Партия 2017 г ОСК РПЦ XII Проблемы биоэтики 4 ЗМП
(Рассмотрение основ социальной концепции РПЦ с позиции правоверия как социальной веры.)
XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости.
(Такой приоритет нарушает природную организацию и гармонию человеческих социальных отношений в семье, обществе и народе, выступает разлагающим фактором для их содержания и существа, а вследствие того, что это сфера существования и попечения Бога, то такое изменение прямо направлено против Него. Каждый человек выходит в жизнь по Божьему замыслу, по воле семьи, выходит в жизнь из народа и растворяется в народе. Появление человека всегда встречает семья родственников, изначально ориентированная природную и социальную любовь. Она же является для него первым обществом, через которое он знакомится с народом, входит в его социальную жизнь, а в дальнейшем живет в среде его социального взаимодействия. Когда же приходит время уходить из земной жизни, человек окружается вниманием и заботой семьи ,духом сопричастности их общей жизни, её продолжения. Здесь нет начала и конца, всё взаимосвязано и представляет единый процесс.
Внесение в общий жизненный процесс, в его природу и жизненную организацию насильственных изменений, внесение их даже в отдельные элементы возникновения жизни, в природу рождения ребёнка, вносит обрушение всего порядка социально-биологической организации жизни, нарушает её природу и всю социальную жизнь народа, нарушая саму божественную природу и организацию жизни, что неминуемо приведёт социальную и физиологическую жизнь людей к неминуемой катастрофе. Предвестником её уже выступает разрушение семейной и общественной жизни, депопуляция народов.)
В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
( Не исключено, что такая материализация и коммерциализация станут формами организации нового рабства.)
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.
Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
Свидетельство о публикации №225070500147