Только наличными
Из фильма «Приключения Буратино», режиссер Л.Нечаев, 1975г.
Как только слышишь о наличных, сразу же мерещится или подвох, или афера, или уклонение от налогов… Нал дает возможность обстряпать дело тайно от чужих глаз и скрытно от фискальных органов. Ведь кэш не бросается в глаза, поскольку он, как правило, черного цвета, независимо от пестрого рисунка водяных знаков и перламутровых полос на купюрах. Только наличные! Чистоганом! В мелких купюрах! Нал – кровеносная система теневого оборота. «Никаких чеков, только наличными», – отвечает по телефону сотрудник круглосуточно открытой сомнительной конторы «Освобождение под залог» в фильме «Успеть до полуночи» (режиссер М.Брест, 1988г.). Уж эти ребята знают, какие проблемы могут появиться вместе с денежными чеками, которыми оперирует индивидуумы, подобные герою фильма «Поймай меня, если сможешь» (режиссер С.Спилберг, 2002г.).
Как раз наличные требуются при покупке фруктов в уличных ларьках в качестве платы за демпинг и уход от налогов. Не представляю, как без наличных купить какую-то мелочь (скорее из жалости, нежели по необходимости) у боязливо озирающейся пожилой женщины, торгующей у перекрестка. Без сомнения, одно присутствие наличных в кармане, когда они приятно распирают кошелек, дает ощущение свободы и комфорта. И пусть О.Бендер не особенно ценит власть денег («Золотой теленок», режиссер М.Швейцер, 1968г.), он быстро раскается в том, что отправил чемодан наличных в министерство финансов. Взятка, мзда, подкуп, «благодарность» – это прежде всего наличность, обеспечивающая «полную тайну вкладов». Несмотря на приход эпохи цифровых валют, наличные, как и тысячу лет назад, остаются мерилом стоимости и обращения. Уж они точно никогда не подведут! Без них вы не сможете ничего купить в магазине, когда вырубят свет или перестанет работать интернет. Всегда нужно иметь с собой немного наличности, даже в эпоху эквайринга, POS-терминалов и систем быстрых платежей. В современных портмоне, где масса удобных отделений для впечатляющих визиток, золотых, платиновых, клубных и скидочных карт, тем не менее сохранено отделение для старой, доброй налички.
Дать официанту на чай, побаловать подружку на пляже пиццей или мороженым, купить корзинку малины на трассе, ведущей в мегаполис, приобрести воду и фрукты на железнодорожной станции Таганрог на пути к морю – все это, без всякого сомнения, сподручнее проделать наличными. А перехватить до получки у приятеля, расплатиться с бомбилой в незнакомом городке или с сантехником дома, купить семечки у вокзала или цветы у старушки прямо на выходе из метро – немыслимо без наличных, пусть и не таких больших. Скажите, а как поощрить девушку с танцпола без денежной купюры?!
Как только дело вершится тайно, нелегально, конспиративно, противозаконно, контрабандой, наличность тут как тут. Без нала невозможно заключить выгодный контракт, получить рентабельный подряд на строительство, оформить крупный заказ на поставку техники, пройти полицейский или пограничный контроль, провезти через границу шедевр, исчезнувший из Эрмитажа. И сталкер («Пикник на обочине». Братья Стругацкие, 1978г.), возьмет с вас исключительно наличными за относительно безопасный проход в ту непонятную, таинственную зону. В фильмах «Ва-банк» (режиссер Ю.Махульский, 1981-1985 г.г.) все так и или иначе вертится вокруг наличных. Наличными – банкир Крамер пытается задобрить медвежатника Квинто после выхода того из тюрьмы. Наличные – потребуются уже самому Крамеру, чтобы ему организовали побег из тюрьмы. Наличные – в швейцарском банке будут итогом комбинации против сомнительного банкира. «Кто здесь платит!», – заявляет Крамер, вытаскивая купюры из внушительного бумажника.
