Кирюшин храм
(миниатюра)
В конце учебного года, в апреле 2022 года, ко мне по чьей-то рекомендации пришли гости: мама с сыном, учеником четвёртого класса, с просьбой помочь по русскому языку. Пока мы обсуждали вопросы, Кирилл хмурился, вздыхал, словом, заметно волновался. Волновалась и я. Вхождение в новую роль, роль репетитора, многому обязывало. Это было похоже на подготовку к важному экзамену, где каждый неверный шаг мог стоить дорого.
Мой незадачливый четвероклассник на вопросы отвечал односложно, знаниями не блистал, и в рабочей тетради, которую предоставил по моей просьбе, буквы словно бы отплясывали гопака. А чуть позже вдруг выясняется: у моего подопечного «личная драма», обида на учителя, который закрепил за ним репутацию «серого троечника». И Кирилл всем своим существом выражал протест. Статус троечника, как выяснилось, мешал ему самоутвердиться в собственных глазах, а также в глазах одноклассников.
К сожалению, не всё складывается так, как хотелось бы. Этот мальчик успешен во многом: родители обеспечивают его всем необходимым, он обладает дорогим самокатом и уже успел попутешествовать. Однако с учёбой у него возникли трудности, особенно по русскому языку. Кирилл уверен в своих способностях и считает, что учитель просто-напросто придирается к нему. Мальчик также напомнил о длительных ограничениях из-за пандемии, о том, что обучение проходило дистанционно. Если бы не эти обстоятельства, то ситуация могла бы, на его взгляд, сложиться иначе.
Входной контроль первых занятий подтвердил правоту Кирюшиного учителя: знания есть, но... обрывочны, эпизодичны, напоминают строительную площадку с хаотично разбросанными материалами, что напротив нашего двенадцатиэтажного дома.
А про стройку замечено не случайно. За окном через дорогу, действительно, идёт подготовка к большому строительству. Закладывается фундамент непростого здания – здание Храма Божьего. Такое дело не терпит спешки и отлагательств. Строение будет основательным, монументальным, величественным. А сами строители обязаны быть, безусловно, мастерами своего дела. Огромный гусь-кран стрелой упирается в небо, осторожно укладывает в заготовленные ячейки железобетонные блоки, тем самым отвлекая внимание ученика во время занятий.
И каждый новый день «у репетитора» Кирилл непременно начинает с просмотра панорамы возведения церкви, проявляя при этом неподдельный интерес к удивительному действу; жаль, отнюдь не панорамные окна не могут хотя бы чисто визуально стереть грань между домом и строительным участком.
И мы с Кириллом решили, что в процессе своих занятий тоже займёмся строительством храма, истинно своего, учебного храма с гордым и красивым наименованием «Его Величество - Русский язык.» Вот так теперь и работаем, в унисон происходящему на строительной площадке, шаг за шагом, в длительной череде сверхурочных занятий закладываем фундамент знаний по грамматике, правописанию. Разделы науки о русском языке осваиваем обстоятельно, без спешки, далее и далее… уже на платформе пятого класса; закрепляем, приводим в порядок прежнее, раскладываем по полочкам новое. А силуэт подъёмного крана, двигающегося вдалеке, порой приходится укрывать за оконные жалюзи, дабы ничто не отвлекало нас от учебной деятельности.
Кран-гигант, таким образом, занимается своим делом: легко и непринуждённо выписывая сложные пируэты, изгибаясь в причудливых формах, а мы с подопечным «по другую сторону экрана» с увлечением трудимся над причудами и секретами словесных форм родного языка. Лингвистические игры, как известно, расширяют кругозор, приучают работать со словарями, они важны для развития логики и мышления, а значит и для развития речи. Например, каверзный вопрос: может ли троечник быть лучшим? (ставит Кирилла в тупик, побуждает к долгому размышлению). В игре «Словесный улов» попадается на удочку слово без корня (вопрос: а разве такое возможно?) Очень познавательна и в то же время забавна, по мнению самого Кирилла, работа с тропами (и уж не козьими, разумеется).
