Иисус Христос - Первосвященник Нового Завета

 В Послании к Евреям  подробно раскрывается учение о Первосвященническом служении Иисуса Христа. Эта тема немаловажна, она фундаментальна для понимания природы спасения и взаимоотношений Бога с человечеством. В основе этого учения лежит сравнение Иисуса Христа с Мелхиседеком из Ветхого Завета, царём Салима (что означает «мир») и священником Бога Вышнего.

Имя Мелхиседек само по себе символично: «царь правды». Его встреча с Авраамом, описанная в книге Бытия (Быт. 14:18-20),  представляет собой прообраз будущих событий. Авраам, праотец еврейского народа, получает от Мелхиседека благословение и приносит ему десятину, признавая его высший духовный авторитет. Священное Писание не раскрывает происхождение Мелхиседека: нет упоминания ни о его отце, ни о матери, ни о времени его рождения и смерти. Эта таинственность подчёркивает его исключительный статус, предвещая приход Иисуса Христа, Который, как поясняет апостол Павел, является совершенным воплощением Царя Правды.

Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр. 7:1-28) подробно развивает эту мысль. Он утверждает, что Мелхиседек – прообраз Христа, «Царя Правды и мира», истинного Первосвященника, существующего предвечно, «без начала дней и конца жизни» (Евр. 7:3).  Христос, в отличие от левитских первосвященников Ветхого Завета, не имеет земного происхождения в рамках ограниченной человеческой генеалогии. Он – Предвечный Сын Божий, воплотившийся, чтобы стать Первосвященником Нового Завета.

Его Первосвященническое служение радикально отличается от служения левитских священников. Левитское священство было ограничено, передавалось по наследству и требовало постоянных жертвоприношений, лишь символично очищающих от греха. Служение Христа, напротив, совершенное и окончательное. Евреям 2:14-18  подчёркивает Его воплощение –  принятие Сыном Божиим человеческой природы («плоти и крови»), чтобы  разделить участь людей, включая смерть. Это не только сострадание, а активное участие в борьбе с силами зла, «державой смерти», управляемой диаволом.

Через Свою жертвенную смерть на кресте Христос одерживает победу над смертью и грехом, открывая путь к примирению с Богом. Он становится посредником между Небом и Землей, Первосвященником, Который  предстаёт перед Богом за людей, ходатайствуя за них и прося прощения грехов (Евр. 7:25; 9:24). Более того, пройдя через искушения (Евр. 4:15), кроме греха, Он способен помочь искушаемым, являя сострадание и понимание, недоступные несовершенным людям.

Первосвященническое служение Иисуса Христа – это совершенное самопожертвование, благодаря которому человечество получает доступ к Божественной благодати и вечной жизни. Это служение  основано на совершенной Жертве Христа, раз и навсегда искупившей грехи мира, делая ненужными  повторяющиеся жертвы Ветхого Завета. Именно это учение о  совершенном и вечном Первосвященстве Христа составляет центральную догматическую тему Послания к Евреям, открывая  глубину Божией Любви и плана спасения для человечества.


Рецензии