Партия 2017 г ОСК РПЦ XI Здоровье народа 3 ЗМП
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции правоверия как социальной веры.)
XI.3. Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, чисто социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.
(Ни отдельные семьи, ни народы при лишении их функция самоуправления ни в состоянии осознать своих гибельных условий существования, в которых люди, защищая себя от тяжёлых условий социальной жизни идут на сокращение семьи до крайнего минимума членов, за счёт сокращения рождения детей или полного отказа от детей и семьи, допуская социальное самоубийство.)
Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей. Нельзя не приветствовать развитие диалога между врачом и больным, происходящее в современной медицине. Такой подход, несомненно, укоренен в христианской традиции, хотя существует соблазн низвести его на уровень чисто договорных отношений. Вместе с тем следует признать, что более традиционная «патерналистская» модель отношений медика и пациента, справедливо критикуемая за многочисленные попытки оправдания врачебного произвола, может являть и подлинно отеческий подход к больному, что определяется нравственным обликом врача.
(К сожалению, разложение нравственных отношений в области здравоохранения, сокращение возможности для лечения, фактического получения душевных трамв и поражений преждевременно лишает человека физических ресурсов для своей жизни, создания семьи и рождения детей. Семья, её создание для человека становится не достигаемой роскошью.)
Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов. Дабы такое распределение было подлинно справедливым, критерий «жизненных потребностей» должен превалировать над критерием «рыночных отношений». Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи исключительно с материальным вознаграждением и его величиной, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей общества и государства.
(Очевидно, что ни сам врач становится препятствием для получения медицинской помощи, а организация социальных процессов в стране, когда своевременное получение медицинской помощи должного качества, часто становится недоступным, как и медикаментозное лечение по причине отсутствия средств на него.)
Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина все более становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни. Исходя из своего многовекового опыта Церковь предупреждает и об опасности внедрения под прикрытием «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.
(Оккультные практики – объект борьбы Церкви с методами нанесения ущерба здоровью при внушении человеку его полезности.)
Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий.
(Физическая культура, её массовость – приоритет общественной организации здравоохранения. Коммерциализация спортивной деятельности переводит её в определённый вид физической работы, с соответствующими последствиями от её выполнения. Здесь исчезает здравоохранительный фактор занятий спортивного плана)
Свидетельство о публикации №225070300150