Партия 2017 г ОСК РПЦ Х. Вопросы нравст-ти 4 ЗМП

Партия 2017 г  ОСК РПЦ  Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности 4. Заветы Матери Пелагеи.

(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции  правоверия как социальной веры.)

Х.4. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

(Организационные формы социума могут, как поддерживать семью как основной институт жизнеустройства, выходящий из природы возникновения и существования самой жизни, так и  развивать его. В такой организации и выявляется существование Бога, выявляется по крупицам такого свидетельства, тогда как навязывание таких образов противоречит   ощущениям человека и отвергает понимание Бога. Здесь может существовать, как религиозная культура, так и антикультура, при этом стремясь к какому то эффекту Церковь  может и не заметить  разницу в них.

Метаморфозы могут иметь жизненное происхождение, отражать действительную сущность отношений. Здесь важно наличие философского значения таких высказываний, сочетание их с чувствами людей, тогда оно и начинает отражать  взаимосвязь божественного и семейного. Любые высказывания имеют  общественное значение только в форме признанных и оцененных жизнью выражений. Таким образом, общественное признание – критерий оценки взаимосвязи божественного, философского и народного в толкованиях, выражениях и метаморфозах.)

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4). «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение... Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию... Нам нет извинения, если дети у нас развращены», — наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», — пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», — проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», — гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20).

(Современная особенность религии в том, что люди живя в пространстве Бога, потеряли и образ Бога, и дорогу к нему. Культура религиозной веры не может подменить существо и представление явности божественного существования, собственного образа Бога и его проявления.   Задача правоверия заключается в строительстве дороги между богом семьи, общества и народов, с одной стороны и Самим  Богом, с другой. Дети  не могут услышать Бога, если  сами родители не слышат Его.)

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.

(Семья и Церковь  связываются между собой через общество, ибо прямой путь не самый ближний).

Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

(Такое разрушение – отражение результата  властного порядка в области семейных отношений, противопоставление его общественному укладу и поражение его.)

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, — свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка.

(Здесь приходится констатировать, что Церковь без института общества, без общественного права и правоверия не справиться с кризисом семьи, с трагедией отцов и детей.)


Рецензии