Гусь-кран трудится в напряжённом режиме, Кирюше в строительстве своего языкового храма уступать не хочется... Он соревнуется с техникой, и это соперничество, в лучшем смысле слова, стало заметно отражаться на результатах учебной деятельности, положительно проявляться в повседневных оценках, баллах, в качестве выполняемых домашних заданий, даже в аккуратности ведения тетрадей, если хотите. Вначале стали радовать редкие четвёрки, затем они прочно утверждаются в графах электронного журнала, вдруг там же, в графах журнала, стали «проблёскивать» пятёрки – и вот уже решающее в данном учебном году ВПР выполнено на «отлично»!
А далее череда приятных для Кирилла событий, как итог всех этих причинно-следственных связей и отношений: авторитет среди одноклассников возрастает; бывший учитель безоговорочно вынужден признать результаты учебных достижений ученика-«троечника» и, наконец, самое долгожданное: мама с сыном на каникулах едут отдыхать в солнечные Арабские Эмираты…
В своих заморских странствиях, не сомневаюсь, мой ученик невольно будет наблюдать за окружающим миром, и, конечно, сопоставлять особенности родной речи с говором людей других национальностей. Но своё, родное, для Кирилла, юного гражданина Российской Федерации, не должно утонуть и заглохнуть в многоголосье чужих наречий. Ведь «славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские…» И нам, русским людям, взрослым и детям, важно самим всегда об этом помнить.
Храм за окном продолжает шириться, строиться; за лето, без Кирилла, здание заметно поднимется, вымахает, ведь гусь-кран всегда устремляется ввысь, в небо. Мой ученик тоже заметно подрастёт, станет на голову выше, и не только в плане физическом… Самое главное, мой пятиклассник уже поднимается на ступеньку выше (переходит в очередной класс) с хорошими оценками по предмету – это добрый знак. «Кирюшин храм», таким образом, набирает высоту, обороты, силу.
Свидетельство о публикации №225070601377
А современные дети врял ли понимают, в какое прекрасное время они живут. Читаю Ваш текст, мне интересно. Да и написали Вы мастерски, сравнив успехи мальчика с ростом строения. Мне до пятого класса все предметы давались легко, был круглый. А в пятый стали ходить в соседнее село. И обнаружились ошибки в письме. У меня! У отличника! Я - к учительнице с вопросом: что делать? Про ошибки в словах: написать слово десять раз, чтобы запомнить. Так ТЕРРИТОРИЮ я и написал, с тех пор помню две Р. А с пунктуацией: когда читаешь, старайся понять, почему там они поставлены. И стал я читать медленно и вдумчиво. Новые правила ложились на благодатную почву. Исправил я свои тройки-четверки. А ещё я почти на каждом уроке задавал вопрос о значении того или иного слова. Учительница записывала и отвечала на следующем уроке. Со знаниями, полученными в семилетке, я успешно учился в техникуме, потом из армии писал письма, понимая, что пишу грамотно. И с этим же багажом пришел работать в редакцию. И в первое же дежурство "свежая голова" выловил к изумлению и себя три серьёзных ошибки. Старый корректор спросил, сколько лет я работаю в газете, и не поверил, что впервые.
А зачем я написал? Для разнообразия репетитору. То есть при желании каждый сам может хорошо заниматься.
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 07.07.2025 12:19 Заявить о нарушении
Полезно каждый день переписывать по странице тонкую книжку. Это развивает скорость письма, усиливает все виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое) и улучшает каллиграфию.
Не стоит забывать о важности чтения.
Большое СПАСИБО за отклики, подробные комментарии. С благодарностью,
Валентина Будникова 07.07.2025 13:29 Заявить о нарушении
Всего доброго!
Василий.
Василий Храмцов 07.07.2025 13:42 Заявить о нарушении
Валентина Будникова 07.07.2025 14:59 Заявить о нарушении
Извините, всех благ!
Василий.
Василий Храмцов 07.07.2025 17:27 Заявить о нарушении
Спасибо за беседу! Всех Вам благ!
Валентина Будникова 07.07.2025 17:38 Заявить о нарушении