Стоя у картины В театре. Борис Кустодиев
Импрессионисты! 19 век! 1874 год. Первая выставка в Париже! Конечно, сразу возникают в памяти: Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн… и другие представители французской школы нового направления в живописи, названного “импрессионизмом” от слова “impression” - ”впечатление”. Много шума, рецензий, критики… Классическая академическая школа живописи не принимала новое -
рисование на пленэре мазками, чистыми цветами, в свободной композиции и без сложных смыслов.
Однако, новый свободный жанр цвета и света быстро освоил художественное пространство Европы.
Влияние же импрессионистов французской школы на русских художников было заметным, но не таким сильным, чтобы подавить их самобытность.
В русском импрессионизме не “впечатление” главное, а состояние души или душевный поток впечатления, а также яркость цвета, но немного припорошенная, -
не размытая, как у французов. Вспомним “ Девочку с персиками” или “ Площадь Святого Марка” В. Серова; “В лодке” К. Коровина; “Иней”, “ Груши на синей скатерти “ И. Грабаря (на мой взгляд, одного из лучших русских импрессионистов) и других…
Пожалуй, лишь в конце 19, начале 20 вв появился русский импрессионизм как жанр. И обозначились явные черты его на полотнах художников:
не основной, монохромный цвет, который доминировал ранее, - а множество его оттенков. А также белый цвет, как цвет;
пленэр, как культ. У русских в отличие от французов он присутствовал всегда - куда художнику без природы, без пленэра;
этюдность - картины, как незавершённые этюды, со следами кисти и мазков от красок, а контуры фигур и предметов определены цветом - не линиями…
И вот - выставка в 21 веке, в Москве, посвящённая именно русскому импрессионизму, где представлены оригиналы, собранные со всей страны, из музеев и частных коллекций. Мир картин, погружение в их дух и настроение; открытие новых художников - это особенность любой художественной выставки.
Но здесь и сейчас я открыла не нового художника - я его хорошо знала - а новую для себя картину! На мой взгляд, она выделялась среди других и, казалась, “лишней”.
Картина называлась “В театре”, написанная в 1907г. Борисом Кустодиевым.
Надо отметить, что Кустодиев в начале 20 в серьёзно и увлечённо занимался театром, именно, оформлением театральных спектаклей.
Художественная школа театральных оформителей в России была на высоком уровне. К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа и другие русские живописцы сделали из банального оформления сцены искусство. Да ещё дягилевские русские антрепризы!
И в результате театрально-декорационное искусство получило высокую оценку в мире.
Борис Кустодиев стал известным, востребованным оформителем. Ничего не придумывая, он перенёс свою праздничность, яркость картин; выпуклость и народность персонажей на сцену. И она, сцена, заиграла и зажила народной жизнью! Этакий лубок! Его критики и называли лубочным художником. Но на “его” спектакли зрители ходили - смотреть декорации!
Надо отметить, что тандем режиссёра и художника, как новое направление, как содружество двух искусств в театре,стало развиваться именно в это время, что Кустодиев и делал!
Борис Кустодиев служил в МХТ, в Мариинском, Михайловском театрах… По сути, он прославил и театр, и сцену - как площадку для живописи, искусства сценического костюма и грима. Полнее всего театральные работы художника представлены в музее им. А. А. Бахрушина.
Итак, вспомнив Мастера, как фольклорного бытописателя, эстета русской красоты, портретиста, театрального оформителя и книжного графика, я стою перед картиной “В театре” , абсолютно не понятной - почему и отчего она оказалась в ряду картин импрессионистов?
Скорее всего, на холсте изображён Мариинский или Михайловский театр. В 1907 году Кустодиев и жил в Петербурге, и работал.
Смотришь на картину - и ощущение, что ты заглядываешь в зрительный зал из фойе…
Перед тобой спины чёрных силуэтов зрителей-мужчин. Силуэты условны без исходящей зрительской энергетики и теплоты, без психологизма на лицах - их нет, лиц!
Изображение - на контрасте чёрного цвета и светлого! Причём, всё “чёрное” - это мужские фигуры; а всё
“светлое” - женские. Выполнено как графика или фотокадр!
И это Кустодиев?! С потрясающей “Русской Венерой” в моей, нашей памяти!.. Где свет не имеет границ, а красота, полупрозрачная, но телесная и царская!
Здесь же впечатление, что пришли “черные фраки” смотреть не действо, тем более, не декорации, а тот светлый, воздушный женский мир, который изображён художником где-то в ложе напротив под светом от люстр. Там барышни в пастельных тонах, как контраст чёрному!
Выделяется отдельно от ряда “фраков” супружеская пара, тоже черно-светлая, но уже с лицами, правда, не в полной мере прорисованными. Думается, что это постоянные зрители пришли, как всегда, - и театр посетить, и себя показать, и развеять скуку…
Передний план картины основной. Он выполнен в гротесковой манере. Как бы шарж! Плакатные чёрные спины в ряд, смешные своей одинаковостью, и женственная фигурка в светлом. Зачем? Гротеск в контрасте и иронии! “Чёрные грачи” во фраках вышли на поиски - женщина же, себя показать!
Конечно, - это антракт! И никому нет дела до сцены!
Сама картина выстроена художником, как театральная композиция: рампа, авансцена, арьерсцена. Здесь Кустодиев - больше театральный художник, чем художник.
А техника?! Это графика на контрасте цвета, в контурах фигур. Графика, как иллюстрация в книге, но художник написал её маслом на холсте!
И это загадка!
Так почему же картина - среди работ русского импрессионизма?! До конца не понятно …
Скорее всего, ответ в определении основной сути импрессионизма - “впечатление“. Картина “В театре” создает его и оставляет нам, - впечатление, причём необычное!...
А выставка?! Чудесная! Тёплая, немного тесноватая, поэтому домашняя - хочется диванов, столиков с лампами-абажурами…
А лица какие! У тех, которые пришли, да не один раз… Может, посмотреть на одну, единственную картину!..
На лица эти хочется смотреть, как на картины! Редкость, увидеть такие…
Коллаж составлен из картинок, размещённых в Интернете, и из альбома автора
Свидетельство о публикации №225070101115
Ирина Давыдова 5 01.07.2025 19:30 Заявить о нарушении