«Весь мир в кармане!». Когда у вас наличные, нет необходимости доказывать подлинность векселей, долговых расписок, подтверждать остаток по банковскому вкладу, предъявляя выписку по счету. Все это может оказаться лишь бумажным хламом. Достаточно хлопнуть себя по карману, пальцами изобразить букву V, вынуть туго набитый кошелек или чуть приоткрыть саквояж. Небрежно вытащенный из кармана толстый бумажник сразу покажет вашу состоятельность – никому (продавцу в ювелирном, клиенту на переговорах, официанту в ресторане, менеджеру в салоне, красивой женщине, черт ее возьми…) не надо ломать голову о ваших возможностях. «Весь мир в кармане!». Герой Алена Делона в фильме «Троих надо убрать» (режиссер Ж.Дере, 1980г.) зарабатывает на жизнь в первую очередь игрой в карты. После очередной игры он возвращается к своей подружке, и на ее вопрос выиграл ли он, не сказав ни слова, просто хлопнет себя по карману… Если кто-то украл деньги мафии, то ему явно не поздоровится. Картина меняется, когда горе-похитителям остаются на этом свете считанные дни («Достучаться до небес», режиссер Т.Ян, 1997г.). До чего же красиво можно потратить кейс с миллионом наличности! Купить дорогую одежду, курить дорогие сигары, подарить маме розовый кадиллак (как это сделал Элвис Пресли), отдать все долги и… увидеть море: «Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась». Едва ли эти приключения были бы возможны по безналу. Только наличными!
Интеллект, умение скрывать эмоции, сдержанность и достоинство царят в карточной игре. И все это приведено к общему знаменателю: удаче… Фраза «сорвать банк». Почему сорвать? Лично я вижу это так: сорвать банк означает сорвать с себя оковы бедности, цепи безденежья, и сделать это так же быстро, как и сорвать яблоко с дерева. Как выглядит карточный стол, на котором вместо денег – тоненькая стопка чеков и невразумительных расписок? Неубедительно! Разве будет подобный игральный столик вызывать такой же ажиотаж, когда на кон положены горы наличных в самых разных купюрах или эквивалентные им небоскребы разноцветных фишек, обладающих мгновенной ликвидностью? В карточной игре требуются наличные, чистоганом! Поэтому Германну (А.Пушкин «Пиковая дама») придется выложить банковый билет (в 47 тысяч), так как его противник (Чекалинский) не может «метать иначе, как на чистые деньги». Только в том случае, когда на карточном столе среди гаванских сигар, джина и виски, лежат денежные знаки, а не их разные суррогаты, возможен этот волнующий душу и тело вопрос к вам проигравшего игрока:
– Изволите получить? – спросил он Германна.
Подобно тому как всего лишь одна единственная фишка, купленная в казино на последние деньги, дает шанс выиграть джекпот, так и небольшая толика наличности способна выдернуть вас из нищеты, если вам, разумеется, улыбнулась удача за карточным столом. Даже мизерная наличность в карточной игре дает возможность сорвать большой куш. Всего лишь старый медальон (часы) генерала Хлудова, оцененный бывшим министром финансов Корзухиным по минимуму в 10 долларов (он играет только на наличные) позволит генералу Чарноте выиграть у богача огромную сумму («Бег», режиссеры А.Алов, В.Наумов, 1970г.). «В одиннадцатом часу у игорных столов остаются настоящие, отчаянные игроки… они готовы проставить иногда на этих трех последних ударах всё, что у них есть в кармане» (из романа Ф.Достоевского «Игрок»). И главный герой романа, поставив на кон все свои последние двадцать фридрихсдоров, начнет играть и, в конечном счете, выиграет 200 тысяч франков. Но вот загадка. В обоих случаях счастье в игре не принесет им счастья в жизни. Алексей Иванович (из романа «Игрок») более полутора лет будет скитаться по «игорным городам Германии, опускаясь порой до службы в лакеях и тюремного заключения за неуплаченный долг». А генерал Чарнота, после колоссального выигрыша, уже одетый не в кальсонах, а по последней парижской моде, прямо скажет: «А мне почему-то грустно». Да, старая истина: не в деньгах счастье...
