перед высоконравственными потомками?! (В самом деле, викторианской Америке времён второй мировой войны и в страшном сне не могли присниться либерально-«культурные» тренды «передовых» государств XXI века — Римская империя эпохи падения отдыхает.) Ровена наслаждается «милым, милым мальчиком»: он ей симпатичен; нестандартным поведением ловко поднял настроение; интересуется ею как личностью; интересно говорит. В общем, сложилось, и Юджин остался довольным собой и приключением.

Однако второе посещение быстро его отрезвило: девушка на работе, очередь ждёт… Юджин решил не поторапливаться, а бежать из гнезда порока, где на самом деле обесцениваются чувства, которые так важны Юджину — будущему писателю и человеку, для которого любовь не предмет купли-продажи.

Юджин идёт в клуб на танцы и попадает в атмосферу самой возвышенной романтики! Исполнение певицы в красном (Гюлю Годжаева) пробирает насквозь, вынимает нас из реальности и чарующими переходами голоса переносит в мир вечной любви, идеальных девушек и героев, верности и надежды, в мир, где всё складывается как нельзя лучше!

Все сцены с Дэзи (Есения Тисленко) напитаны романтикой первой любви. Само её появление, пускай и в воображении Юджина, которое случилось ещё во время игры в последние желания, было волшебным. Дэзи, осенённая лучом света, возникла на балконе, как на облаке. Она улыбалась, с радостью ему отвечала. Все их культурные интересы сошлись — книги, театр, кино… И когда Юджин встретил Дэзи в клубе, он не столько удивился, сколько обрадовался: «Это — она!»

Насколько натужно знакомился Юджин с Ровеной, настолько с первого момента он легко и свободно чувствует себя рядом с Дэзи. Встреча в клубе лишь подтвердила его предчувствия. Юджин сам по себе любит жизнь, но рядом с Дэзи его жизнь заиграла невиданными красками! Смысл — быть, любить, творить — окончательно стал законом. Отныне Юджин обрёл устойчивость в этом мире, ведь оправдалась его самая заветная мечта — он влюбился в идеальную девушку, а это значит, что идеальная любовь существует!

Десять минут встречи, которая оказалась прощальной, вместили в себя настолько много, что этого хватило обоим до конца дней. И не важно, что их судьбы не соединились. Важно, что у каждого случилась первая любовь, не обманувшая их ожиданий — чистая и красивая, как сама юность. «В тот самый момент я понял, что я ещё очень далёк от того, чтобы стать писателем. Ведь мне не хватало слов, чтобы выразить то счастье, которое я испытал за каких-то десять минут, проведённых с Дэзи...»

Дэзи подарила Юджину тетрадь для записей — ей нравится его желание стать писателем, и это огромный бонус для всей его жизни. Если мы узнали историю «Билокси-блюз», значит, жизнь Юджина сложилась, значит, он стал писателем. И даже Виковский получил-таки паблисити, как и другие товарищи: Селдридж (Игорь Ромыш), Карни (Владислав Руковишников), Хеннеси (Богдан Иващенко). Не зря они все, и Туми (Андрей Оторопчук) в обнимку с Эпштейном, улыбаясь, прощаются с нами со сцены… Признаёмся: нам грустно их отпускать, все они оказались отличными ребятами, каждому хочется пожелать исполнения их желаний!


Рецензии