Джентльменов удачи редко интересуют денежные средства на счетах в банках. Проследить их движение не составляет труда – забот не оберешься! Их цель – горы наличных в хранилищах и сейфовых ячейках. Почтовый вагон с наличностью, инкассаторская машина, денежный курьер с саквояжем, автомобиль с набитыми купюрами чемоданом или кейсом в багажнике – всегда под прицелом у сегодняшних рыцарей наживы. В современных фильмах герои почему-то предпочитают «положить глаз» именно на теневые барыши. Впрочем, есть объяснение. Тогда происходящее напоминает не «Большое ограбление поезда» (режиссер Э.Портер, 1903г.), где динамитом был вскрыт денежный сейф в отцепленном от поезда почтовом вагоне, а нечто напоминающее поступки Робина Гуда. Грабеж или афера в данном случае приобретают благородный оттенок: «Ограбление по-джентльменски» (режиссер Р.Харлин, 2021 г.). Все симпатии зрителя на стороне мошенников, грабителей и аферистов. В великолепном пародийном мультфильме «Ограбление по…» (режиссер Е.Гамбург, Союзмультфильм, 1978г.) цель грабителей все та же – кейс с наличными. Американский вариант отличается непрерывными перестрелками и горой трупов. Невозможно разобрать, где полицейские, а где бандиты. Кейс с налом переходит из одних рук в другие. Во французском варианте, несмотря на изящество ограбления, вожделенный чемодан с деньгами так и не достанется разбойникам, в которых мы без труда узнаем звезд французского кино. В «Ограблении по-итальянски» у обедневшего потомка князя столько проблем и долгов, что у него просто нет иного варианта, как грабить банк. Но от мешка денег ровным счетом ничего не останется после выплаты всех долгов. Именно это свойство чемодана с наличностью, как, впрочем, и всех драгоценностей, обладающих очень быстрой ликвидностью, все время куда-то исчезать, уже никого не удивляет. Кстати, смысл пьесы А.Островского «Бешеные деньги» как раз в том, что заработанные трудом деньги держатся крепко, в то время как лёгкие доходы так же легко утекают…
Повсюду в кино портфели с наличностью или с драгоценностями! Только по названию фильма «Карты, деньги, два ствола» (режиссер Г.Ричи,1988г.) ясно, что деньги имеют теневой оборот, и преимущественно добываются двумя упомянутыми в названии фильма способами… В криминальной комедии не может быть иначе. Нью-Йоркскую фондовую биржу никак нельзя причислить к криминальной среде. Однако и здесь горы нала обеспечивают персонажам уход от налогов и красивую жизнь («Волк с Уолл-Стрит», режиссер М.Скорсезе, 2013 г.). Казалось бы, идет Вторая мировая война и патриотизм зашкаливает («Авантюристы», режиссер А.Верней, 1984г.). Действие фильма происходит во время Тунисской компании в 1943 году. Требуется перевести золотые слитки из местного банка в тыловой город.… но и здесь внушительная масса золотых слитков не дает покоя французскому сержанту Оганьеру… Впрочем, все достанется республике!
Эта чертова наличность – испытание для человека! Ну что мешало трем странствующим актерам поровну поделить внушительное (двадцать банковых билетов, шесть выигрышных билетов 2-го займа и чек на три тысячи) содержимое бумажника, найденного ими возле железной дороги (рассказ А.П. Чехова «Бумажник»)? Так нет, пока они не убили друг друга, не успокоились. А как Паниковский в «Золотом теленке» делит десять тысяч рублей из бумажника А.Корейко на четверых?! «Нам с вами, Остап Ибрагимович, по четыре тысячи, а Балаганову – две тысячи». А собственно, почему?.. Слишком велик соблазн мгновенно удвоить свой куш и для грабителя почтового вагона Акулы Додсона (рассказ О.Генри «Дороги, которые мы выбираем»). « –Ты не поверишь, Боб, – вздохнул он, – как мне жаль, что твоя гнедая сломала ногу. И его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность».
Менеджеру автомобильного салона нужно постараться, чтобы продать и оформить автомобиль в кредит. Сотруднику отдела снабжения потребуется немало усилий для выгодного контракта на поставку запчастей к оборудованию. А сколько затрат и выдумки необходимо отделу рекламы завода для увеличения сбыта продукции хотя бы на 10 процентов! Подобная работа не кажется особенно рискованной, в крайнем случае придется искать другое место. Да и успех здесь оплачивается лишь премией или похвалой начальника. Несоизмеримо больше риска несет занятие, когда вы подрядились старателем на Аляске (рассказы Джека Лондона). Нужно пробираться через горные перевалы, плыть по полузамершей реке, отбиваться от диких зверей и дремучего местного населения. Есть риск умереть голодной смертью, заблудиться в «Белом безмолвии» (одноименный рассказ Дж. Лондона). Правда, игра стоит свеч! Золото молниеносно можно обернуть в наличные. Но еще больший риск возникает в случае, если затеять «Большое ограбление». Полчаса – и десять сумок наличности с астрономической цифрой ваши без всех этих утомительных северных приключений! Однако и пулю можно получить в лоб…
Менеджер, старатель, разбойник... Вечный компромисс: если в чем-то выигрыш, то в другом непременно проигрыш.
Свидетельство о публикации №225070501742